Андрей Есипенко: «Глобальное желание — стать чемпионом мира»

Андрей Есипенко: «Глобальное желание — стать чемпионом мира»
Пресс-служба Образовательного центра «Сириус»

Российскому шахматисту Андрею Есипенко всего девятнадцать лет, а он уже известен на весь мир. В январе этого года он одержал победу над действующим чемпионом мира норвежцем Магнусом Карлсеном на супертурнире Tata Steel Masters в Нидерландах. Есипенко стал вторым, кто с 2018 года смог обыграть норвежского шахматиста. Первым был поляк Ян-Кшиштоф Дуда, которому норвежец проиграл в октябре прошлого года.

Еще одним достижением юного российского шахматиста стала победа в первой онлайн-олимпиаде, которая состоялась летом 2020 года. Сборная России, где в числе юниоров был и Андрей Есипенко, завоевала первое место из 163 стран-участниц. В апреле этого года за победу в турнире президент России Владимир Путин объявил благодарность российским юниорам. Награждение шахматистов состоялось в Образовательном центре «Сириус», куда все они ранее приезжали на профильные программы.

Про самые яркие победы, талант и сериал «Ход королевы» Андрей рассказал нам в интервью.

— Андрей, добрый день. Поздравляем с наградой. Расскажи про онлайн-олимпиаду.

— Я впервые играл за взрослую сборную России и могу сказать, что для меня это очень ценный опыт, и не только в игре, но и в общении. Онлайн-олимпиада сильно отличается от игры вживую, потому что соперники не видят друг друга, не видят эмоции, психология отходит на второй план. Именно по этим факторам мне больше нравятся офлайн-турниры. В целом на олимпиаде всё было хорошо. Мы выиграли — что может быть лучше?

— Какие матчи больше всего запомнились?

— Самой яркой была встреча с командой Индии в финале. Очень тяжелая партия, чувствовался накал эмоций, заключительная игра, давило то, что надо выиграть. Хорошо хоть с техникой проблем не было, Интернет был надежным, не подводил. Рад, что у нас всё получилось.

— Как вообще началось твое увлечение шахматами?

— Когда мне было пять лет, папа играл в шахматы со своими друзьями. Я попросил меня научить. Так и началось. Тогда, конечно, не думал, что всё будет так серьезно. Просто нравилось, что фигуры прыгают по доске. Плюс мы со старшей сестрой постоянно соперничали. Мы одновременно научились играть в шахматы, и у нас была постоянная конкуренция. Вот это цепляло. Позже начались турниры, через несколько лет пошли серьезные успехи, первая значимая победа на чемпионате Европы среди мальчиков до десяти лет. С этого момента и началась карьера. И сейчас приятно, когда выигрываю партии. Хочется продолжать.

— В детстве не было обидно, что всё свободное время проходит в тренировках, сборах, соревнованиях?

— Не скажу, что я в детстве постоянно занимался, не поднимая головы. Я и с друзьями на велосипеде катался во дворе, и в компьютер играл. Всё это было, поэтому нет, обидно не было. Мое детство было очень насыщенным.

— Как сейчас проходят твои занятия по шахматам?

— Сейчас это могут быть сборы, когда мы с тренером разбираем какую-то позицию. Если сборов нет, я в основном сам занимаюсь. То есть открываю компьютер и занимаюсь в любое время, днем и ночью.

— Шахматы предполагают малоподвижный образ жизни. Но при этом шахматистам нужна хорошая физическая форма, так как порой партия может длиться несколько часов. Как поддерживаешь себя в форме?

— Я очень люблю играть в футбол, в настольный теннис, хожу в бассейн. На сборах стараюсь бегать, спортзал посещать.

— А мозг тоже нуждается в постоянных тренировках?

— Вот его как-то все тренируют, я об этом не думал. Он у меня сам постоянно работает. Не было такого, чтобы я приехал на турнир и у меня голова совсем не соображает. Всегда приезжаю и чувствую, что всё в порядке.

— Прошлый, 2020 год прошел под знаком пандемии. Как ты пережил этот период?

— Для меня прошлый год начался хорошо, я сыграл турнир «Гибралтар», позже еще на одних соревнованиях хорошо выступил. У меня вырос рейтинг. В марте на турнире претендентов я помогал Кириллу Алексеенко. Из-за пандемии матчи закончились на середине дистанции, стало понятно, что это надолго. Первое время было неясно, чем заниматься. Но я быстро нашел себе занятие. Кроме шахмат смотрел сериалы на английском, подтягивал язык. Так что время прошло плодотворно.

— К слову о сериалах. Недавно вышел сериал про шахматистку-вундеркинда «Ход королевы». Уже смотрел? Как мнение?

— Да, посмотрел сразу же. Знаю, что многие остались в безумном восторге. На меня такого бурного впечатления он не произвел. Понравилось, как снята шахматная часть, видно, что работал профессионал, всё достаточно реалистично. В других сериалах такого не было.

— Насколько реальна история такого самородка?

— В принципе может, если есть талант и его продвигать. Например, венгерская шахматистка и гроссмейстер Юдит Полгар с самого детства очень много тренировалась, ее и двух сестер обучал шахматам отец, хотел сделать из них чемпионов. И у него это получилось. Поэтому, думаю, такое вполне возможно.

— Вас тоже часто называют талантом. Вы сами считаете себя таким? Или все достижения — это результат вашего упорного труда?

— Если совсем нет таланта, то, наверное, невозможно достичь больших результатов. Думаю, талант у меня есть, но я и занимался очень много. То есть наполовину — надо пятьдесят процентов таланта и пятьдесят процентов работы.

— Ты приезжал на программы в Образовательный центр «Сириус» восемь раз. Расскажи, как помог и чем пригодился тебе этот опыт.

— Каждый мой приезд в «Сириус» был праздником, потому что здесь можно и увидеться с друзьями, и позаниматься с квалифицированными тренерами, и получить новые знания, каких больше нигде не давали. В этом плане «Сириус» мне многое дал. Всегда сюда было приятно приезжать.

— Как ты справляешься с неудачами, поражениями?

— Зависит от партии. Можно проиграть какую-то обидную партию, и тогда действительно тяжело и нужно время, чтобы отойти. Обычно расстройство проходит на следующий день. А бывает, я проигрываю партию, но видно, что по делу, что меня переиграли. Такое легче перенести, просто надо разобрать партию и сделать выводы на будущее. В основном проходит само: погуляю, с друзьями пообщаюсь, музыку послушаю, фильм посмотрю — и хорошо. Чаще мне не нужна поддержка, я сам себя могу настроить на матчи.

— Расскажи про победу над знаменитым Магнусом Карлсеном. Это ж было действительно грандиозное событие.

— Мне немного повезло. Я не хотел просто быстро сыграть вничью или еще как-то, а именно поиграть с ним, почувствовать его силу. Даже если бы проиграл, хотя бы почувствовал уровень. Не каждый день встречаешься с чемпионом мира. Мне повезло, что он решил меня удивить дебютом, чтобы проверить мою силу. Но так получилось, что я за пару дней до этого готовился к встрече со шведским гроссмейстером Нильсом Гранделиусом и повторял все линии. Магнус об этом не подумал и пошел в ту линию, которую я неплохо помнил. Я выбрал вариант Найдорфа в сицилианской защите. После дебюта я старался максимально концентрироваться, чтобы не выпустить перевес. Не был до конца уверен в своих ходах, по несколько раз каждый перепроверял. Но всё получилось.

— Рисковали?

— Тут сложно рисковать, потому что всё построено на расчете. Я всё просчитал и был уверен, что у меня получится.

— Это самая яркая партия в вашей карьере? Какие еще партии вам запомнились?

— По эмоциям партия с Магнусом точно самая яркая. На втором месте партия с Сергеем Карякиным, на чемпионате мира по рапиду и блицу-2017 она запомнилась из-за красивой победы. Даже не знаю, как так вышло, но это был удивительный матч. Я в какой-то момент пошел в атаку, мне показалось, что я как-то не очень уверенно расставился, поэтому решил проявить инициативу и атаковать. И у меня на одной волне все фигуры полетели на короля, и потом еще жертва ферзя, то есть всё получилось картинно. Когда я увидел свой выигрышный ход, очень красивый, сначала не поверил, начал опять пересчитывать, чтобы убедиться, что он работает. А когда пошел и понял, что всё, победа, это был самый лучший момент.

— После победы над Карлсеном твоя жизнь как-то изменилась?

— Да нет, пару раз узнавали на улице. Буквально вчера мы зашли в кафе — меня там узнали и угостили мороженым. Было приятно. А в остальном всё осталось по-прежнему. Сейчас я учусь в Ростовском государственном экономическом университете. Живу в Новочеркасске, скоро планирую переехать в Ростов. После победы над Карлсеном мне там подарили квартиру.

— С кем еще из шахматистов хотел бы сыграть?

— Интересно встретиться с героями из прошлого, с такими чемпионами мира, как Гарри Каспаров, Анатолий Карпов, Владимир Крамник, Вишванатан Ананд. Каждый из них по-своему великий. С остальной элитой я почти со всеми переиграл.

— У тебя есть кумир?

— Наверное, Магнус Карлсен, кумир из детства. Для меня он удивителен тем, что сейчас, когда многое зависит от компьютеров, ему удается быть на шаг впереди остальных. Казалось бы, каждый шахматист может дома на компьютере проанализировать партию, изучить дебют и быть примерно на одном уровне с соперниками. Но Магнус настолько сильно играет, что он постоянно находит какие-то слабости соперников и переигрывает их. Даже после появления компьютеров он номер один.

— Как ты расцениваешь уровень российских шахматистов на международной арене?

— В мировом топе сегодня много наших шахматистов. Вот Ян Непомнящий отобрался на матч с Магнусом Карлсеном за титул чемпиона мира. Сергей Карякин может еще проявить себя на самом высшем уровне. Даниил Дубов, Владислав Артемьев, Алексей Сарана — все очень талантливые ребята. То есть у нас много крутых шахматистов.

— В СССР шахматы были очень популярны. Что сейчас нужно сделать, чтобы вызвать такой же интерес к шахматам в России?

— Мне кажется, до выхода сериала «Ход королевы» интерес к шахматам был гораздо меньше. После фильма о них стали все говорить, смотреть турниры, разбираться в тонкостях. То есть сериалы и фильмы действительно помогают развитию шахмат и их популяризации. Хотя, наверное, самый надежный способ поднять интерес — кому-то из россиян надо стать чемпионом мира.

— Андрей, ты выиграл онлайн-олимпиаду, обыграл Карлсена, достиг суперрейтинга в 2700 очков, сейчас ты тридцать шестой в мировом списке сильнейших шахматистов. Какие цели еще остались? Есть к чему теперь стремиться?

— Конечно. Во-первых, стать чемпионом мира — это глобальное желание. Во-вторых, сейчас краткосрочная цель — набрать больше рейтинга, около 2750 очков. Тогда появятся шансы и попасть на турнир претендентов (победитель турнира встречается с действующим чемпионом мира в борьбе за титул. — Прим. авт.), и двигаться дальше.

— Что бы ты посоветовал юным шахматистам для достижения цели?

— Мне кажется, надо просто любить шахматы, любить играть и самое главное — много тренироваться. Тогда всё получится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру