Спустя 70 лет кубанец установил имя погибшего на войне героя

Работа поисковиков помогает не только добавлять новые страницы в летопись Великой Отечественной войны, но и вносить коррективы в, казалось бы, известные сведения. Полученная неделю назад поисковым отрядом «Кубанский плацдарм» информация позволяет восстановить историческую справедливость и предоставить сведения еще об одном трагическом эпизоде войны, связанном с летчиками-черноморцами. 

Спустя 70 лет  кубанец установил имя погибшего на войне героя

21 июня 1942 года из порта Новороссийск в направлении Севастополя с грузом боеприпасов, предназначенных для пополнения боезапасов защитников города, вышел сторожевой корабль «Шквал» в составе конвоя с тральщиком ТЩ «Мина» и двумя сторожевыми катерами СКР. Его прикрывали с воздуха в первой половине пути самолеты Новороссийской военно-морской базы, а впоследствии конвой был принят под охрану Севастопольской авиагруппы, в состав которой входил и 40-й авиационный полк Военно-воздушных сил Черноморского флота. Одна из севастопольских боевых машин — самолет Пе-2 № 17-84 — на базу так и не вернулась. Стрелок-радист Крылов и летчик Харьков спаслись из падающего самолета, штурман младший лейтенант Николай Пирогов погиб.

С отчего благословения

…Летним июньским вечером семилетний Володя Гартман выскочил из дома в одном из поселков Лазаревского района Большого Сочи на звук низко летящего самолета. Поспешность мальчишки позволила ему полностью увидеть подробности воздушной трагедии, разыгравшейся в вечернем небе над поселком Вардане.

Со стороны моря на высоте около 800 метров медленно приближался двухмоторный бомбардировщик. Взволнованный мальчик хорошо рассмотрел красные звезды на его крыльях. Практически прямо над домом Володи гул мотора стих, из кабины в небо вылетела красная ракета, мгновением позже в небе раскрылись два купола парашютов. Сразу после этого самолет свалился в штопор и рухнул за соседней горой.

Лишь наутро местные жители и военные, расквартированные по соседним поселкам, обнаружили место падения самолета близ урочища Верхняя Хобза. Среди обломков металла люди обнаружили останки одного из летчиков — нога, рука и голова, которые были похоронены в могиле около шоссе Туапсе—Сочи, а в дальнейшем перезахоронены в поселке Лазаревском как принадлежащие неизвестному герою. Горячее желание установить имя погибшего стало целью для Володи, которая впоследствии была передана им по наследству своему сыну Александру.

В 1982 году Владимир Александрович впервые привел сына на место падения самолета и подробно рассказал о запомнившемся ему бое, вдохновив сына на продолжение работы в данном направлении.

— Мы уже привыкли очень серьезно относиться ко всем происходящим с нами событиям, не оставляя без внимания ни одного информационного сообщения, ни одной беседы, — отмечает заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. — Часто большое количество сведений сплетаются в причудливую канву, и, работая по ней, мы получаем полную картину. Совпадения бывают просто парадоксальные: спустя 40 лет после трагедии свидетель гибели самолета за руку отводит на место падения своего сына, а еще через три десятка лет сын, бывший мальчишка, а ныне подполковник милиции, всю жизнь помнящий усеянную искореженными кусками металла поляну, сам становится поисковиком. В 2012 году Владимира Александровича Гартмана не стало, но сын продолжил дело отца, ищет и находит погибших летчиков, устанавливает их имена. И вот совсем недавно совместно с поисковиками «Кубанского плацдарма» он ставит точку в истории 73-летней давности, закончив дело своего отца: устанавливает имя летчика, погибшего в районе Нижней Хобзы.

Ключ из пяти цифр

Еще вместе с отцом Александр нашли на берегу речки стойку шасси и множество обломков самолета, в том числе и фрагменты кабины. Кое-где попадались и человеческие останки, которые отец и сын бережно собирали в отдельный пакет. Смерчи, прошедшие в том районе в августе 1991 года, унесли в море значительную часть находок. Но не все. Это выяснилось три года назад, когда в Лазаревском районе проводились поисковые работы на месте гибели экипажа лейтенанта Гутникова, не вернувшегося с боевого задания из района Севастополя. Пользуясь случаем, мы обследовали место падения самолета в Верхней Хобзе. В ходе работ нам удалось идентифицировать самолет как Пе-2, а также найти несколько фрагментов костных останков летчика. Основная же удача, что на обнаруженном нами обломке одного из моторов хорошо просматривались цифры 22-414, которые мы определили как номер мотора. И немедленно начались архивные исследования, на которые зачастую уходит больше времени, чем на поиски. И вот в середине марта текущего года нам пришел такой ответ:

«По документам архива установлено, что самолет Пе-2 № 17-84 с типом мотора М-105ра с номерами моторов 22-422 и 22-414 в 1942 году входил в состав 40-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ.

В Книге учета безвозвратных потерь личного состава 40-го авиаполка ВВС ЧФ указано, что младший лейтенант воздушный стрелок-бомбардир 1 АЭ Пирогов Николай Тимофеевич, 1914 г.р., уроженец г. Ленинграда, призванный в 1936 г., погиб 22.06.1942 при катастрофе самолета в районе ст. Лазаревской.

Жена Пирогова Анастасия Алексеевна проживала по адресу: г. Ленинград, Н. Деревня, Коломяжский переулок, д. 2, кв. 11».

Что же произошло вскоре после того, как экипаж под командованием пилота Харькова вылетел из Севастополя для прикрытия сторожевых корабля, катеров и тральщика, мы можем предполагать, правда, с определенной долей вероятности. Кстати, есть основания предполагать, что этот самолет был последней машиной марки Пе-2, оставшейся в составе Севастопольской авиагруппы, так как в докладе командования флота от 23.06.1942 руководству Крымского фронта упоминается, что таких машин больше не имеется. Также нам всем хотелось бы узнать, каким образом самолет, в боевую задачу которого входило сопровождение конвоя вдоль южной оконечности Керченского полуострова, оказался у Черноморского побережья Кавказа в районе Сочи. Может быть, самолет не смог обнаружить в море конвой? Сопоставив информацию и выяснив, что Николай Пирогов, исполнявший в боевом полете обязанности штурмана, согласно воспоминаниям Владимира

Гартмана не пытался покинуть кабину падающего самолета, можно предположить, что он был тяжело ранен или убит при встрече с боевыми истребителями противника. Только бессознательным состоянием штурмана можно объяснить и дезориентацию самолета в пространстве. Возможно, наша версия верна.

Кстати, наша работа по сбору и анализу информации об экипаже разбившегося самолета помогла выяснить немаловажную информацию. Дело в том что имя младшего лейтенанта Николая Тимофеевича Пирогова в числе десятков погибших в годы Великой Отечественной вой­ны летчиков-черноморцев увековечено на воинском мемориале города-героя Севастополя, откуда он отправился в свой последний полет. Видимо, руководствуясь этой информацией, в Книге Памяти Ленинградской области, откуда был родом этот летчик, ошибочно указано место его захоронения город Севастополь. Однако мы уточняем: останки Николая Пирогова покоятся на воинском мемориале поселка Лазаревского г. Сочи Краснодарского края. Очень хотелось бы, чтобы соответствующая информация из Книги Памяти была скорректирована в год юбилея Великой Победы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 1 апреля 2015

Заголовок в газете: Тайна ленинградского летчика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру