Фермерам края пообещали субсидии и специального уполномоченного

Основное достижение кубанских КФХ — они уже на равных играют на экономическом поле с крупными агрохолдингами

Не меняется ситуация и со сбытом продукции. Доступа к крупным торговым сетям у фермеров как не было, так и нет. 

Основное достижение кубанских КФХ — они уже на равных играют на экономическом поле с крупными агрохолдингами
Фото:boombob.ru

На днях в стенах аграрного университета прошел 27-й съезд Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР), собравший более 350 делегатов. Это был первый съезд после смены губернатора, и сельхозпроизводители малых и средних форм, знакомясь с Вениамином Кондратьевым и его командой, пытались понять, что им ждать от новой власти. 
Основное достижение кубанских КФХ — они уже на равных играют на экономическом поле с крупными агрохолдингами. У фермеров и крестьян в обработке — 30 процентов земель сельхозназначения, при этом по итогам прошлого года собрали треть урожая зерновых и подсолнечника, пятую часть всей сои, почти 12 процентов от краевого сбора сахарной свеклы. В денежном выражении фермерский урожай 2015 года составил 59 миллиардов рублей — на четверть больше, чем годом ранее!
Но все это — не благодаря, а вопреки: фермерские «болячки» не рассасываются, а повторяются из года в год. 
В выступлениях звучало, что господдержка селян остается недостаточной, хотя в этом году она сохранится на уровне прошлого. Из федерального бюджета кубанский АПК в 2016 году получит более миллиарда рублей, а КФХ и ЛПХ — порядка 700 миллионов рублей из краевого. Причем губернатор пообещал аграриям, что через год поддержка КФХ станет еще большей, если будет отдача — хотя бы два рубля на вложенный бюджетный рубль (субсидии строятся из расчета на один гектар засеянной пашни 340 рублей — на поле и 1800 рублей — в животноводстве).
Акцент, который ставит власть на животноводстве, неслучаен: это попытка смягчить административные удары недавнего прошлого, когда эпидемия африканской чумы свиней стала поводом, чтобы лишить фермеров и личные подсобные хозяйства аграриев высокорентабельной отрасли. Александра Шипулина, зампредседателя кубанского АККОР, создателя КФХ «Теплый стан», я попросил высказаться о программе альтернативного животноводства, которая пропагандировалась краевыми СМИ не так давно. 
— Альтернативное животноводство придумано, чтобы выбить козыри у фермеров и ЛПХ, занимавшихся свиноводством, и отдать это направление крупным агрохолдингам. Но это мое личное мнение, — заметил Александр Владимирович. — Надо не придумывать «альтернативное» или «наноживотноводство». Если нет денег на помощь, то хотя бы не мешайте — люди сами решат, чем им заниматься! Все остальное от лукавого…  
(Кстати, в конце мероприятия Андрей Коробка, вице-губернатор, курирующий сельское хозяйство Кубани и сам недавний фермер из Динской, сообщил, что запрет держать свиней в ЛПХ наконец-таки отменен.)
Не меняется ситуация и со сбытом продукции. Доступа к крупным торговым сетям у фермеров как не было, так и нет. Теоретически проблема решаема через потребительскую кооперацию. И Владимир Кузнецов, представляющий Лабинский район, в своем выступлении рассказал, как действуют кооперативы второго уровня (торговля и логистика) — в привязке к кооперативам первого уровня, занятым производством продукции. Но «Закон о потребительской кооперации» несовершенен. Поэтому нужна краевая программа, привязанная к реальной жизни, где будут расписаны деньги и гранты, в том числе и бюджетные, направленные на развитие сельской кооперации. Причем кубанский АККОР уже разработал и передал председателю ЗСК Владимиру Бекетову предложения о создании краевого закона «О сельскохозяйственных аграрных рынках». 
Сложностей в жизни фермеров много, но самая главная проблема — передел земли. Это было и раньше, но сейчас приобрело характер эпидемии: крупные агрохолдинги правдами-неправдами пытаются отжать землю у кубанского крестьянства. У старух за небольшие, но немыслимые для них деньги скупают земельные наделы, на фермеров подают в суд по пустячным поводам, ставят под сомнение право собственности на участки, пытаются помешать продлению договоров аренды. За время работы съезда таких выступлений было не меньше полутора десятков.
Губернатор старался показать свою близость к народу и реагировал на выступления в «ручном режиме»: то уточнял цифры у заместителя Андрея Коробки, то из-за стола президиума давал поручение министрам и помощникам. Так вдруг выяснилось, что лесополосы (неважно — федеральные или краевые) никто не чистит, фермерам де-факто не дают этого делать. Глава региона тут же распорядился снять формальные препоны для тех, кто возьмет на себя эту работу. 
Довольно неожиданно Вениамин Кондратьев заявил, что готов учредить должность уполномоченного по делам фермерства. Мол, кто именно займет эту должность — решайте сами, но у вас будет свой персональный представитель. Реакция зала на предложение была сдержанной: надо ли оно — в дополнение к вице-губернатору, курирующему отрасль, профильному министерству и нашему АККОР, который, собственно, и есть сосредоточение кубанского фермерства?! «У семи нянек…» — прореагировал кто-то в соседнем ряду. 
Под занавес я поинтересовался у Виктора Сергеева, переизбранного съездом на пост председателя кубанского АККОР, в чем особенность этого мероприятия.
— Знаете, каждый съезд — этап развития. Меня переизбирают на эту должность с 1997 года. Столько уже съездов было! Но раньше выступал я, выступал губернатор — и почти сразу после этого он уезжал. А сегодня губернатор остался с нами на три с половиной часа! 
Проблемы кубанского АККОР сохраняются десятилетиями, а его съезды остаются в памяти временем, которое глава региона уделил общению с фермерами в зале заседаний. 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: «Хотя бы не мешайте!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру