Тем не менее проблем тут предостаточно. Им и было посвящено селекторное совещание полпреда Президента РФ в ЮФО Владимира Устинова, в котором приняли участие представители Минтранса и главы регионов. Говорили о ключевых проблемах отрасли, в частности о пробках. Пропускная способность дорог в регионе, отметил полпред, еще на уровне советских времен, и это сдерживает развитие экономики.
— Состояние транспортной системы региона нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития — достаточным, — сказал Устинов. — Сегодня мы наблюдаем несоответствие уровня сети автомобильных дорог темпам автомобильных перевозок. Перегруженность движения магистральных автомобильных дорог отмечается в пределах крупных транспортных узлов. Это Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Волгоград.
Заострил внимание и на том, что морские порты и подходы к ним имеют низкую пропускную способность. Чтобы это исправить, регионам необходимо проделать серьезную работу в сфере дорожного хозяйства и развития портовой инфраструктуры. О том, как эта работа выполняется на Кубани, отчитался губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.
Ставка на порты
Губернатор Кубани рассказал на видеоселекторе, что транспортная отрасль края сегодня показывает стабильно высокие темпы роста — выше, чем в среднем по стране. За пять лет — почти в полтора раза. И в прошлом году общий объем услуг составил 120 млрд рублей.
Основой транспортной системы края являются девять морских портов. В их числе — крупнейшие в России порты Новороссийск и Туапсе. Именно они пропускают треть всех внешнеторговых грузов страны, и объем перевалки постоянно растет.
— Порты — основа транспортной системы Кубани, фундамент нашей экономики, — подчеркнул губернатор.
При этом сейчас в регионе в приоритет ставится развитие Новороссийского порта. Уже проведена реконструкция контейнерного терминала, современного зернового терминала и комплекса перевалки мазута. Завершается строительство глубоководного нефтеналивного причала, ведется строительство второй очереди контейнерного терминала и комплекса перевалки зерновых грузов.
А вот развитие инфраструктуры транспортных узлов Новороссийска, да и других морских портов, — откровенно отстает. Ни железные, ни автодороги с ростом грузопотока пока не справляются.
В своем докладе Александр Ткачев также рассказал о порте на Таманском полуострове. В районе мыса Железный Рог сейчас идет интенсивное строительство нового порта, который в перспективе должен стать третьим по объемам перевалки грузов на юге страны и разгрузить ведущие порты Черноморского побережья.
В Таманском порту уже введены зерновой терминал и комплекс перевалки нефти и сжиженных газов. Специалисты рассчитывают на то, что в будущем грузооборот порта превысит 60 млн тонн в год. Одновременно начато строительство сухогрузного порта Тамань грузооборотом более 93 млн тонн в год.
По рельсам
Провалом в транспортных артериях Краснодарского края были и остаются железные дороги к морю. Пропускная способность их очень низкая. Сегодня железнодорожные ветки обеспечивают две трети грузовых перевозок, и потенциал роста очень серьезный. Системное развитие сети железных дорог и улучшение ситуации в портах Кубани должны обеспечить три крупных проекта.
— Это строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла, комплексная реконструкция дороги на Анапу и Тамань, а также развитие Новороссийского узла. Их реализация позволит увеличить пропуск грузопотока до 150 млн тонн в год, — подчеркнул Александр Ткачев.
Первый проект важен для края еще и с экологической точки зрения. Обход Краснодарского железнодорожного узла позволит убрать из миллионного города опасные химические и горючие грузы. О важности морских ворот Юга для экономики России напомнил и заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. Он рассказал, что для обеспечения транспортных подходов к порту Новороссийск будет строиться путепровод по улице Магистральной, а также предусмотрено расширение нескольких участков существующих автодорог.
— Также планируется строительство железнодорожных станций «9 километр», нового ж.-д. парка и развитие железнодорожной станции Новороссийск, — добавил Алексей Цыденов.
За счет этого к 2020 году будет втрое увеличена проходимость автодорог портового направления — с 18 до 57 тысяч машин в сутки, а грузооборот к 2020 году вырастет с 30 до 120 млн тонн.
По земле и воздуху
Не могли не обсудить на видеоселекторе полпреда Президента РФ в ЮФО и автодороги региона. На Кубани их протяженность — около 40 тысяч километров, почти все имеют твердое покрытие. Однако стремительный рост экономики показывает, что действующих автодорог явно не хватает. А значит, требуется строительство новых и расширение действующих, как внутригородских, так и региональных. Как один из самых ярких и болезненных для края примеров — трасса Джубга—Cочи. Она и самая загруженная, и самая аварийная, но другого подъезда к Сочи пока нет.
— По ней ездит вся страна, но дорога технически и морально устарела, а с учетом Олимпиады это самое узкое место на территории края, — посетовал Александр Ткачев.
Конечно, хорошо было бы построить новую автодорогу с тоннелями, развязками, мостами. Однако на это уйдет не один десяток лет и точно не меньше триллиона рублей. Любому ясно: это из разряда фантастики. Но край все-таки нашел выход из положения. Исправить ситуацию должно строительство альтернативного подхода к городу-курорту из Апшеронского района по маршруту Черниговское—Дагомыс.
— Это позволит значительно разгрузить существующую трассу вдоль моря. Я хочу обратить внимание Министерства транспорта РФ на такое решение дорожной проблемы, — подчеркнул Александр Ткачев.
Если с автодорогами ситуация обстоит не самым лучшим образом, то воздушный транспорт на Кубани развивается оптимально. На данный момент в Краснодарском крае работают четыре аэропорта, три из них международные. Кстати, аэропорт Краснодара за последние пять лет увеличил пассажиропоток в два раза. Сейчас по этому показателю он седьмой в России.
— Но нам очень важно, чтобы на курорты добирались самолетом не только из центра России, но также из соседних регионов и городов Кубани, — отметил Александр Ткачев.
В связи с этим на Кубани уже восстановлен регулярный маршрут Краснодар— Сочи, который обслуживает авиакомпания «Якутия». Она, кстати, пока единственная, которой можно улететь из краевого центра в олимпийскую столицу, и этого, естественно, недостаточно. В разработке рейсы Краснодар—Анапа и Краснодар— Геленджик. Ложкой дегтя здесь является то, что кубанская столица исключена из постановления правительства о предоставлении субсидий в целях развития регионального авиасообщения. Понятно, что без государственной поддержки местным авиалиниям развиваться и быть доступными для населения будет очень сложно.
Владимир Устинов упомянул еще об одной проблеме рынка региональных воздушных перевозок, актуальной для ЮФО.
— Чтобы быстро попасть воздушным транспортом из одного региона в другой в пределах нашего округа, необходимо совершить полет через Москву, — отметил полпред. — А в совокупности с автодорожной проблемой это создает постоянное напряжение, особенно в курортный сезон!
Как рассказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, в транспортной стратегии страны предусмотрено развитие региональных воздушных линий с опорой на легкомоторный авиапарк.
— В Приволжском федеральном округе с начала 2013 года уже проходит обкатку проект в рамках этой стратегии, когда осуществляется софинансирование из федерального бюджета стоимости билетов на маршруты внутри округа, — сообщил Цыденов. — Так, авиабилет из Казани в Самару стоит для пассажира 2000 рублей, еще столько же дотируется из федерального бюджета. Уже закуплены новые самолеты, люди полетели. При успешной реализации пилотный проект будет рекомендован для всех субъектов РФ.
В числе других тем, которые обсуждались на видеоселекторе полпреда с губернаторами, были меры поддержки детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Регионов, где в этой сфере существует масса нерешенных проблем, еще достаточно. А вот губернатору Кубани по этим вопросам оправдываться не пришлось. Детские пособия в крае одни из самых высоких в округе, а на усыновление детей — очередь.