Как в Краснодарском крае инвалидам обеспечивают свободу передвижения?

Спецкор «МК» на Кубани» попытался разобраться, что на самом деле государством сделано для инвалидов и стала ли для них более доступной городская среда

В Бразилии завершилась xv летняя паралимпиада, на которую так и не попала сборная России. Международные спортивные чиновники сполна отыгрались на российских паралимпийцах. Все, что могли сделать для наших спортсменов федеральные власти, — организовать альтернативные соревнования в Подмосковье. И все-таки Паралимпийские игры пошли на пользу российским инвалидам

Спецкор «МК» на Кубани» попытался разобраться, что на самом деле государством сделано для инвалидов и стала ли для них более доступной городская среда
Фото: lestnitsygid.ru

Ведь именно подготовка к Паралимпиаде (сначала в Лондоне, Сочи, а потом в Рио) заставила российские власти обратить внимание на граждан с ограниченными возможностями. Их у нас около 13 миллионов — девять процентов населения страны. В Краснодарском крае проживает 417 тысяч таких людей. То есть, по сути, каждый 12-й кубанец является инвалидом.

Созданная для их поддержки государственная программа «Доступная среда» реализуется в стране и крае с 2011 года. Из бюджета выделяются миллиарды рублей, чиновники пишут планы и отчеты. Но вопрос «кому от этого легче?» по-прежнему остается открытым.

Спецкор «МК» на Кубани» попытался разобраться, что на самом деле государством сделано для инвалидов и стала ли для них более доступной городская среда.

На что уходят миллионы?

Государственную программу Краснодарского края «Доступная среда» губернатор Кубани утвердил своим постановлением еще 12 октября 2015 года.

Последние изменения в нее внесли 29 июля 2016 года. В этом документе (имеется в открытом доступе в Интернете) указано, что объем финансирования программы с 2016 до 2020 года в регионе составит почти полтора миллиарда рублей (!) — 961 млн планируется выделить из федерального бюджета, 454 млн — из краевого и еще 74 млн из местных бюджетов.

На что же пойдут эти огромные суммы? В задачах программы черным по белому записано: на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Краснодарском крае.

Все хорошо? Инвалиды довольны, а налогоплательщики — спокойны?

Спросим об этом у 35-летнего краснодарца Беслана Аслаханова. Диагноз ДЦП Беслану поставили в младенчестве, и с тех пор с помощью родных он ежедневно и ежечасно преодолевает недуг. Инвалид первой группы закончил с отличием вуз, женился, стал отцом троих детей. Открыл типографию, где работают инвалиды, а также электронную биржу для социально незащищенных людей. Сегодня Беслан Аслаханов является членом Общественной палаты края и руководит краевой организацией инвалидов «Восхождение». Благодаря его неуемной энергии смогли трудоустроиться и обрести надежду сотни граждан с ограниченными возможностями в Краснодаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге…

— Главная проблема — в формализме. Понимаете, на социальную поддержку инвалидов выделяются миллиарды государственных денег. А эффективность их использования очень низкая, — рассказывает Беслан. — Например, мы проводили в Краснодаре мониторинг установки спецоборудования и выяснили, что большинство пандусов сделаны со значительными отклонениями от нормативов, а вместо кнопок вызова зачастую смонтированы муляжи. Какая же это помощь?

Госорганы, по словам Аслаханова, практически не советуются с инвалидами по поводу распределения средств программы. Например, устилают тактильной плиткой целые улицы, даже не спросив в организации инвалидов, где ее на самом деле нужно класть, чтобы помощь слепым была реальной.

— Деньги, которые выделяются на «Доступную среду», тратятся совершенно нерационально, — говорит руководитель ККООИ «Восхождение» и председатель краснодарской краевой организации Всероссийского общества слепых Юрий Третьяк. — В Федеральном законе о социальной защите инвалидов сказано, что мы должны участвовать в согласовании проблем собственной интеграции. На деле же права голоса не имеем. Чиновники сами решают, как «улучшить» нашу жизнь. А мы бы подсказали адреса, где требуется, скажем, тактильная плитка. Рассказали бы, что «говорящие» светофоры необязательны. Что слепому для перехода дороги достаточно метронома. И зрячих не будет раздражать замогильный голос, и для незрячего появится ориентир: откуда звук — там столб с кнопкой. При ее нажатии электронное устройство сообщит всю необходимую информацию…

Видимость заботы

На взгляд дилетанта все выглядит прилично. Сочи прошел международное тестирование на предмет доступности среды. В Краснодаре все центральные улицы устлали тактильной плиткой, десятки зданий оборудовали пандусами и звонками для маломобильных граждан, на дорогах появляется все больше низкопольного общественного транспорта.

«Условия жизни, конечно, улучшились. Раньше проехать в общественном транспорте было сродни пытке. Подняться по ступенькам с палочкой — уже большая проблема. О том, чтобы колясочнику внутрь салона попасть, вообще речи не шло. А теперь появились низкопольные трамваи, троллейбусы и эти вот «олимпийские» автобусы. И это здорово! Даже как-то не по себе становится, — говорит тридцатилетняя краснодарка Александра Новикова, инвалид-опорник с диагнозом ДЦП. — С другой стороны, если подумать, такого транспорта пока очень-

очень мало. И далеко не все остановки имеют подходящие платформы».

Без пандусов сегодня в Краснодаре не принимают в эксплуатацию ни одно офисное и жилое здание — хоть вновь построенное, хоть после реконструкции. Сами колясочники говорят, что лучше всего построены пандусы в банках и супермаркетах — там борются за любого клиента. Офисные здания менее гостеприимны — частенько в них для галочки пандусы делают со скользкой плиткой и под таким углом наклона, что даже здоровому человеку на своих двоих не подняться, не то что коляску с инвалидом вкатить.

Но рекорды цинизма по отношению к маломобильным гражданам, безусловно, бьют государственные учреждения. В Краснодаре, пожалуй, самый наглядный пример — соцзащита (!) Карасунского округа. Пандус к старому двухэтажному строению, конечно, прилепили. Но добраться до этого здания на улице Садовой в Пашковском микрорайоне не каждому здоровому под силу — из общественного транспорта туда ходят только убитые ПАЗики с крутыми ступеньками. А тем, кому удалось дождаться низкопольного трамвая и подъехать со стороны Бершанской, нужно три квартала катить коляску по ухабам. Внутри здание соцзащиты недавно подремонтировали. Но коридоры в нем по-прежнему узкие, а большая часть специалистов располагается на втором этаже.

Общественный контроль

Такая ситуация, конечно, не только в Краснодаре. Этим летом рабочая группа регионального отделения ОНФ провела мониторинг состояния доступности в крае соцобъектов для людей с ограниченными возможностями.

Рейды прошли в семи городах региона — Краснодаре, Сочи, Туапсе, Геленджике, Новороссийске, Анапе и Ейске. Активистами осмотрены 133 объекта, которые в соответствии с программой должны быть оборудованы спецсредствами для инвалидов. Это учреждения образования, здравоохранения, культуры, а также пешеходные переходы, остановочные пункты и туалетные экомодули.

В результате проверок общественными контролерами четвертая часть всех объектов признана оборудованными с существенными нарушениями или вовсе необорудованными!

Самым проблемным для муниципалитетов оказалось оборудование туалетов, остановок и переходов. Из восьми экомодулей, поставленных в Анапу, не установлено ни одного, а в Ейске и Краснодаре спецтуалеты стоят, но не работают. Осмотренные остановочные пункты и пешеходные переходы недоступны либо доступны лишь частично во всех проверенных городах.

— В муниципалитеты направлены письма с требованием устранить выявленные нарушения, — сообщает сопредседатель кубанского отделения ОНФ Светлана Бессараб. — А в прокуратуру края пошло обращение с просьбой разобраться в причинах неисполнения программы «Доступная среда» в городе-курорте Анапа. Посмотрим, какие меры будут приняты…

Активист ОНФ, инвалид-колясочник из Сочи Олег Стекольников в телефонном разговоре с «МК» на Кубани» привел и вовсе шокирующие факты.

— Недавно мы проводили рейды на предмет обеспечения доступной среды для инвалидов на вокзалах края и выяснили, что 90 процентов всех оборудованных мест совершенно не отвечают требованиям.

В частности тактильные схемы возводят сверху тротуарной плитки, что создает

травмоопасные ситуации. Большой уклон пандусов также представляет опасность для здоровья, — отметил общественник.

По словам Стекольникова, одним из аутсайдеров рейтинга доступности объектов оказался вокзал курортного города Горячий Ключ, в санатории которого ежемесячно прибывают десятки инвалидов. Пандус здесь очень короткий с уклоном 35 процентов (при максимально допустимом законодательством 10-процентном уклоне). А желтая полоса, сигнализирующая слабовидящим о том, что впереди ступеньки, слишком узкая, из-за чего даже здоровый человек вполне может оступиться.

Помощь инвалидам —

дело рук самих инвалидов?

По-настоящему доступная среда нужна инвалидам, чтобы быть востребованными, реализовать себя. Особенно остро эта проблема стоит у тех, кто живет вдалеке от крупных городов.

Алексей Суриков из Новокубанского района потерял ногу в ранней молодости и сегодня в буквальном смысле перебивается со стариками-родителями на небольшие пенсии.

«Как быть нам — тем, кто обитает в глубинке? — спрашивает Алексей. — Представителей местной соцзащиты я видел в последний раз очень давно. Вероятно, им не до меня. Работы нет, семьи нет, перспектив тоже никаких…»

Советую ему не опускать руки и даю контактные телефоны биржи труда «Восхождение».

— Наша организация помогает инвалидам не только получить работу, но и в какой-то мере обрести душевное равновесие, — подчеркивает Беслан Аслаханов. — А еще мы способствуем тому, чтобы на всех уровнях власти наконец поняли, что намного выгоднее предоставить маломобильным людям возможность учиться и трудиться, чем кормить их всю жизнь!

В целевых показателях государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» все расписано очень красиво. В 2016 году доля доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры на Кубани должна достичь 44 процентов, объектов физической культуры и спорта — 58 процентов. Доля садов и школ с безбарьерной средой, пригодной для инклюзивного обучения детей-инвалидов, — 16-21 процента.

В 2016 году на «Доступную среду» в Краснодарском крае выделяют более 130 млн рублей. Из них 69,7 млн рублей составят деньги из федерального бюджета, 54 млн рублей — из краевого. Еще 6,3 млн рублей будет привлечено из муниципальных бюджетов.

Эти деньги снова потратят на то, чтобы поставить галочки в отчетах?

— На мой взгляд, пока госорганы и коммерческие структуры не перестанут реализовывать программу лишь ради галочки, пока не начнут учитывать мнение инвалидов, ничего путного из «Доступной среды» не получится, — считает Олег Стекольников. — Судите сами. Только в этом году инвестиции РЖД в реконструкцию вокзалов к чемпионату мира по футболу — 2018 составят 1,5 миллиарда рублей. При этом, скажем, вокзал олимпийского Сочи не получит ни копейки, так как, по отчетам самих железнодорожников, он полностью соответствует предъявляемым требованиям. То, что это никак не совпадает с действительностью, никого не волнует.

Впрочем, у активиста ОНФ есть и обнадеживающие новости. Мэр Сочи подписал распоряжение, согласно которому в комиссию по приемке объектов к Кубку конфедераций — 2017 включены технические эксперты от инвалидских организаций. И они намерены стать серьезной головной болью для чиновников, привыкших к халтуре.

Но вопрос о том, кто на Кубани ответит за уже неэффективно израсходованные сотни миллионов рублей, пока остается без ответа.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: Недоступная среда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру