Красота - это не внешний декор и витрины. Для Андрея Скварек, основателя сети магазинов «Аршин-тканей» и многодетного отца, красота - это ясные цели, позитивное мышление и уважение к людям. Он уверен, что успех бизнеса стоит на системе управления и строгом финансовом планировании, а семьи - на сочетании любви и ответственности.
Многие, кто живёт в Краснодаре, знают магазины Андрея. Бизнес под одним названием и логотипом работает уже 30 лет. Такая преданность делу впечатляет. Мы встретились с владельцем этого красивого бизнеса Андреем Скварек.
В самом начале Андрей поделился с нами интересным наблюдением:
- Недавно мы играли в боулинг. И знаете, что я заметил? Когда фокусируешься на мяче - как его держишь, как бросаешь, - результат не очень хороший. Но когда мы все начали смотреть при броске на кегли, результат оказался на порядок выше.
- Что это значит для бизнеса и жизни?
- То, что важно фокусировать внимание на цели - играешь ли ты в боулинг или занимаешься бизнесом. Когда точно знаешь, куда двигаешься, средства подтягиваются сами собой: знания, инструменты, команда. Находишь нужных учителей, узнаёшь то, чего не хватает для успеха. В этом есть простой и продуктивный подход для любой сферы жизни.
- Андрей, что вас сформировало как личность?
- Семья. У нас всё было просто: сделал - гуляй; не сделал - гулянки не будет. В шесть утра - подъём, коровы, двор, хозяйство. Мы с родителями жили в Адыгее: папа - лётчик, мама - домохозяйка. У бабушки по маминой линии я был любимым внуком - сами понимаете, со всеми вытекающими… В семье было трое детей. Каждое лето я приезжал к дедушке с бабушкой в Краснодар. Там в одном доме жила и моя тётя с семьёй (сестра отца). Вот тут и были коровы и много дел по дому. Она быстро поняла, как надо растить детей: сначала делаешь - потом получаешь то, чего хочешь. Со мной этот подход сработал идеально, хотя я не сразу его принял. Долго считал, что меня не любят, обижают. А потом осознал: эта строгость, чёткие правила, обязанности по дому сделали меня тем, кем я стал. Я невероятно благодарен за это семье.
- Ваш большой тканевый бизнес начался с продажи молний на рынке. Что вас привело именно в этот бизнес?
- Выглядит, как будто это случайность. Я помогал продавать застёжки-молнии друзьям, а потом они забросили это дело, а я - нет. Меня уже знали, и мне стало интересно продолжать. Помню, как впервые поехал в Стамбул без языка и каких-либо контактов, чтобы найти металлические молнии. И всё закрутилось. Нашёл нужную фурнитуру, потом увидел ткани - понравились. Начал возить и их. Но знаете, что стало поворотным моментом… Это удивительно. Перелом случился не через бизнес-процессы, а через открытие нового для себя. Это произошло, когда я впервые попробовал турецкую еду. Новые вкусы, новое пространство как будто расширяли меня. Мне захотелось возить не только прикладную фурнитуру и недорогие ткани, но и что-то особенное.
Красивые фактуры, качество - меня это зацепило. Я до сих пор выезжаю на выставки в Москву, Стамбул, Шанхай. Всегда беру с собой кого-то, чтобы меня останавливали, потому что, когда я вижу красивые ткани, порой не могу остановиться. Мне всегда нравилось привозить красивые, интересные материалы. Когда у тебя появляется что-то особенное, ты получаешь удовольствие.
Страсть находить что-то особенное осталась у меня до сих пор. Как-то я срезал рукав у блузы супруги, чтобы взять его с собой на выставку и найти идентичный цвет ткани. Заказал на фабрике что-то очень похожее на это! Правда, много. Зато - очень красивое.
- Откуда такая приверженность красоте?
- От мамы. Она красиво одевалась, рисовала, играла на музыкальных инструментах. Это впиталось само собой. А в доме у дедушки было много труда. Вместе это обалденно сработало для меня.
- А что для вас красота в ведении бизнеса?
- Прежде всего в том, что бизнес зарабатывает. Открыть бизнес могут многие, а вывести его в плюс, в точку безубыточности - это уже работа. Для этого нужна система управления и строгое финансовое планирование - это фундамент. В какой-то момент у меня были серьёзные долги. Тогда у меня была единственная очень простая мечта - пройти по центральной улице Краснодара без долгов. Именно тогда меня спасла система, которой я специально учился, будучи уже опытным бизнесменом. Мы расписали должности, результаты труда и статистики. Ко мне пришёл сильный специалист в области финансов - Светлана Викторовна Быстрова, с которым мы работаем уже более 15 лет.
Знаете, с чего мы начали? Не с самого приятного - она заставила меня сесть и выписать все мои долги. Это было страшно неприятно.
- Это как в доме: чтобы было чисто, нужно сначала всё вычистить...
- Верно. С этого началась эстетика управления: ясные цифры, прозрачные процессы, чёткие действия и, самое главное, точный финансовый план. С уборки ненужных мыслей в голове начинается и позитивное мышление. Через год мы закрыли долги, которые достигали 350 тысяч долларов. Когда финансовый директор позвал меня и сказал: «Шеф, вот тебе деньги за твою идею, за твоё детище». Это были первые деньги, зарплата как учредителю, я чуть не разрыдался. А это десятина, которую необходимо забирать. Это один из законов, который часто нарушают.
- Ваша коммуникация с командой часто звучит как отдельный вид искусства. Что в её основе?
- В основе - единые ценности. Знаете, с чего мы начинаем рабочий день? Все вспоминают позитивные моменты из вчерашнего дня. Это наша планёрка. Потому что с мрачной миной много не продашь. Руководители, кроме этого, планируют день на бумаге. На это должно уходить примерно 30% рабочего времени, потому что в голове невозможно удержать все задачи. Проверьте на себе - увидите, как всё после того начинает идти в гору.
Кроме этого я включён в жизнь каждого сотрудника: знаю, что их заботит, кто что хочет купить, какие волнения о детях. Всегда интересуюсь их делами. В компании так заведено: мы много общаемся, общаемся открыто. Тем, кому это не подходит, у нас не задерживается
- У вас есть те, кто работает десятилетиями. Какой основной их мотив?
- Для нас это было открытием. Оказалось, что людям важно быть не просто сотрудниками, а частью компании. Благодаря открытой коммуникации все знают, какие у нас планы, что мы хотим запускать, как развиваться. Люди понимают, что нас ждет впереди.
У нас есть простые человечные правила внутри компании. Например, если магазин совершил продажу до официального открытия в 9 утра, мы заботливо дарим сотруднику кофе с булочкой. Это просто, но приятно. Сотрудники готовы с улыбкой встречать покупателей до официального открытия, потому что уже пришли на работу. Не так давно это принесло нам супер-заказ на пошив штор для сети аптек «Апрель». В других магазинах заказчика не приняли до открытия, а у нас уделили ему время.
- Что главное в качествах сотрудников?
- Продуктивность и способность поддерживать здоровую позитивную атмосферу вокруг себя. С теми, кто хорошо продаёт, но создаёт проблемы в коллективе, нам точно не по пути.
- Многое из того, о чём вы говорите - десятина, взаимоотношения с сотрудниками, - основано на принципе «брать - давать»…
- Это принцип «сообщающихся сосудов». Он работает в бизнесе, финансах, с людьми, в семье - абсолютно везде. Знаете, что это такое? В бизнесе: где заработал - туда и вливай. Многие ведут несколько направлений бизнеса и за счёт успешного поддерживают слабое, в результате получают ноль. Нельзя перекрывать кислород одному направлению ради другого. И в бизнесе, и в семье: хочешь получать - регулярно отдавай. Если жена дарит тебе внимание, ты должен ответить ей тем же: дать своё внимание и любовь. Нельзя наполниться в семье и нести эти чувства другому человеку. Хочешь отдачи от детей - посвяти им своё время. Так работают сообщающиеся сосуды, в этом баланс.
- У вас пятеро малышей и старшие дети. Как вы всё успеваете?
- Семья - это источник сил, нас много - это изобилие. Я включён в жизнь детей: слежу за учёбой, обсуждаю прочитанное, учу видеть причинно-следственные связи, учу ответственности. У каждого ребёнка есть свои дела: кто-то отвечает за двор, кто-то за собак, кто-то помогает с младшими. Выходные всегда проводим вместе: выезжаем гулять, дома закаляемся, ходим в баню, готовим полезную пищу, читаем и обсуждаем сказки. Нам так нравится.
- Андрей, какая ваша самая сильная сторона?
- Продолжать. Я много раз мог бросить бизнес, закрыть, прекратить. Сложностей было много, но у меня есть желание идти дальше.
- На чём оно держится?
- На интересе. Мне очень интересно заниматься своим делом, интересно развивать его, открывать новые направления. Смена бизнеса ничего не даёт - это миф. Проблемы у всех похожи, а силы возникают у тех, кто не сворачивает. Красота - в поступательности: поднял, передохнул, поднял ещё. Так растут и бизнес, и семья, и человек. Я в это верю - и так живу.