Страсти по Гельману-2

Кого на Кубани бес попутал?

На протяжении минувшей недели Краснодар сотрясали народные волнения. Причиной по-прежнему являлись проекты под кураторством Марата Гельмана. Наивысший накал страстей пришелся на 15 мая, когда группа людей в казачьей одежде сорвала торжественное открытие выставки галериста. Без мордобоя не обошлось! Кубань ославилась на всю Россию. Вот только прогрессивность региона — в культурном плане — поставлена под вопрос.

Кого на Кубани бес попутал?

О начале эпопеи с опальным галеристом на Кубани мы рассказали в прошлом номере. На днях она получила продолжение.

Нашумевшая выставка Icons должна была открыться 15 мая. К вечеру перед входом в Краснодарский выставочный зал изобразительных искусств собрались не только поклонники искусства, но и несколько десятков агрессивно настроенных посетителей, в числе их нереестровые казаки, женщины с иконами и бритоголовые молодчики. Глядя на последних,  сложно было понять, против чего конкретно они выступают — осквернения православных ценностей, против современного ли искусства или искусства в целом? Бунтующие затруднялись ответить, что именно им не нравится в проектах Гельмана, но при этом все, как один, говорили о глумлении над духовными ценностями.

Ратуя за культуру, православные Кубани потрясали листовками и плакатами с критикой галериста и, дружно скандируя нецензурную брань, преграждали путь в выставочный зал. Плевок отца Алексия (Касатикова), названный «божьей росой», в лицо Гельмана вполне вписался в общую картинку беснующейся толпы. Костер, чтобы сжечь еретика Гельмана, разводить, правда, не стали. Как-никак, ХХI век, да и полиция не позволит.

На следующий день, комментируя произошедшее, галерист отметил, что люди, пришедшие «с какими-то листочками», на которых были изображены работы, не имеющие к нему никакого отношения, были кем-то обмануты. «Скандал с открытием проекта Icons уникален. Таких прецедентов в современной России еще не было. Трудно давать четкую оценку произошедшему. Нужно разобраться, кто стоит за толпой сумасшедших, явившихся вчера к выставочному залу, кто манипулирует ими», — сказал Марат Гельман.

Александр Ткачев также высказал свое мнение по поводу инцидента: «Люди вправе иметь личное мнение и выражать его любым законным способом, а не с помощью провокаций и хулиганства. Нецензурная брань мало вяжется с образом верующего человека. Но в любом случае краевые власти не намерены сворачивать контакты с представителями современного искусства». При этом губернатор выразил уверенность, что краевой центр «совсем скоро станет центром современного творчества. Работа в этом направлении будет продолжена — с Гельманом или без него».

Сами же художники настроены менее оптимистично. «Эта дикая ситуация опозорила нас в глазах страны, — заявила Елена Суховеева, автор и куратор проектов современного искусства в Краснодаре. — Как дальше будет развиваться ситуация, неизвестно. Но если поверили кричащим гопникам, значит, нам по-прежнему придется выставляться за границей, а не у себя дома».
К вечеру 16 мая к Краснодарскому художественному музею им. Коваленко казаки стали подтягиваться на очередную акцию протеста. На этот раз — против открытия выставки Danger! Museum. Транспарантов и икон не было, да и сами протестующие были настроены куда более миролюбиво. В тот же день проект Icons могли свободно посетить все желающие. Благо, возле выставочного зала на Рашпилевской, 32 царило абсолютное спокойствие. Проект Danger! Museum стартовал 17 мая. Пресс-секретарь Гельмана объяснила это тем, что выставку не успели полностью подготовить.

Ответом прогрессивной общественности на антигельмановские акции стало открытое письмо деятелей культуры и искусства края Александру Ткачеву с просьбой остановить преследования художников на Кубани.

«Можно по-разному относиться как к деятельности Гельмана, так и к художественным явлениям вообще. Одним из критериев оценки эстетических феноменов в цивилизованном обществе является именно интерес зрителя, а не запрет, повеление, приказ, избиение, или санкция, — говорится в письме. — Мы просто не имеем права быть «дикими» невеждами, преследовать художников, пропагандировать ненависть к представителям искусства и т. д. Попытка «блокировать» выставку, попытка избиения М. Гельмана — это, на наш взгляд, не что иное, как новая форма варварства».

Противники проектов Гельмана, наверное, до сих пор не осознали, что таким черным пиаром привлекли огромное внимание не столько к себе (явившись не в лучшем свете), сколько к выставкам, заинтересовав даже тех, кто ничего не знал ни о Гельмане, ни о современном искусстве. Несведущие недоумевают: «Из-за чего подняли столько шума?» Не иначе как бес попутал.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру