Тайна Южного терминала

Через терминал Азовского порта переправляют нефтяной кокс с нарушениями экологических и санитарных норм

Журналисты "МК" на Кубани" начали собственное расследование ситуации в Азовском порту, которая, по оценкам экспертов, грозит экологической катастрофой для целого региона. Если не вмешаться немедленно, жители Азова в одно прекрасное утро могут проснуться в туче коксовой пыли… 

Через терминал Азовского порта переправляют нефтяной кокс с нарушениями экологических и санитарных норм

Сотрудник морского порта Олег (имя изменено) проводит нас к зерновому терминалу в Южном морском порту поздним вечером. Уже стемнело, и только наши тени скользят по асфальту и стенам контейнеров. Днем проводить здесь экскурсию для журналистов Олег считает делом небезопасным. И потому мы сразу договариваемся о том, что его настоящее имя мы называть не будем. На терминале, по словам Олега, с весны этого года ночами выгружался нефтяной кокс, который всесильная компания "Лукойл" переправляет в Румынию. Мы интересуемся: какие объемы крайне экологически опасного сырья прошли уже через Южный терминал порта? С мая – более 10 000 тонн, – говорит Олег. Но это только приблизительные данные, точные можно узнать у представителей "Лукойла", если они, конечно, вообще будут на эту тему разговаривать. Олег саркастически улыбается. Мы друг друга поняли…

Проект "Лукойла" по поставкам продуктов нефтехимии в Румынию имеет не только экономическую составляющую. Но и экологическую. С той точки зрения, что грузить прокаленный нефтяной кокс рядом с зерновым терминалом чрезвычайно опасно. Нефтепродукт лежит на открытых площадках, то есть "в условиях прямого смешения с пищевым сырьем, что недопустимо и противоречит всем возможным санитарным нормам". Последняя фраза – из письма возмущенных жителей Ростовской области в редакцию "МК", после которого и началось наше журналистское расследование.

Цитата: "Мы, общественность Азова, обеспокоены обрушившейся на нас новостью. По словам наших информированных источников, сейчас в порту находится около 20 тысяч тонн этой токсичной продукции, а накопление нефтяного кокса на открытой площадке, не приспособленной для хранения и отгрузки токсичных материалов, является экологически опасным и нарушает все допустимые санитарные нормы".

Под письмом подписи: М. Петрова, Н. Семенов, В. Мирошниченко… Всего – 55 человек.

Наш экскурсовод по терминалу Олег работает в Южном терминале около 12 лет. Он – один из ведущих специалистов порта. На нашу просьбу объяснить опасность заражения окружающей среды коксовой пылью Олег отвечает:

– При отсутствии современных пылеулавливающих установок в местах работ с подобными токсичными материалами прямых рисков загрязнения окружающей среды, воды и почвы просто не избежать. А у нас таких установок здесь нет. Мог ли "Лукойл" этого не знать? Конечно, не мог. Но контракт для них важнее оценки того, какой урон токсичные материалы могут нанести здоровью людей.

– Смешение коксовой пыли с воздухом может привести к губительному эффекту для дыхательных путей человека, – рассказал "МК" эксперт общественного движения "Врачи без границ" Владимир Попов. – Сразу прямых симптомов не видно, но пыль от нефтяного кокса попадает в бронхи, ослабевает иммунитет, начинается кашель. А если, как вы говорите, токсичные отходы смешиваются на открытых площадках еще и с пищевыми продуктами, например с зерном, мне даже сложно представить масштабы возможных отравлений. Бить в набат в такой ситуации надо сейчас, не дожидаясь первых больных, которым и диагноз-то точный поставить будет непросто. Ведь информация о токсичных продуктах наверняка держится в секрете.

Впрочем, Азову не привыкать к техногенным эксцессам и катаклизмам, вызванным безответственностью промышленников. Юрий Голубев, сопредседатель Южно-Российской природоохранной сети, вспоминает: "Самовозгорание угля в Азовском морском порту уже имело место. Мы поднимали крик, администрация города не реагировала. Люди были в шоке от дыма, окутавшего город. Теперь вот продукт нефтехимии от "Лукойла". Мне известно, что перевалка кокса ведется открытым способом в жилой черте города, что сопровождается поднятием огромных клубов пыли, опасной для здоровья человека. Пыль от продукции нефтехимии, в частности кокса, – одна из основных причин развития астмы и других серьезных заболеваний дыхательных путей. Поэтому их перегрузка открытым способом категорически недопустима. И потом, зерновой терминал должен быть зерновым, и он не может быть использован для грузоперевалки продуктов нефтехимии".

– Неужели уроков прошлого было мало? Азов опять должен окунуться в туман токсических продуктов, а мы должны дышать коксовой пылью только потому, что это кому-то в данный момент очень выгодно? – возмущается Николай, один из авторов письма в редакцию, когда Олег все так же – под покровом ночи – выводит нас с территории терминала.

– Сегодня, несмотря на наше открытое письмо к руководству компании и администрации области, вопрос об экологической безопасности территорий, находящихся в непосредственной близости к Азовскому порту, остается открытым, – говорит Николай. – Мы не выходим на митинги, не мешаем работе порта. Мы просто просим помочь донести эту информацию до всех контролирующих структур и выяснить, стоит ли нам опасаться экологической угрозы. "Лукойл" приходит и уходит. А нам здесь жить…

Журналисты "МК" связались с Андреем Рудомахой, координатором Экологической вахты по Северному Кавказу:

– К нам уже тоже поступила эта информация. И сейчас мы собираем доказательную базу. Нефтяной кокс – опасное для здоровья вещество. На сегодня мы сделали запросы в контролирующие органы, и, если опасения людей подтвердятся, мы непременно будем на них реагировать.

Редакция "МК" считает, что предание этой истории гласности – первый шаг к тому, чтобы оценить риски для здоровья людей и предотвратить беду. Мы надеемся на реакцию руководства порта, на территории которого происходила разгрузка кокса. Стоит напомнить, что в апреле в акватории реки Дон на территории Азовского морского порта уже произошло ЧП – масштабное загрязнение мазутом и отходами нефтепродуктов. По данным очевидцев, пятно занимало площадь от 20 до 30 тысяч квадратных метров. Представители порта факт розлива тогда подтвердили, но сообщили, что масштаб ЧП сильно преувеличен. "Власти, как правило, скрывают случившееся от общественности", – говорит Рудомаха. Им скандал невыгоден. А нам просто не нужно новой катастрофы. Так может, объединить усилия?

"МК" продолжит свое журналистское расследование. Мы направим официальный запрос в компанию "Лукойл" и обязательно сообщим результаты нашим читателям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру