Коневодство на Кубани движется из блестящего прошлого в неясное будущее

Работа с лошадьми не укладывается в нормы трудового распорядка

В день, когда "МК" на Кубани" посетил конезавод "Кавказ", в его  конюшнях на  свет появился новый обитатель

Работа с лошадьми не укладывается в нормы трудового распорядка

Те, кто вкладывает силы в воспитание молодняка, надеются, что их старания не будут напрасными.
А вдруг из новорожденного жеребенка вырастет будущий Анилин?

Наталья Михайловна Минченко трудится на конезаводе более 40 лет. Пришла еще девчонкой, думала, на годик. А оказалось, на всю жизнь.

В конюшнях Михална (так по-свойски ее здесь называют) проводит 365 дней в году, 24 часа в сутки. Работа с лошадьми не укладывается в нормы трудового распорядка. Животные нуждаются в уходе круглосуточно. Они болеют, грустят, капризничают. Чтобы заслужить уважение подопечного, нужно вести с ним постоянный диалог, находить общий язык...

— Когда я только пришла работать на «Кавказ», была тут одна кобыла. Характер очень своенравный. Никто не мог ее оседлать. Я к ней с разных сторон подходила, но приручить так и не удавалось. Когда наконец она поддалась, дала слово, что за расположение и дружбу буду нянчить всех ее детей.
Чуть позже у кобылы родился первый жеребенок. Характер такой же строптивый. Думала: вот воспитаю его, как обещала матери-кобылице, а потом уйду. Как он меня только ни швырял, несколько раз я получала серьезные травмы. Потом появлялись новые и новые жеребцы. Свое обещание я сдержала и вырастила всех ее детей, — вспоминает Наталья Михайловна.

Любишь кататься — люби и саночки возить

В отношении работы с лошадьми эта народная мудрость как нельзя точна. Необходимо полное погружение... Но, к сожалению, преданность службе не делает таких, как Наталья Михайловна, материально обеспеченными.

Сегодня отрасль в нелегком положении. При Советском Союзе эта сфера являлась дотационной, но и в золотые годы не была бюджетообразующей и прибыльной. Особенно трудным выдался 2009 год. Часть конезаводов вынуждены были прекратить свое существование, не имея возможности содержать элитных лошадей.

Коневодство не является отдельной отраслью, контроля на государственном уровне нет. И держится только на людях, которые душой прикипели к своему делу. 

Игорь Валентинович Вахлов работает на конезаводе «Кавказ» начконом. Заболел лошадьми еще в школе. Летом на каникулах ездил к бабушке в деревню, где была конюшня. Потом пытался поступить в школу жокеев, но не приняли. Тогда пошел в институт на кафедру коневодства. Долгое время работал конюхом, потом тренером скакунов. Игорь Валентинович, поделилась Наталья Михайловна, отличный профессионал, да только слова из него не вытянешь.

Но как только речь зашла о больной теме, преобразился. Азарт, с которым он рассказывал о любимой работе, заражал. В его словах в равной мере звучали гордость и горечь за дело всей жизни.
— Работа в этой сфере — это скорее хобби, а не бизнес. Причем дорогое и убыточное увлечение. На свой страх и риск богатые люди вкладывают деньги, — рассказывает начкон. — Призовые суммы на ипподромах копеечные. Не имеет смысла тренировать лошадь, чтобы участвовать в скачках, потому что на подготовку в месяц уходит примерно 30 тысяч рублей, а призы бывают по 5-6 тысяч. 

— Чтобы России догнать страны, где коневодство поднято на высокий уровень и приносит большие доходы, необходимо привлечь как можно больше участников, в том числе средний класс, — размышляет Игорь Валентинович. — От ставок на тотализаторе должно быть отчисление в казну. Очень хочется, чтобы у нас коневодство стало престижным. 

Достояние республики

Оставаться в игре российским коннозаводчикам, тренерам, жокеям, селекционерам помогают страсть и привязанность к лошадям, а также память о былых достижениях. Прямо на рабочем столе у начкона Вахлова стоит фотография самой известной в СССР пары — Анилин и Николай Насибов. Это тот самый Анилин, который ветром промчался по ипподромам Европы и Америки.

Он появился на кубанском конезаводе «Восход», там же работал Насибов. Новорожденный жеребенок не обладал выдающимися данными, но вскоре о нем узнали во всем мире. Николай Насибов верхом на Анилине привозил на родину престижные кубки, в том числе трижды «Приз Европы». Анилин был удостоен почетного титула «Достояние Республики». 

Игорь Валентинович был знаком с Насибовым, работал у него конюхом и многому научился у великого жокея и тренера. Говорит, что такие уникальные лошади и люди рождаются очень редко, может, раз в столетие.

— Цивилизацию делают единицы. Великими бывают и лошади, и соприкоснуться с такой — огромное счастье! Зачастую у человека в жизни только одна такая лошадь. Как у Насибова был всего один Анилин. И такой талант может раскрыться только в руках выдающегося человека. Лошадь — как самородок. Сколько нужно перемыть руды, чтобы найти алмаз…

Порой это дело случая. Иногда жеребенок долго не раскрывается, переходит из одних рук в другие и третьи. А потом раз — и чемпион! Значит, кто-то сумел разглядеть потенциал. Вот приведу пример. Один норвежец собирался купить жеребца. Пока ехал, аукцион подошел к концу. Видит, как лошадь грузят на бойню, никто не хотел ее брать. Норвежец купил жеребца за копейки. А из него потом чемпион вырос и принес своему хозяину огромное состояние.

Характер и сила духа тянутся к подобным 

Люди, раскрывающие мощь победителя, сами не могут быть малодушными. Лентяю и злому тоже нет места в конюшне. Лошадь тонко чувствует фальшь. Когда попадаешь в этот мир, становится ясно: каждый на своем любимом месте, много работает, зачастую вопреки трудностям. Несмотря на сложные времена, «Кавказ» добивается результатов и маленьких побед в большой игре. Здесь не чувствуешь упадка.

Вокруг кипит жизнь. Из денников выглядывают довольные морды холеных лошадей. Все приветливы и, кажется, счастливы. Однако в этой отрасли пока нет слаженной командной игры, и на пути к победному финишу российское коневодство обскакали много стран. К сожалению, на стенах кабинета Игоря Валентиновича и Натальи Михайловны среди портретов великих лошадей нет их подопечных. Но кто знает, возможно, новорожденный жеребец конезавода «Кавказ» встанет в один ряд с самыми выдающимися лошадьми. 

Конезавод «Кавказ» расположен в Курганинском районе. Основан в 1985 году при одноименном совхозе. На сегодняшний день в нем содержится 136 голов. Их них четыре жеребца-производителя, 38 маток. Остальные — молодняк разного возраста. На конезаводе занимаются разведением лошадей тракененской и чистокровной верховой пород. Кроме того, здесь имеются конноспортивная школа и отделение иппотерапии. Любой желающий может приехать на прогулку и познакомиться с удивительным миром лошадей и уникальными людьми, страстно увлеченными своим делом.

Самые дорогие лошади

В России, согласно официально зарегистрированным продажам, самым дорогим стал скакун Рамзана Кадырова Истеблишед Голд по цене 300 тысяч долларов. Известно также, что это не самый дорогостоящий скакун в конюшне Кадырова. По некоторым источникам, жеребец Джитано Эрнандо оценивается около 4 млн долларов. 

Самая дорогая лошадь в мире на сегодняшний день не продается. Английский чистокровный жеребец Фрэнкел одержал 14 побед подряд. Все эти победы завоеваны в самых престижных соревнованиях. Его цена возросла до 200 миллионов долларов. Владелец рекордсмена, принц Саудовской Аравии Халилу Абдулле, заявил, что Фрэнкел показал себя с самой лучшей стороны, и поэтому он больше не собирается выставлять скакуна на соревнованиях, а будет использовать его как производителя. А тренер Фрэнкела, выступая перед прессой, рассказал, что жеребец излечил его от рака. И он уверен, что природа не сможет еще когда-либо создать столь совершенного коня.

А вот чистокровный английский жеребец Шариф Дансер, несмотря на то, что обошелся своим хозяевам в кругленькую сумму — 40 млн долларов, так и не оправдал надежд заводчиков. Перспективный сын скакунов-победителей не выиграл ни одного соревнования.

Такое же разочарование принес своим хозяевам и Сиэтл Дэнсер. Приобретая потомка родителей-рекордсменов за 13 миллионов долларов, заводчики рассчитывали на успех. На тот момент, в 1985 году, эта лошадь вошла в ряд самых дорогих в мире. 

А вот Сардар — неоднократный чемпион. Этот скакун побил 8 рекордов, многие из которых не покорены. Первая победа завоевана, когда Сардару было всего два года. Продали этого скакуна за 3 500 000 долларов.

Красавец Аннихелейтор был продан также в 1989 г. за 19 млн долларов. Кроме отличной скорости, он впечатлял невероятной красотой. Темно-шоколадный скакун обладал и роскошной гривой. 
Секретариат — самая дорогая лошадь своего времени. Его стоимость была выше, чем отлитая из золота его собственная статуя. Неоднократного победителя скачек оценивали в 6 млн долларов. Этот легендарный английский скакун прожил 25 лет, был усыплен из-за неизлечимой болезни.

Секретариата с почестью похоронили в Париже в 1989 году. Известно, что сердце жеребца было в 2,5 раза больше, чем у обычных лошадей. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Коневодство на Кубани: есть ли будущее у блестящего прошлого

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру