Кого краснодарские активисты видят в Общественной палате

Назначение первых пятнадцати членов Общественной палаты Краснодара стало поводом для обсуждения

Участники дискуссии в медиахолдинге "Екатеринодар"сошлись во мнении, что власть не должна игнорировать запросы  и уличного актива на участие в обсуждении проблем города и края

Назначение первых пятнадцати членов Общественной палаты Краснодара стало поводом для обсуждения

Во встрече приняли участие член Крайкома КПРФ Александр Сафронов, участник праймериз «Единой России» для выборов депутатов ЗСК, лидер проекта «НАЗЕМКА — Наземное метро Краснодарской агломерации», эксперт в области управления Евгений Змиев, главный редактор телепрограммы «Советская Кубань» Вячеслав Потапов, активист группы «Помоги городу» Виталий Солонченко.

Формально поводом для нее  стало обсуждение назначения первых пятнадцати членов Общественной палаты Краснодара и путей решения текущих проблем краевой столицы. Однако с самого начала стало понятно, что в контексте заявленной темы собравшихся больше волнуют вопросы взаимодействия власти и общества. Участники дискуссии сошлись во мнении, что власть не должна игнорировать запрос общественников и уличного актива на участие в обсуждении проблем Краснодара и края. В том числе нового состава Общественной палаты 
города. 

Вячеслав Потапов:
— Уже обнародованный список первых пятнадцати членов Общественной палаты, скорее всего, был спущен городу краем. И это говорит о том, что власть попросту боится неудобных мнений. Федеральный центр выстраивает отношения с общественниками не так, как ведет себя власть на местном уровне. Если вы помните, во время своего визита в Краснодарский край Михаил Федотов, советник главы страны по правам человека, настоятельно рекомендовал краевой власти вводить в состав различных общественных институтов регионального и городского уровня уличных активистов. Среди присутствующих это, например, Виталий Солонченко. Он из тех, кто искренне хотел бы что-то поменять. Задача власти — привлечь таких людей в различные советы, получить от них идеи и использовать на благо общества и государства. Если активные горожане не просто хотят митинговать и требовать свержения власти, а действительно стремятся изменить жизнь к лучшему, необходимо предоставить им эту возможность. Опять же, власть должна где-то пополнять кадровый ресурс. Как говорил товарищ Сталин, кадры решают все. Общественная палата может стать кадровой скамейкой, работа в ней будет отвлекать активистов от протестной активности.

Александр Сафронов:
— Единственная цель создания таких институтов, как Общественная палата, — повышение эффективности деятельности властных структур. Сверху не всегда хорошо видно, не все верно понимается. На муниципальном уровне решаются не политические задачи, а вопросы организации комфортной жизни людей, обустройства городской среды. Городская Общественная палата — это механизм, с помощью которого власть должна лучше понимать общество. У нас сейчас власть не несет никакой ответственности перед социумом, да и не хочет этого. В этом я вижу главную причину, почему нет сильной мотивации привлекать общественников.

С Солонченко же придется спорить, Потапова придется убеждать. Если показать Виталию Солонченко, как реально обстоят дела, то представьте, сколько нервных клеток придется потратить чиновникам потом! Это никому не нужно. Я зашел на сайт — у нас, оказывается, формируется еще и Совет по стратегическому развитию города. Но на портале городской власт его следов не нашел...

Евгений Змиев:
— Потому что он только рождается. В городе сейчас сложилась ситуация, когда в одной точке пространства формируются два общественных органа. Красивые пошли в Общественную палату, умные — в Стратегический совет развития города. Я утрирую, конечно, но нужно понимать, что и там, и там должны быть видные общественники. При этом нельзя допускать, чтобы составы этих общественных институтов дублировались. Я попытался понять принцип их формирования с точки зрения экономики и менеджмента.

В Стратегический совет пошли те, кто активно проявил себя на общественной работе, имеет контакты с властью, знает, как можно провести стратегические изменения в Краснодаре. Что мы видим в Общественной палате? Назначены 15 человек, которые отберут еще 15. Критерии отбора не так просты. Чтобы попасть в Общественную палату города, нужно состоять в общественных организациях, подавать заявки и т. д. Однако среди тех, кого нам уже представили, очень много видных, состоявшихся бизнесменов. Могу сказать, что меня это даже радует. С точки зрения пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, человек после приобретения благосостояния психологически хочет делать добрые дела. В этом случае я могу подозревать, что у уже вошедших в Общественную палату людей есть намерения бескорыстно сделать что-то хорошее для общества. То, что попытаются донести эти люди до власти, может быть достаточно интересным.

Александр Сафронов:
— Общественная палата города должна отражать определенный срез общества. Не должно быть как в городской Думе, где основной состав — бизнесмены с небольшими вкраплениями узких специалистов. А кто будет представлять интересы других слоев, работников социальной сферы, например? То же самое в отношении Общественной палаты. Бизнесмены — это, конечно, хорошо, но я не уверен, что их наличие означает желание что-то давать, а не забирать. Весь опыт 90-х годов говорит о том, что будет ровно наоборот.

Что нужно мужикам с деньгами и властью? Больше денег и власти. И до тех пор, пока этот человек своими делами не убедит меня в обратном, я будут подозревать, что он лезет во власть, чтобы получить дополнительные бизнес-бонусы. Вхождение во власть, считаю, предполагает презумпцию виновности. И на любого богатого человека я буду смотреть именно с этой точки зрения.

Вячеслав Потапов:
— У нас есть общественный совет при ГУВД края. Так вот там тоже одни бизнесмены. Тем не менее, сегодня в процессе обмена водительского удостоверения вы даже бланк не увидите там, где ему положено лежать. Инспектор выдает его лично и на ваши просьбы сделать это побыстрее отвечает, что он не может, так как работает с персональными данными. Для чего тогда нужны эти бизнесмены в общественном совете?

Думаю, нынешняя власть боится открыто разговаривать с общественниками. Не секрет, что я никогда не имел хороших отношений ни с бывшим губернатором края Ткачевым, ни с кем-либо другим в руководстве города и края. Но при этом со мной разговаривали, на мои вопросы отвечали. Было время, когда первый вице-губернатор Хатуов раздавал людям свои визитки и говорил, что ему можно звонить в любое время. Более того, я один раз решил проверить, набрал номер — действительно, поднял трубку Хатуов. Говорю, мол, пришли люди с проблемой, он сказал: «Подъезжайте, обсудим». Человек был компетентен и не боялся встретиться, поговорить с каким-то там Потаповым.

Евгений Змиев:
— У нас сейчас сам губернатор Кондратьев активно общается с людьми.
Вячеслав Потапов:
— А результат какой? Городская власть ничего из себя не представляет. Хотели сменить мэра — сменили. Нынешний градоначальник, видимо, устраивает тем, что не просит, как Евланов у Ткачева, 8 млрд рублей в год на благоустройство Краснодара. Отсутствие этих денег мы видим на дорогах города, которые сегодня разрушены полностью.

Александр Сафронов:
— Они были такими же и пять лет назад.

Вячеслав Потапов:
— Ничего подобного! Как только сходил снег, тут же асфальтировщик заделывал ямы. По городу сегодня можно только передвигаться, а не ездить. Я молчу про участок по улице Новороссийской от Васнецова до Шевченко. Почему его столько лет не делают, загадка. Мэр Первышов обещал, что с 15 мая начнется ремонт Новороссийской. Мы с вами общаемся 19 мая, но работы до сих пор не начались.

Евгений Змиев:
— Я хочу вернуться к составу Общественной палаты. В Краснодарском крае обнаруживается одна интересная проблема — а именно отсутствие или минимальное количество на решающих позициях во власти людей, разбирающихся в экономике. Это видно по текстам выступлений чиновников или депутатов, по принимаемым ими решениям. Отдельные вердикты депутатского корпуса и вовсе вызывают ухмылку.

Виталий Солонченко:
— А какой смысл мне, будь я губернатором или мэром, поднимать экономику? У нас же ни один налог не идет целиком в бюджет края. Налог на прибыль, НДС поступают на федеральный уровень. Нам остается НДФЛ, но его мало по сравнению с НДС и налогом на прибыль. Возьмем пример Калужской области с ее автозаводами. Глава региона сказал: «Зачем делать экономику, если все деньги забирает Москва?»

Евгений Змиев:
— Так не может сказать человек, который разбирается в экономике. Профессионалы ужасаются нынешним управленческим решениям. Поэтому я и выступаю за присутствие в общественных структурах людей, которые работают в бизнесе. Они хотя бы практики, понимают, куда ходить можно, куда нельзя. В ЗСК тоже есть культурологи, ученые, философы, учителя. Не хочу никого обижать, но считаю, что нельзя, чтобы непрофессионалы шли во власть.

Хорошо, конечно, когда депутат говорит, что он за нас. Но, простите, если не может понять документ, который ему принесли, не в состоянии понять закон, цифры, которые написаны в отчетах, то толку от того, что он за нас! Если я не художник и приду на слушания худсовета, просто послушаю и все. Я там ничего не пойму. Власти сегодня не хватает практических знаний в экономике, навыков в управлении, и люди из бизнеса могут помочь скорректировать работу чиновников. Если понимаешь, как управлять, что такое экономика, как она работает, то только дунешь, и все закрутится.

Виталий Солонченко:
— А почему власть должна разбираться в экономике?

Евгений Змиев:
— А зачем тогда власть, если она не понимает в экономике? Тренд должен быть на профессионализацию любой деятельности. Если ты учитель — учи, но не иди во власть, если не способен понимать документы на уровне законодательства, бюджетной системы. Здесь вопрос профессионализма ключевой. 

Александр Сафронов:
— Мысль прозвучала интересная, что нет мотивации губернатору развивать производство, экономику. Для меня это дико. Это как раз к вопросу об ответственности власти перед обществом. А рабочие места, а инфраструктура? Проблема сейчас какая? На муниципалитетах лежит колоссальная ответственность за социалку. В советские годы социалка принадлежала предприятиям. Руководителей предприятий брали за горло и говорили: «Вот это твой детский сад, твой Дом культуры». Сейчас ситуация иная. Но так же, как в советские годы, без производств никак. Их надо возрождать и на них навешивать социалку, благоустройство территорий.

Виталий Солонченко:
— У нас такие производства в крае есть. Абинский металлургический завод, например, дома своим рабочим строит, детский сад, спортивные и игровые площадки.

Александр Сафронов:
— Я за то, чтобы в Краснодаре работало как можно больше производств, так как сфера услуг не дает высокой прибавочной стоимости и больше налогов в бюджет. Нужно поднимать производство. Но делает ли это городская власть? Наш опыт взаимодействия с работниками завода им. Седина показал, что интереса к сохранению производства, которое будет кормить город, городская власть не имеет. Момент второй. Говорится о том, что губернатор и мэры не понимают в экономике. Я считаю, что если человек захочет, он во всем разберется. Главное — выстроить стратегию. Но этого у нас нет. Возьмем Краснодар. Куда мы идем? Какая она, кубанская столица 2050 года? Те планы, что уже есть, нарушаются безбожным образом. Генплан Краснодара, например. В нем улица Солнечная должна быть продолжена до Стахановской, чтобы два огромных микрорайона, построенных там, могли хоть как-то выезжать и заезжать. Что я вижу сегодня? Каждый день наблюдаю строительство большого торгового комплекса на том самом месте, где по генплану должна быть дорога. Это все происходит в ситуации, когда есть генплан! Нужно представлять Краснодар хотя бы на 30 лет вперед, чтобы на месте запланированных дорог не строились торговые центры. Перспектива должна быть объективной, научно обоснованной, с учетом пожеланий общественности, требований достижений науки и техники. Пока этого не будет, порядка в городе не ждите. Или же ситуацию с «Авророй» возьмите. Хотели подремонтировать здание, а вместо этого сломали стены и порвали экран. Год никто не обращал внимания, а сегодня нам говорят, что они сами в шоке от того, что натворил подрядчик. Это что, извините, ответственность власти перед людьми?! Все равно, что мы себе домой наймем бригаду для ремонта, а потом год не будем замечать, что ничего не делается. Дальше... Сообщение, например, 2012 года по поводу участков на Западном обходе. Эти земли застройщику выделили практически за бесценок при рыночной стоимости в 9 млрд рублей при условии строительства там 8 школ и 25 детских садов. А потом через какое-то время обязательства для застройщика изменили — не надо больше никаких школ и детских садов, дорогой товарищ. Это что?! Ответственность власти перед народом?! Нет! Реально получается, что за свою деятельность можно не отвечать. А если привлекать общественников, то, может быть, отвечать придется.

Вячеслав Потапов:
— А куда экономика края движется вообще? Есть понимание? Ведь чтобы продвигать любые проекты, чтобы бизнес зашел в край, должен быть авторитет власти. А он формируется в том числе на основе работы Общественной палаты. Если этот институт — профанация, то и работа власти воспринимается так же. Сегодня парализовали деятельность строительной отрасли затянувшимися изменениями в генпланы. А в итоге что мы имеем? Люди пришли ко мне и рассказывают, что на месте их участка под ИЖС нарисовали зеленую зону. Заметьте, в станице Елизаветинской! Граждане теперь не могут ни строиться, ни что-либо изменить. Власти с общественностью не могут работать вообще.

Евгений Змиев:
— Чтобы экономика края двигалась лучше, нужны новые региональные законодательные инициативы, необходимо создавать инфраструктурные проекты. Вот Виталий рассказал, что в городе выдано уже 2 миллиона 200 тысяч медицинских страховых полисов. Понимает ли власть перспективы роста численности населения в ближайшие годы? Осознает ли, какую экономику она хочет видеть? Если понимает, будет стратегия развития. Задача власти — наращивать население Краснодара, увеличивать застройку так, чтобы территория агломерации заполнялась равномерно. Нужно понимать, что при повышении заселенности растет и отдача от экономики, снижаются издержки на ведение бизнеса, дешевеют коммуналка, услуги. Не надо кричать: «Караул, у нас 70 тысяч нераспроданных квартир!» Наоборот, на всю страну надо объявить: «Приезжайте к нам, у нас 70 тысяч новых квартир в полтора раза дешевле, чем у вас в старом фонде!» Когда мы это осмыслим, перестанем бороться с приезжими. Экономика идет от людей: больше людей — больше производительной силы, больше потребителей. Придут предприятия, будут создавать рабочие места, поступит больше налогов. В наш постиндустриальный век вопрос производства не самый актуальный. Важна эффективность ведения хозяйственной деятельности. Несколько лет я состоял в совете директоров завода «Севмаш» — комплекса по строительству атомных подводных лодок для ВМФ. Там активно использовали карусельные станки. Я поинтересовался, где их покупают. Ответили, что в Чехии. «Подождите, а в Краснодаре-то, в Краснодаре?..» — начал спрашивать я. А мне говорят, что они свой заказ как госкомпания выставляли на закупочные процедуры через Интернет, но завод им. Седина туда не приходил. То есть вопрос по банкротству предприятия, получается, к собственникам, к менеджменту!

Александр Сафронов:
— Я глубоко симпатизирую тому, что сказал Евгений Евгеньевич, в смысле развития краснодарской агломерации. Когда были выборы во Франции, мэр Парижа сказал, что основные задачи — присоединение и включение в парижскую агломерацию как можно большего количества территорий. Это нужно для создания производственных цепей. Также должно быть комплексное развитие города и близлежащих населенных пунктов, сходных с ним по интересам. У нас же каждая территория занимается собственной программой развития, никакой синергии, эффекта масштаба мы не получаем.

Евгений Змиев:

— Считаю, задача губернатора создавать больше «пирожков» для бизнеса. Чем больше их, тем устойчивее власть. В том числе губернатора. Привожу пример. В Краснодаре дефицит мест для комплексной застройки с хорошей транспортной доступностью. Я предложил властям проект наземного метро, чтобы сделать доступными огромное количество территорий, находящихся рядом с железной дорогой. Станица Старокорсунская — это всего лишь 25 минут в одну сторону, там есть поля, в которых сейчас строить бесполезно. А когда мы запустим метро, сделаем там станцию, сразу появится бизнес, который захочет возводить там микрорайон для сотен тысяч жителей. Ведь люди смогут быстро и с комфортом добираться оттуда в любую точку города. Это станет новым «пирогом» для бизнеса. Никто больше не захочет втыкать дома в центре, ругаться с общественниками. Все пойдут развивать комплексно новые территории, как в «Немецкой деревне». Еще момент. Власти кричат о создании Восточной промышленной зоны. Но, ребята, ее размещение в этом месте устарело лет на 20. Если мы запустим метро, то Восточная промзона с заводом и теплицами окажется чуть ли не в центре краснодарской агломерации. Место Восточной промзоны давно уже далеко за городом. Надо смотреть, чего нам реально не хватает, и строить там. Например, круглогодичного крытого парка развлечений, где можно погулять зимой и летом. А с учетом строительства наземного метро вполне можно будет привлечь к нам крупного инвестора, который его построит. Считаю, что проект «НАЗЕМКА» определит развитие Краснодара на ближайшие сто лет.
 
Вячеслав Потапов:
— Если у человека, приехавшего в город, будет возможность оставить на перехватывающей парковке автомобиль, сесть в комфортабельную электричку и, доехав до центра города, выбрать любой вид транспорта, тогда проект наземного метро будет востребован. Нет — толку не будет! Ехать у нас сегодня по городу нельзя, а будет еще хуже, если ничего не делать. На Восточном обходе давно нужна скоростная трасса, но там вся земля уже скуплена. Не сделают дорогу — построенные там микрорайоны не будут развиваться. Отстаивать стратегию развития города должен край, это полномочия губернатора. Но нынешний глава региона просто высасывает из города деньги, пускает их на содержание госдолга Кубани. А вы говорите об индустриальных парках и инновациях...

Резюмируя сказанное участниками встречи, хочется отметить, что основную причину нынешних проблем Краснодара они видят именно в безответственности власти и низкой эффективности ее деятельности. Как отметил Александр Сафронов, нужно перестать решать только локальные вопросы. Начинать следует с системных проблем: «Власть должна выполнять обещанное — это главное». Вячеслав Потапов считает, что все зависит от человека на том или ином посту: «Все начинается с персональной ответственности губернатора, мэра». Также спикеры высказали мысль о том, что в крае элементарно не хватает структуры, которая бы собирала инициативы общественников и продвигала их, отстаивала на уровне губернатора, ЗСК. Хочется надеяться, что мысли, высказанные участниками встречи, найдут практическое применение.
Редакция «МК на Кубани» благодарит Виталия Солонченко, Александра Сафронова, Вячеслава Потапова и Евгения Змиева за интересный и содержательный разговор.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2017

Заголовок в газете: Общественники, ау!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру