Краснодарцы протестуют против расширения Ростовского шоссе в сторону жилых домов.
Про расширение напряженной магистрали было известно давно, проект был готов не вчера, финансирование работ — федеральное.
Однако когда в субботу, 30 января, бензопилы стали валить тополя и клены между дорогой и пятиэтажками, горожане возмутились. Живым щитом они сумели отстоять деревья, которые лет тридцать назад сами и посадили. На следующий день была еще одна попытка уничтожения деревьев — вопреки обещанию администрации Центрального округа. И опять жители воспрепятствовали.
И начались регулярные встречи активных граждан с окружными и департаментскими чиновниками, с представителями заказчика (филиал ФКУ Упрдор «Черноморье») и подрядчика (Усть-Лабинское ДРСУ). У людей были простые вопросы: почему оживленное шоссе расширяется вплотную к домам, а не к железной дороге, ведь они останутся без защиты от шума, пыли и газа? Им в ответ — про то, что еще одна полоса на выезд разгрузит основной поток от машин с правым поворотом, уходящих на Солнечную, в сторону нового микрорайона. Что «Ростовка» — федеральная трасса, и они не вправе корректировать планы строительства такого уровня.
Те же аргументы звучали и во вторник — в администрации города, куда Валентину Игнатенко, представителя протестующих (она же председатель ТСЖ «32», «33», «Ритм»), пригласили городские чиновники, и в среду на митинге по месту событий.
На всех встречах чиновники и строители упирали на блага, которые свалятся на жителей злополучных домов по окончании капитального ремонта шоссе. А именно: коммуникации из-под дороги перенесут под тротуары; участок теплотрассы под шоссе заменят на новый, уличное освещение станет светодиодным, перед остановочными павильонами появятся въездные «карманы», проезжую часть от зеленой зоны отсекут бордюрами и металлическими ограждениями, между проезжей частью и жилыми домами останется по 14-15 метров зеленой зоны. И самое главное — вырубленные деревья компенсируют посадкой новых. На это город уже получил от «федералов» 5,5 млн рублей.
— Саженец стоит семь тысяч рублей. Федеральных денег хватит на вдвое больше деревьев, чем будут потеряны при расширении дороги (184 дерева и кустарники – прим.ред.). И за ними будем ухаживать в течение трех лет, — рисует перспективы Иса Чингариев, замдиректора департамента городского хозяйства и ТЭК. — В шахматном порядке липы и клены встанут так плотно, что отсекут от домов шум и грязь.
Наконец в субботу, 6 февраля, на встречу приехали мэр Краснодара и два руководителя — по городскому хозяйству и озеленению. Они опять успокаивали возмущенных людей. Кроме обещанного ранее, Владимир Евланов озаботился фасадами и состоянием этих домов, — поскольку они находятся на въезде в центральную часть города, своего рода лицо города. Подтекстом звучало, что товариществам собственников жилья город поможет финансами.
Андрей Рудомаха, координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу», спросил у мэра, почему документы, разрешающие эту вырубку, были согласованы городской властью еще в 2013 году, а жители узнали об этом только сейчас.
— Мы сегодня многие вопросы переосмысливаем. Три года назад об этом вообще разговоров не вели. Сейчас более плотно контактируем с населением, — признал ошибки Владимир Евланов. — Вы можете в Общественном совете, куда входите, держать на контроле вопросы информированности населения действиями власти.
Много спорили о картах: кадастровые они или «гугловские», чем отличается капитальный ремонт от нового строительства, каков норматив зеленой зоны между дорогой и домами?.. Но Владимир Лазаревич так и не ответил по существу, можно ли перенести расширение на противоположную сторону. Хотя гражданские активисты показали кадастровую карту Росреестра, согласно которой город может распоряжаться участками с обеих сторон дороги.
Градоначальник предложил еще одну встречу, во вторник, на которую пригласит Юрия Рысина, руководителя краевого департамента архитектуры и градостроительства.
— Я его воспринимаю как арбитра. Он придет и скажет, правильно или неправильно делается ремонт этого участка Ростовского шоссе.
Наша газета подписывается в печать во вторник утром, поэтому не знаем, кого на очередной встрече с горожанами назначат «барином, который всех рассудит»… Скорее всего, результат очередного толковища будет равен нулю. Спросите, почему? В субботу я поинтересовался у замдиректора Южного регионального агентства геодезии и землеустройства — организации, готовившей проект по «Ростовке»: бывало ли, чтобы в планы ремонта федеральной трассы вносились коррективы?
— На моей памяти — нет. Этот проект проверяли 26 экспертов ростовского филиала Госэкспертизы, а он в России считается самым «злым» для проектировщиков. Легче пройти экспертизу в Москве, чем в Ростове, — ответил Игорь Сероусов.
— Нет, речь не об инженерных ошибках, а об изменениях в проекте, связанных с требованиями граждан или хозяйствующих субъектов…
— Такого не помню.
— Тогда какой смысл в запланированной на вторник встрече?
— У меня на этот вопрос нет ответа…