В Краснодаре обирают автовладельцев, прикрываясь заботой об инвалидах

Среди автолюбителей не утихают споры о том, кому и для чего нужно такое невероятное количество парковочных машино-мест, предназначенных для инвалидов

Изображения инвалидной коляски с каждым днем заполняют пространство парковок возле офисных и торговых центров, государственных учреждений и вдоль краснодарских улиц.

Среди автолюбителей не утихают споры о том, кому и для чего нужно такое невероятное количество парковочных машино-мест, предназначенных для инвалидов
Фото: relax.ru

Закон что дышло

На интернет-форуме kuban.ru в разделе «За рулем» появилась многостраничная ветка «Парковки для инвалидов в Краснодаре». Вот лишь несколько из выложенных здесь комментариев.

Пользователь с никнеймом 2014: «Количество этих парковок превышает все мыслимые нормы. Зачастую это 3 места из пяти напротив какого-либо магазина или лаборатории! Парковаться вообще негде: мест нет даже на платных участках — на Ставропольской, в районе Сенного рынка. Эвакуаторы со скоростью света воруют автомобили, потому что штраф за стоянку на местах для инвалидов 5000 руб. Ощущение, что Краснодар стал городом инвалидов...»

Пользователь BoyKott: «Табличку «Инвалид» можно купить в любом магазине автозапчастей...»

Пользователь Полудикий Кот (видно, что юридически подкованный): «По ПДД при наличии на автомобиле опознавательного знака «Инвалид» по требованию инспектора ДПС водитель обязан предъявить документ об инвалидности. Нет такового — будь любезен заплати штраф: 5000 рублей за незаконную установку опознавательного знака «Инвалид» (часть 2 статьи 12.4 КоАП РФ) и еще 5000 рублей — за стоянку в местах, отведенных для автомобилей инвалидов (часть 2 статьи 12.19 КоАП РФ)».

«Вместе с инспектором ГИБДД эвакуатор подъезжает к парковке, где есть места для инвалидов, обозначенные обязательным знаком «Парковка для инвалидов» (с возможным указанием расстояния действия). Она может быть дополнена (необязательной) дорожной разметкой, — пояснил «МК» на Кубани» Михаил Земляков, инспектор по пропаганде отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД РФ по городу Краснодару. — Собственно, принудительно эвакуируются с парковки для инвалидов все машины, которые не оборудованы в передней и задней части знаками «Инвалид». Инспектор ГИБДД вправе проверить правомочность использования этого знака. И если таких оснований нет, наступает административная ответственность».

По закону право на получение парковочного разрешения имеют инвалиды I и II групп, родители ребенка-инвалида, а также участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы. Разрешение могут получить и «иные лица, перевозящие инвалидов, за исключением транспортных средств, используемых для оказания платных услуг по перевозке пассажиров в случае, когда инвалид имеет противопоказания к управлению автотранспортным средством». Тут речь идет только о частных авто — водители такси и маршруток получить такое разрешение не могут.

«Согласно нормам, не менее десяти процентов мест на стоянках предназначены для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это требование не местного, а федерального законодательства, — сообщил «МК» на Кубани» Владимир Архипов, заместитель директора городского департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды. — Но здесь надо уточнить, что десять процентов — от числа машино-мест на протяжении квартала. И бывает так, что места для инвалидов сконцентрированы, к примеру, в начале и в конце квартала, а в середине квартала их нет».

Что власти будут делать, чтобы устранить эту проблему и для инвалидов, и для обычных водителей, выяснить у чиновников так и не удалось. Похоже, никто даже не задумывается о том, как инвалид будет добираться до середины квартала, если припарковаться ему разрешено за полкилометра до нужного места.

Еще весной этого года, отреагировав на жалобы горожан, обращение депутатов городской Думы, мэр Краснодара поручил проверить количество мест для инвалидов на парковках краевого центра и навести порядок с внесением в реестр парковочных разрешений для инвалидов.

Проверяющие особых нарушений не выявили. Городские власти на том успокоились и делать ничего не стали. Только парковочные разрешения начали выдавать через все пять городских МФЦ.

Что в лоб, что по лбу

Результат не заставил себя ждать. В последнее время в Краснодаре резко выросло число машин стоимостью в несколько миллионов рублей со знаком «Инвалид» на лобовом стекле.

Надеяться на то, что кубанцы с ограниченными возможностями здоровья массово поменяли «Оку» на «Мерседес», не приходится. Конечно, и владелец Lexus или Land Cruiser 200 может стать инвалидом — от ДПТ и болезней никто не застрахован. Но не в одночасье же! А в Краснодаре, судя по опознавательным знакам на лобовом стекле, нынче прямо-таки повальная инвалидизация хозяев дорогих иномарок!

Чтобы понять, в чем тут дело, я отправился в Карасунский МФЦ. За полчаса, потолковав с бывалыми людьми, выяснил несколько «почти законных способов» получить право на установку в машину знака «Инвалид».

Оказывается, есть несколько обходных путей. Самое простое — переоформить машину на любого инвалида I или II групп. И вовсе не обязательно, чтобы этот инвалид был родственником.

Инвалид — собственник автомобиля, помимо заветного знака, получает еще и льготы. По 639-му краевому закону он полностью освобождается от уплаты транспортного налога за машину мощностью менее 150 л. с.

(а это львиная доля моделей, которые бегают по дорогам краевого центра).

Узнал — на себя разозлился. У меня мама — инвалид второй группы, а я со своей «ласточкой» до сих пор мух ловлю!

Второй путь тоже не из сложных. Можно заключить с инвалидом договор аренды машины вместе с водителем. К документу надо приложить копию медицинского заключения о наличии у самого инвалида противопоказаний к управлению автомобилем. Такой типовой договор легко найти и скачать в Интернете, а оплата услуги может быть совершенно символической — около 500 рублей.

Оформил документы по-быстрому — получи желтую наклейку на стекло.

Гладко было на бумаге

Правда, настоящим инвалидам этот опознавательный знак не всегда помогает.

Краснодарцы выкладывают на интернет-форумы и в соцсети немало таких историй. Пользователь Oxigen пишет: «Повезли ребенка-инвалида за ортопедической обувью. Знак «Инвалид» у нас съемный, на присоске. Припарковались на парковке для инвалидов, положили под лобовое стекло парковочное разрешение и пошли обувь выбирать. Вернулись — машины нет. Когда забирали машину со штрафстоянки, инспектор отказался смотреть на парковочное разрешение, на справку ребенка об инвалидности, на то, что знак валялся в салоне на полу (видимо, отвалился), а просто выписал штраф на 5000 рублей. Ну и плюс 2000 — эвакуатору. Написала по Интернету письма «президенту-губернатору-мэру» — пришли отписки из нашей ГИБДД о том, что «парковочное разрешение не является документом, дающим право парковаться на местах для инвалидов» и «что при вынесении постановления водитель не оспаривал назначенное административное наказание, что подтверждается его подписью»... И охотно веришь, что не наговор на нашу доблестную ГИБДД, а именно так они и работают, по формальным признакам».

Многие сомневаются в том, что «инвалидские» парковочные места всегда занимают инвалиды. К тому же не хватает их именно там, где людям с ограниченными возможностями они больше всего нужны.

— Меня возит брат на Toyota Corolla, и если на улицах в центре города, как правило, находится свободная парковка для инвалида, то рядом с крупными торговыми центрами, больницами, концертными залами и — особенно! — государственными учреждениями все всегда забито, — говорит Беслан Аслаханов, председатель ККОО инвалидов «Восхождение».

Дикие истории с эвакуаторами

Есть такой испано-аргентинский фильм «Дикие истории» — режиссер Дамиан Сифрон снял несколько новелл в стиле черного юмора. Одна из них рассказывает о том, как принудительная эвакуация машины с парковки для инвалидов, на которой стерлась разметка, привела героя сначала к опозданию на день рождения дочери, потом к ссоре с женой, а после к потере работы... Все попытки добиться справедливости отскакивали от железобетонной позиции полицейских и представителей частной компании, занимающихся эвакуацией машин: «Оплатите эвакуацию, оплатите штраф, в протоколе черным по белому...» В конце концов горячий аргентинский парень вспомнил, что является промышленным взрывником по профессии. В финале фильма он оказался за решеткой, но стал героем и в тюрьме, и в своем городе.

В Краснодаре подобных случаев пока не было. В остальном — все один к одному с аргентинскими реалиями.

Например, история, случившаяся пару недель назад с моим коллегой. Владимир припарковался на муниципальной платной парковке в центре Краснодара. Как позже оказалось, на месте для парковки инвалидов. Отошел от машины на 15 первых бесплатных минут. Думал, если задержится, оплатит стоянку через мобильное приложение в смартфоне (есть такая программа «Городские парковки»). Вернулся через 13 минут и… увидел свой Ford Fiesta на эвакуаторе. Такое впечатление, что стал зрителем чемпионата по скоростной загрузке. Можно подумать, в небе над Краснодаром летают дроны и в режиме реального времени наводят эвакуаторщиков на автомобили, заехавшие на парковки для инвалидов. А вот когда в час пик, нарушая все правила, автомобилисты перегораживают трамвайные пути и не дают проехать общественному транспорту (в том числе с инвалидами на борту), полиции и спецтехники нигде не видно.

А переговоры Владимира с расторопными работниками эвакуатора и инспектором ГИБДД ничего не дали. «Эвакуатор уже тронулся, когда вы вышли к машине. Найдете ее на штрафстоянке на Суворова, под мостом», — вот и все, что он услышал в ответ на свои аргументы.

Кому это выгодно?

На штрафстоянке в Краснодаре всегда огромная очередь. Протоколы здесь выписывают только два инспектора ГИБДД, и они просто не успевают работать с той скоростью, с какой эвакуаторы доставляют все новые и новые машины.

Такая непривычно слаженная и четкая работа власти и бизнеса (то есть дорожной полиции и компаний, оказывающих услуги эвакуации) невольно заставляет вспомнить вечный юридический вопрос «сui prodest?» (кому выгодно?).

Деньги-то тут крутятся огромные. Штраф за незаконную парковку на месте для инвалидов — пять тысяч рублей, плюс стоимость принудительной эвакуации — без малого две тысячи.

Из этого складываются и хороший заработок эвакуаторщиков, и отчеты полиции о том, как они пополняют казну средствами, поступившими от штрафников. Сколько при этом денег оседает в разных карманах, можно только предполагать.

Для большинства краснодарских автовладельцев единовременная потеря 7 тысяч рублей — серьезный удар по карману. Многие считают эту сумму слишком высокой ценой за нарушение, которое зачастую совершается из-за невнимательности, незнания, спешки. И, конечно же, люди возмущаются тем, что власти сначала создают все условия для нарушений, а затем заставляют водителей за это расплачиваться.

А главное — до сих пор не обеспечили в Краснодаре такое количество парковочных мест, чтобы их хватало гражданам с ограниченными возможностями здоровья и остальным автовладельцам. К тому же самих инвалидов не спросили, где и в каком количестве им на самом деле нужны парковки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Рисунки на асфальте(№ 32 от 3 августа 2016)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру