На границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии расположена высшая точка России и Европы, целая система уснувших вулканов — гора Эльбрус. Очень долгое время она считалась неприступной и охраняемой злыми духами. Однако в XIX веке люди начали покорять эту точку. По данным МЧС, ежедневно восхождение на Эльбрус совершают четыреста — пятьсот человек. Один из таких смельчаков — Максим Демченко, основатель строительной компании.
Успешный, уверенный мужчина, готовый брать ответственность на себя и принимать решения, даже если они будут непопулярными. Он молча делает свое дело, доводя его до совершенства, а результат скажет всё за него. В беседе с журналистами он рассказал об истории Эльбруса и самых ярких моментах его покорения.
Кто ты, великий Эльбрус?
Ежегодно Эльбрус притягивает тысячи туристов со всего света. Но к сожалению, не всем удается покорить вершину и вернуться домой. Трагедии происходят как с альпинистами-новичками, так и с опытными альпинистами. Например, в прошлом году на Эльбрусе скончался от сердечного приступа альпинист из Рязанской области. Ему стало плохо на высоте 4700 метров.
Самые частые причины трагедий — это погодные условия, ограниченные возможности человеческого организма и падения. Туристы могут попасть в сильную метель и попросту замерзнуть в ожидании спасателей. Что касается возможностей организма, не у всех хватает сил взойти на гору. У некоторых начинается отек мозга или легких вследствие горной болезни, у других не выдерживает сердце. Ни один врач вам не сможет дать гарантии того, что с вами ничего не случится во время восхождения.
Падения и срывы также один из печальных исходов не только для альпинистов, но и для горнолыжников. Срываясь с трасс, люди падают в ущелья и гибнут. У некоторых не хватает оборудования, а другие погибают из-за неудачного стечения обстоятельств.
С левой стороны горы расположено большое каменное плато, которое называют «немецким аэродромом». Солдаты Третьего рейха использовали плато для посадки самолетов и даже верили в мистическую силу этих мест, считая, что некие духи, обитающие там, придают им сил.
Самое время вспомнить исторические факты. Снежная буря, метель, пронизывающий холодный ветер, нулевая видимость и мины, оставленные вражескими саперами на крутых склонах... В зимний период лишь немногие осмеливались покорять эту гору даже в мирное время. Однако небольшая группа советских военных альпинистов решилась на штурм самого высокого пика Европы — не ради известности или спортивных достижений.
Тринадцатого февраля 1943 года красноармейцы сбросили с западной вершины Эльбруса знамена Третьего рейха и флаги 1-й горнострелковой дивизии вермахта «Эдельвейс», заменив их красными знаменами — нашей Победы. Это восхождение стало символическим актом для советских войск, освобождавших Кавказ от нацистов, и нанесло серьезный удар по моральному духу врага, который уже считал эти горные вершины своими.
Также на Эльбрусе есть пик Калицкого — образование из вулканической породы и бело-серого гранита. Многие считают, что это место связи с внеземными цивилизациями.
А давайте махнем на Эльбрус!
Прапрадед Максима родился на Кубани, и спустя десятилетия он сам с семьей также решил поселиться в Краснодарском крае. За свои тридцать восемь лет он успел отслужить в спецназе, стать спортсменом: бизнесмен занимается кайтсерфингом, горными лыжами, погружением с аквалангом. В армии он совершал погружения с беспузырьковым оборудованием, ночные прыжки с парашютом, так что напугать его трудностями довольно сложно.
Конечно, он неоднократно задумывался о покорении Эльбруса. Но иногда не было времени, в других ситуациях — возможностей. Да и многие знакомые отговаривали: мол, опасно, там гибнут люди, насмерть замерзают и срываются с высоты. Как говорится, у страха глаза велики, а нашему герою больше нравится другая поговорка: «Глаза боятся, а руки делают».
Вот однажды в голове Максима будто щелкнуло — и он решил: пора.
— У меня с друзьями есть чат в одном из мессенджеров, и я написал в нем: «Ребята, давайте махнем на Эльбрус!» Отозвались два товарища, один из них взял с собой брата, и восхождение мы планировали начать вчетвером. Самое главное, что никто не «переобулся» в последний момент, как часто бывает у диванных искателей приключений,— рассказывает Максим.
Опыта покорения вершин у Максима Демченко не было. Его товарищ Денис предложил не сразу штурмовать Эльбрус, а начать с «Безенги» (альпинистская учебно-спортивная база в Безенгийском ущелье на территории Кабардино-Балкарского государственного высокогорного заповедника. — Прим. ред.). Пройти, так сказать, тренировочный путь. Предложение все одобрили и отправились в дорогу. Целью был пик Саратова, высота — 3750 метров, но подняться путешественникам удалось лишь на высоту 3400 метров над уровнем моря.
— Подъем был довольно сложным, отвесным, по неопытности мы набрали кучу ненужного барахла, пульс зашкаливал. Поднялись — и внезапно пошел ливень. Пришлось быстро ставить палатки, чтобы не промокнуть. Потом выяснилось, что этот подъем только для альпинистов-разрядников, но никак не для новичков. Когда спустились, то поняли, что нам не очень-то и хочется на Эльбрус. Но я сказал, что нужно подождать, пройдет пару дней — и желание вновь появится, когда пройдет первый шок,— продолжает Максим.
Действительно, его группе первое восхождение далось тяжело: за спиной огромные рюкзаки весом около двадцати пяти килограммов, в которых помимо оборудования еще и банки с консервами, чтобы в случае чего не умереть от голода. Подъем отвесный, идти тяжело. Но, как признаётся сам предприниматель, страха не было.
— Самое главное было — идти вперед и ни о чем не думать. Как только начинаешь выдумывать и фантазировать: а вдруг то или это, то в голову лезет всякая ерунда. Поэтому не нужно думать — нужно делать,— считает Максим.
Группа Мексиканца и вкусное сало
— Через пару дней снова написал в группу и снова напомнил про Эльбрус. А у нас же все люди спортивные, азартные, поэтому быстро согласились. Я уже тогда начал искать нам гида. Подъем решили совершить в начале сентября. Итак, вечером третьего сентября 2024 года прибыли мы в Приэльбрусье, поселок Азау. Гостиницу забронировали заранее, приехали и сразу легли спать. С нами был наш друг Дэн, он чем-то похож на жителя Латинской Америки, поэтому мы его между собой называли Мексиканцем. Когда выходили на пик Саратова, директор по рации предупредил, что сеансы связи строго по времени. Так положено в горах выходить на связь. И заодно спросил: «Как называется ваша группа?» Я сразу ответил: «Группа Мексиканца». Директор вслух проговорил и записал «Группа Мексиканца вышла в 08:15». Это было эпично. Так стали мы группой Мексиканца,— делится Максим воспоминаниями.
Удивительно, но в Приэльбрусье было совсем пусто: оказывается, в это время года в долине еще не сезон, все покорители вершины селятся в «Бочках» на высоте 3700 метров.
Ребята переночевали в гостинице, а утром четвертого сентября 2024 года их ожидало задание гида на первый день: подняться самостоятельно на высоту 4200 метров и пробыть там два часа в рамках программы акклиматизации.
— Мы поднялись. Было скользко и мокро. Взяли с собой сало с хлебом и на высоте 4250 метров его ели. Подъем в гору очень утомляет, и в тот момент казалось, что это самое вкусное сало в мире,— продолжает наш собеседник.
Всё прошло благополучно, группа спустилась. На следующий день, пятого сентября 2024 года, гид сказал, что надо захватить с собой теплые вещи: было запланировано восхождение на высоту 4700 метров — на скалы Пастухова.
Однако молодые люди не стали утепляться, подумав, что, если на высоте 4200 метров было довольно тепло, значит, не замерзнут. Но, встретив удивленный взгляд гида, который с недоумением смотрел на легкие куртки путешественников, они поняли, что совершили непростительную ошибку. Максиму пришлось возвращаться и брать в прокате на всех мешки теплой одежды: маски, рукавички, верхонки, куртки, трехслойные ботинки.
Восхождение начали с «Бочек», высота — 3700 метров. Сразу натянули куртки, ботинки, варежки взяли с собой в рюкзаках. Холод группа стала ощущать примерно на уровне 4400 метров. Надев все теплые вещи, стали подниматься дальше — на скалы Пастухова. Внезапно на высоте примерно 4500 метров началась сильная метель. Как тут не вспомнить профессионального гида и мысленно не поблагодарить за совет вернуться за теплой одеждой! Идти было тяжело, видимость почти нулевая, кислорода непривычно мало, дышать нечем из-за разреженного воздуха. Максим признаётся, что вспомнилась песня Высоцкого «Вершина»: «Надеемся только на крепость рук, // На руки друга и вбитый крюк...»
Неожиданно для всех раздался раскат грома. Гид тут же закричал: «Всем выключить телефоны срочно!» Путешественники удивлялись: понятно, что гром — предвестник грозы, но в горах... Им рассказали, что гроза в горах занимает второе место после лавин по опасности. Молния обычно ударяет в аккумуляторы мобильников — последствия могут быть трагическими. Но к счастью, группе повезло и никаких чрезвычайных происшествий не произошло. Удивительно, но стоило им только подняться, как тучи рассеялись и появилось яркое солнце. На высоте 4700 метров по плану акклиматизации они пробыли два часа.
Черные губы и точка невозврата — телефонная будка
Шестое сентября 2024 года. Утро третьего дня для участников группы началось с ужасной боли в мышцах — сил практически не было. Но их ждала ледовая подготовка: инструктора учат путешественников зарубаться ледорубами в случае падения. Гиды рассказывают, что если в момент падения ты в первые десять секунд не успел зарубиться, то всё, пиши пропало.
Кроме того, в случае падения скорость на склоне набирается быстро — ни в коем случае нельзя цепляться альпинистскими кошками за склон: сломаешь ноги. Учеба завершилась к двенадцати часам, и дальше группа отдыхала. Ее ожидало самое важное и сложное: штурм вершины Эльбруса — 5642 метра.
— Мы должны были выйти из лагеря около часа ночи для того, чтобы примерно к девяти утра быть уже на высоте 5642 метра,— рассказывает Максим. — Час ночи седьмого сентября 2024 года. Часть маршрута мы поднимались до основания косой полки на ратраке (специальное транспортное средство на гусеничном ходу, используемое для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс. — Прим. ред.). Далее выпрыгиваем, быстро зачехляемся — и наверх. Мы шли по косой полке — это такое место, где ты идешь не вверх, а по диагонали. Двигаться было тяжело, рюкзаки тоже казались очень тяжелыми, а воздуха не хватало. Но тут главное — не останавливаться и продолжать идти. Наконец мы дошли до так называемой телефонной будки. Это своего рода точка невозврата: там стоит камень, за которым связь перестает работать. Дальше уже идет восхождение на «седловину» — огромное плато между двух вершин. Идешь — и не хочется лишнее движение делать, даже головой вертеть, потому что устаешь от любого непривычного движения.
Итак, на седловине. Начинается рассвет... Красота там неописуемая! Высота — где-то 5300 метров.
Гид говорит: «Пятнадцать минут отдыха — и идем на перила». Это одно из самых важных мест, оно может быть опасным, если не соблюдать технику безопасности. От седловины протянуты перила. Это вбитые в снег алюминиевые профили, между которыми натянуты веревки. Склон тут очень крутой, поэтому важно использовать обвязку и усы самостраховки, чтобы цепляться за эти перила.
Максим рассказал, что при них гиды вели человека на страховочных усах, как на двух поводках: он практически не осознавал, где находится, было видно, что он еле идет. Но идти ему было нужно: на Эльбрусе тебя никто не понесет, нужно всё делать самому — на такой высоте до альпинистов не доберутся даже снегоходы. На снегу кое-где видны капли крови. Возможно, люди, у которых «горянка», пытались прокашляться и кашляли аж до крови.
— Пришли на седловину, и, когда я сел, почувствовал, что мне резко стало очень плохо, голова просто раскалывается. Но гид раньше сказал: «Если кто-то один отказывается продолжать, разворачивается вся группа». И я понимаю, что не могу подвести друзей. Тут Илья дал мне порошкообразный обезболивающий препарат. Чтобы максимально снизить нагрузку, я бросил рюкзак и палки и пошел по перилам с одним только ледорубом. Еще за день до штурма наш второй Максим где-то ударился коленкой. Она у него сильно распухла, и он буквально на каждом привале колол себе обезболивающее. А потом еще примерно с середины перил у нашего Дэна губы сильно потемнели (говорят, так бывает при недостатке кислорода) — и он просто терпеливо молча шел. Вообще не разговаривал и молчал всю дорогу,— продолжает Максим Демченко.
Предвершинное плато, или Тропа Зомби
На высоте примерно 5600 метров начинается предвершинное плато, или Тропа Зомби. Здесь люди уже не идут — они волочат или еле переставляют ноги. Руки не поднимаются, ноги почти не двигаются, движения похожи на движения зомби из фильмов, поэтому эту тропу так и назвали.
— Мы идем, я пытаюсь ускориться, ведь дорога прямая, и понимаю, что просто не могу. Дышать уже совсем нечем: воздух настолько разрежен. Но мы видим, что вот она, вершина! До нее рукой подать. И мы пересилили себя и буквально заползли на конечную точку. И там, конечно, эмоции были такие, что мы впали в эйфорию — улыбались, радовались. Хотя, может, это и горная болезнь была — она тоже так проявляется. Растянули флаги, сфотографировались, а дальше нас ждало не менее сложное и опасное приключение: спуск с вершины,— делится воспоминаниями Максим.
Падали каждые четыре шага
На обратном пути сил нет совершенно, люди идут медленно и осторожно.
— Последние четыреста метров на косой полке, примерно метров за двести до плато, где нас должен был забрать ратрак, я падал каждые четыре шага. Наконец выйдя на площадку, просто рухнул на рюкзак, лежал и смотрел на небо,— говорит Максим. — А когда мы вернулись в лагерь, меня уже ничто не держало, было ощущение достигнутой цели, поэтому твердо решил возвращаться домой. Кстати, еще неделю я ощущал это состояние эйфории, ходил гордый собой. Не от того, что закончилось путешествие, а от того, что я там был. Потом в Интернете читал, что пик Эльбруса — это якобы антенна, которая связывает Землю с Вселенной, а на каком-то языке «Эльбрус» означает «гора счастья».
Советы новичкам
Завершая свой рассказ, Максим говорит, что, если представится возможность, он обязательно поднимется на Эльбрус еще раз. По его мнению, восхождение — это преодоление себя, шанс понять, на что ты способен. Такое путешествие помогает и в будущем: человек становится более уверенным в себе и осознаёт, что он совершил то, на что не каждый способен даже просто решиться.
Но, собираясь на Эльбрус, необходимо не забывать некоторые вещи. Первое и самое главное: обязательно нужно брать гида, если ты новичок. Он всё расскажет и покажет, предостережет от необдуманных ошибок и спасет в сложной ситуации.
Собирать группу следует немногочисленную: четыре-пять человек, примерно равных друг другу физически, чтобы не ждать отстающих.
Второе — это обязательно подняться. Как бы ни было сложно, нужно преодолеть себя, найти силы и подняться. Потом самооценка поднимется до небес. Гиды говорят, что весь «изюм» не в самом подъеме, а именно в преодолении кислородного голодания. Когда тяжело дышать, воздуха не хватает, но человек всё равно идет. Подниматься с кислородными баллонами — это совсем другое, это слишком легко.
Эльбрус — это не только объект для альпинистов и экстремалов, но и место для зимнего отдыха, где можно насладиться великолепными горнолыжными склонами и живописными видами. Каждый год здесь проходит множество соревнований и фестивалей, привлекающих как профессионалов, так и любителей.
Независимо от того, видели ли вы Эльбрус своими глазами или только слышали о нем, его величие вдохновляет и заставляет задуматься о бескрайности природы и месте человека в этом огромном мире.