МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Марина Шапиро: «Культура – суть человека»

Герой труда Кубани 22 года отвечала за творческое развитие региона

Всякий раз, когда речь заходит о культурной жизни кубанцев, сразу возникает дивный образ Марины Михайловны Шапиро-Михайловой: бесконечная гармония красоты внешней и внутренней. Одним словом, богиня.

В преддверии 90-летнего юбилея Марины Михайловны «МК» на Кубани» поздравил выдающегося деятеля культуры Краснодарского края и попросил ее ответить на несколько вопросов.

- Марина Михайловна, вы возглавляли управление культуры Краснодарского крайисполкома с 1961 по 1983 год. Не кажется ли вам, что созданные вами заделы позволили Кубани стать передовым культурным центром?

- Время было тяжелое. Край был разбит, раздроблен. Фашисты своими танками изувечили здесь все. Прошло 18 лет после войны. Была восстановлена промышленность, возрождалось сельское хозяйство, обращалось особое внимание на здравоохранение. Восстанавливались школы. А о культуре речь не шла вообще, она была в плачевном состоянии.

Мне было 40 лет, когда я пришла на должность начальника управления культуры Кубани. В пятимиллионном крае, тогда и Адыгея была с нами, в то время было всего 30 музыкальных и художественных школ. Я считала, будет ребенок музыкантом, художником или нет, но азы музыкальной культуры, чтение, рисование помогут ему стать полноценным человеком, он всегда будет тянуться к лучшему, потому что в нем уже воспитано чувство прекрасного. Культура – это суть человека. Я ушла с должности, оставив более 700 учреждений культуры, в том числе: здания краснодарских драматического театра и оперетты, цирка, кинотеатра «Аврора», краевого театра кукол, музыкального училища им. Римского-Корсакова. При мне был открыт Краснодарский государственный университет культуры и искусств, у истоков которого стояли Григорий Плотниченко и Игорь Корчмарский; два новых музыкальных училища; худруком театра драмы служил народный артист СССР Михаил Алексеевич Куликовский; по моему приглашению в край переехал композитор Григорий Пономаренко, был воссоздан Кубанский казачий хор. Нужно отметить, в то время Министерство культуры было очень грамотным, возглавляла его Фурцева.

- Вы успели ее застать?

- Я не только застала, мне пришлось с ней общаться при создании Кубанского казачьего хора. Теперь ККХ, и я с полным правом и гордостью могу сказать, является национальным достоянием Кубани, наша визитная карточка. Здесь исторически сложилось так, что нужен обязательно хор. Ведь я была поставлена возглавлять культуру огромнейшего края, и как руководитель понимала, что край должен иметь и свою культурную идентичность. Если драмтеатры и музтеатры были везде одинаковы, то у территории должна быть отличительная черта и в этом направлении. Пять лет я ходила по кабинетам пока меня не пригласила Фурцева. До этой встречи я ее видела издалека: я в зале, она – в президиуме, у нас не было никаких деловых встреч. И вдруг она меня приглашает. Я пришла к зампреду крайисполкома Георгию Ивановичу Кинелеву, интеллигентнейшему, образованнейшему человеку, прирожденному организатору и отличному работнику, обсудила с ним все вопросы, и нас Сергей Федорович Медунов командировал в Москву.

Нас пригласили в кабинет Фурцевой и мы вошли. Фурцева – красивая, статная, умная, интересная, называет меня по имени и отчеству, начинает нас хвалить, благодарить за состояние культуры в нашем крае, ну и потом плавно переходит к самой проблеме: «У нас такое сейчас сложное финансовое положение в отрасли, что мы не можем держать и донской, и кубанский казачий хор. Ну, вы же когда-то были одной территорией, у вас же когда-то этот хор был один, он ведь когда-то обслуживал все население края…». Мы сидим, молчим. Встает один руководитель культуры, потом другой, выступают с целью нас переубедить. Мы продолжаем молчать. И обратилась ко мне: «Марина Михайловна, что вы скажете?».

«Мы против. Мы считаем, что Кубань имеет свою историю, свои традиции и быт. У нас пятимиллионное население, а в Ростове – два миллиона. Мы – пограничники, у нас море…»…

- Рискованное заявление по тем временам, но, судя по всему, все закончилось благополучно. А как вы познакомились с Виктором Захарченко? Какое он на вас произвел впечатление?

- Я была страшной поклонницей творчества Григория Пономаренко. Пригласила его на Кубань, предложила ему комфортные условия для творчества и проживания. Я еще тогда почувствовала его народную суть, думала вместе с ним и восстановим ККХ. Проходит время, Григорий Федорович мне признался честно, что с хором у него не получается. Тогда он устроился на работу в филармонию и берет гастрольный тур с Вероникой Журавлевой по краю. Врыв. Успех. Мне все звонят и говорят: «Марина Михайловна, большое спасибо за Григория Пономаренко!».

Уже в это время я объявила поиски нового худрука. Откуда только не приезжали: с Украины, из центральной России, Молдавии… Я беседовала с ними, понимала, что не потянут и говорила им вежливо: «Мы вам сообщим по телефону…», не могла открыто отказать. Я прекрасно понимала, что кандидат должен обладать казачьим духом, любить Кубань и ее песни. Про Виктора Захарченко ничего не знала. Устав от поисков, ушла в отпуск. Уехала в санаторий в Орхипо-Оиповку. И вдруг по радио слышу, что мне нужно пройти в информационный корпус. Смотрю, Виктор Гаврилович. Он рассказал о себе, что пять лет работает зам. худрука Новосибирского хора, и что сам — казак, родился на Кубани и готов ей служить. Вот так мы и познакомились. Он на меня произвел хорошее впечатление. Я дала согласие, но параллельно стала собирать о нем информацию. И мне все говорили: «Марина Михайловна, оставьте его, вам не будет покоя». А я обрадовалась и подумала, что именно такой человек нужен хору. Вручая ему приказ о назначении на должность, я поздравила его и высказала самые добрые пожелания, а он взял бумагу и сказал: «Хочу вас предупредить, я тут навсегда!».

- Сейчас вы так об этом легко рассказываете…

- Я это время называю хождением по мукам. Пять лет потуг и рождение ККХ.

- Марина Михайловна, ваша работа не мешала вам быть любящей мамой?

- Никогда. Материнство — это самое теплое, доброе, нежное чувство. Я всегда хотела иметь сына, и никогда, ни на секундочку об этом не пожалела. У меня добрый, чуткий, заботливый сын. У меня прекрасные внуки, правнуки.

- Вы счастливый человек?

- Да. Я всегда работала с полной отдачей и любовью к людям. Несмотря на тяжелые военные годы, выпавшие на мою молодость, мне было интересно работать, строить, создавать, помогать людям. Я не устаю повторять: меня окружали порядочные, трудолюбивые люди. Меня растили, учили, мне доверяли, и я знала, что доверие нужно оправдывать трудом, делом, результатом. Я удостоилась 12 правительственных наград, но с особой теплотой ношу «Героя труда Кубани». Когда я работала, нас не спрашивали: хочешь - не хочешь. Я всегда считала: раз доверили - значит, надо работать. Что еще для счастья нужно?

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах