Художник из Геленджика создает арт-объекты из бытовых отходов

На днях «Белая лошадь» стала одной из девяти российских организаций, которые попали в шорт-лист международного конкурса, инициированного французским объединением социального предпринимательства 

Художник из Геленджика создает арт-объекты из бытовых отходов

Две подошвы от старой обуви, выброшенные морем на берег. Мужская и женская. Задумывались ли вы, что это две половинки, искавшие друг друга всю жизнь? Я тоже так не считала. Пока не побывала в галерее современного искусства «Белая лошадь». 


Это удивительное место существует в Геленджике уже десять лет. На днях отметили юбилей. Причем двойной, потому что именно 19 марта 2006 года создатель галереи Нина Никифорова родилась как художник.
Хотя, наверное, не совсем правильно называть так человека, который творит волшебство. Который может по-настоящему увидеть и сделать грациозного фламинго из куска старого одеяла или величественную гору из смятой страницы журнала. 
Нина Никифорова уже десять лет создает живые истории из остатков мешковины, яичной скорлупы, медицинских бахил, пуговиц, разбитых чашек. А до этого она, детский хирург по образованию, 30 лет работала врачом в одном из геленджикских санаториев.

Работа "Песок на следах". Фото: www.ninagallery.ru


Переворот в жизни


Долгие годы у Нины Никифоровой было все как у людей: заботливый муж, два благополучных сына-студента, на работе — белый халат, красивый кабинет, современная аппаратура для лазерной косметологии. 
От рутины она начала уставать уже давно. Но перевернулась жизнь в один миг.
«Мы возвращались домой по пустой трассе. Вдруг на повороте со встречной полосы на бешеной скорости выскочил автомобиль. Сын успел повернуть руль и избежать лобового столкновения. Наша машина перекрутилась несколько раз в воздухе, развернулась и встала на обочине на то, что осталось от колес, — вспоминает Нина. — У меня в голове промелькнуло: надо же, ничего не успела, не поняла в этой жизни, а она закончилась…
На дороге откуда-то взялись люди. Больше других запомнился мужчина на старой «девятке». Он долго возился с нами, хотя его самого в машине ждали жена и две маленьких дочки. От благодарности в виде денег отказался. На прощанье представился Иваном, сказал мужу, что можем поставить за него свечку в церкви, и исчез в темноте».
В той аварии Нина Борисовна пострадала больше всех — получила травму позвоночника. И все же через год скитаний по больницам попыталась вернуться на прежнюю работу. Но едва зашла в кабинет и надела халат, как поняла: все чужое. Первая после болезни пациентка стала последней — Нина не смогла мириться с ощущением, что она исполняет чужую роль. А еще возникло желание делать что-то прекрасное своими руками.
Начала с декоративных бутылок и подсвечников. 
«Однажды гуляла по берегу моря и увидела бутылку, облепленную ракушками. Подняла находку, а внутри — любовная записка! — вспоминает Нина Борисовна. — 
У меня защемило сердце. Сразу представила, как бутылка много веков пролежала на дне морском, стихия не раз пыталась разбить ее о камни, но не смогла, потому что в ней хранились тепло и свет двух любящих сердец. Захотелось показать людям сосуд, хранящий историю любви. Так и появился мой этюд «Вечная любовь».

Работа "Воспоминания". Фото: www.ninagallery.ru

Первая выставка

Некоторое время после увольнения с работы Нина и ее муж Владимир держали мини-магазинчик товаров для здоровья и участвовали в медицинских выставках.
На одну из экспозиций вместе с мазями, аппликаторами, эфирными маслами Нина Никифорова захватила свои работы. В тот день ее декоративные бутылки произвели настоящий фурор, а случайно (то есть, конечно, неслучайно) оказавшаяся здесь куратор галереи современного искусства из Новороссийска предложила сделать персональную выставку. 
Нина согласилась, хотя на тот момент кроме бутылок и подсвечников выставлять было нечего. Как за короткое время создать экспозицию? В поисках ответа Нина пошла к морю и на пустынном берегу увидела костер, вокруг которого были разбросаны расплавленные остатки пластиковых бутылок. Художница восхитилась причудливыми формами пластика и как будто услышала крики морских сирен. Так и родился сюжет первой выставочной работы.

Фламинго Нина Никифорова создала из остатка детского одеяла. Фото:www.ninagallery.ru


Красота из сора


А потом появилась она — «Белая лошадь». Дом Никифоровых перестал вмещать плоды творчества Нины — экспонаты множества выставок, в которых она участвовала.
Первые три года под галерею арендовали маленькое помещение в центре Геленджика. Потом решили, что работа должна быть рядом с домом. Так что сегодня «Белая лошадь» — это три зала и мастерская в микрорайоне Голубая бухта. Путь в этот волшебный мир начинается с забора из 50 тысяч пластиковых бутылок. 
А за ним, прямо во дворе, и «окна всезнания» из старых рам, и земной шар — восемь килограммов полиэтиленовых пакетов, и много других арт-объектов, которые нужно хотя бы один раз увидеть своими глазами.

В руках мастера обычное зеркало преобразилось.... Фото автора

Тем более каждый посетитель может наблюдать за тем, как творится волшебство. Большой зал галереи и мастерскую разделяет стена из прозрачного стекла. Как на ладони и художница, и весь творческий беспорядок: повсюду обрывки бумаги, картон, пластиковые стаканчики, вот кусок рыболовецкой сети, а вот — рама для зеркала из остатков мешковины и яичной скорлупы. Нина Борисовна ведет меня к стеллажам, возвышающимся до потолка, ныряет между полками и достает обломок пластмассовой «кружевной» тарелки-хлебницы: «Это будущий балкон». Она поворачивает обломок нужным боком, и я действительно вижу изящный балкончик для нарисованного домика. И как это у нее выходит?

Эту картину художница создала из старого халата. Фото автора


Источники вдохновения


Бывает глухо с идеями, как ни настраивайся на творчество. И тогда Нина Борисовна обращается к Небу. Правда, для нее Бог и Храм — в душе человека. Истинно воцерковленным человеком художница себя назвать не может.
Как создаются эти поэтические чудеса из сора? По-разному. Иной раз достаточно одного взгляда на старые манекены, которые отдала знакомая, чтобы увидеть грустную историю продавщицы. Порой вдохновляет случайно увиденный фильм… Недавно Нина Борисовна посмотрела «Волшебную страну» с Джонни Деппом и под впечатлением истории писателя, создавшего Питера Пэна, сама взялась за одноименное панно. Уже есть домики из пластика, горы и море из смятых страниц глянцевого журнала. 
«Все это — вторичные материалы. Они могли отправиться на свалку и загрязнить нашу землю. А превратились вот в такую красоту», — говорит Нина Никифорова. И пытается открыть путь к прекрасному для всех окружающих.

Часть будущей картины "Волшебная страна". Фото автора


Жеребята спасают черепах


 На днях «Белая лошадь» стала одной из девяти российских организаций, которые попали в шорт-лист международного конкурса, инициированного французским объединением социального предпринимательства Groupe SOS — Le Comptoir de l`Innovation. В этом конкурсе участвуют компании, которые работают со вторичными материалами и используют инновации для решения социальных или экологических проблем. Организаторы отметили высокое качество российских заявок и уникальность проектов, представленных социальными предприятиями. 

" Еж-волшебник". Фото автора


 А Никифоровы сами организовали в Геленджике международный детский конкурс «Жеребенок», чтобы показать и доказать: искусство может решать экологические проблемы. Участники конкурса — дети из разных стран в возрасте от 5 до 18 лет — создают собственные работы из вторичных материалов, а также коллективный арт-объект, который ежегодно украшает набережную Геленджика. В этом году будут создавать черепах, чтобы привлечь внимание к занесенному в Красную книгу виду — средиземноморской черепахе Никольского, которая обитает в районе Геленджика. Подать заявки на участие в конкурсе можно до 16 апреля. Все подробности — на сайте www.ninagallery.ru.

"Цветущая планета" на набережной Геленджика. Фото: www.ninagallery.ru


Путь белой лошади


Нина Никифорова — не только художник, но и писатель. Недавно она издала книгу «Крутой поворот, или Прививка от старости» — микс самых разных литературных жанров.
В эссе и сказках этой удивительной книги раскрывается и тайна белой лошади. Как это часто бывает, образ пришел из детства. Ребенком Нина Никифорова почти каждый день видела лошадь, которая через двор ее дома перевозила банки и коробки от рынка к столовой. У нее была теплая замшевая морда и огромные влажные глаза, в которых отражался нереальный мир.
«Лошадка печально склоняла ко мне свою огромную голову и позволяла погладить немного, а мне казалось, будто пытается сказать что-то… Повзрослев, долгое время не вспоминала животное. Жизнь была другой. В ней не было места чуду. А потом вдруг вспомнила. 
Я поняла, что лошадь не уходила никуда. Просто терпеливо ждала, когда наступит время».
И дождалась. 
Примечательно, что своей спутнице в мире детства Нина Борисовна даже посвятила одноименную сказку. «Девочка и лошадь идут по жизни рядом, не расставаясь ни на миг, поддерживая и вдохновляя друг друга. Лошадь постепенно стала белой, похожей на девочку, а девочка - сильной, смелой и свободной. Уж не различить их вовсе…» — так написано в этой сказке.


…Из галереи «Белая лошадь» я уехала с подаренной автором книгой. В дороге решила почитать. Открыла наугад и сразу увидела фотографию работы «Сиреневый слоник» и подпись: «Не предавайте свою мечту, не бойтесь быть не такими, как все, не давайте ни малейшего шанса одержать победу над вами сомнениям и страхам. Стройте свои воздушные замки… Живите в них долго и счастливо. Не слушайте, когда говорят, что так не бывает. Верьте в чудо, и оно обязательно войдет в вашу жизнь».

Работа "Сиреневый слоник". Фото: www.ninagallery.ru

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 23 марта 2016

Заголовок в газете: Новая жизнь вещей и людей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру