Площадь искусственного участка земли в море, который планируется создать у берегов олимпийский столицы, составит пятьдесят гектаров. В планах возведение на нем полутора миллионов квадратных метров недвижимости: гостиниц, апартаментов, малоэтажного жилья, марин для яхт и башен для айтишников. Объем инвестиций в проект составит один триллион рублей, по его реализации будет создано десяти тысяч рабочих мест. О строительстве искусственных островов у берегов Сочи говорят уже не один десяток лет, но пока все проекты остаются лишь проектами. Зачем идти в море и насколько реально построить остров, узнавала наш корреспондент.
Возможности для развития
Создание искусственного острова у берегов Сочи даст курорту возможность развития современных рекреационных комплексов и восполнит дефицит гостиничных номеров. При всем обилии предложений олимпийская столица сегодня испытывает дефицит мест размещения, которые соответствуют понятиям комфортной среды. Объясняется это просто: большая часть береговой линии курорта отрезана железной дорогой, а имеющиеся свободные участки находятся в труднодоступных местах горных склонов. В результате подготовительные проектные работы для таких объектов в несколько раз превышают затраты на стройку — потянуть такую нагрузку инвесторам просто не под силу. Единственный выход — в море.
— Главным катализатором развития береговой зоны является создание градообразующих объектов, которыми, как правило, в мировой практике являются объекты яхтинга. Например, участок береговой линии во Франции, от города Сент-Мари-де-ла-Мер до границы с Испанией, а это 220 километров береговой линии, был скучным и унылым, пока там не построили двадцать восемь марин. Они стали объектами туризма, что привело к бурному развитию побережья в последние пятьдесят лет. Искусственные территории в море созданы в Монако, есть участки, которые используются для транспортной составляющей. Например, в Ницце на подобном расположен аэропорт. Даже у нашего соседа по Черному морю, города Трабзон, создается много искусственных территорий, которые используются в рекреационных целях,— отметил советник Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению градостроительства, эксперт Департамента архитектуры Краснодарского края по развитию береговой зоны, главный инженер компании «Гор-Проект» Николай Гришин.
Вопросами создания искусственных земельных участков в море он занимается уже более сорока лет, свою трудовую деятельность начинал в известном Институте берегозащитных сооружений имени Жданова.
Стоит отметить, что в России уже есть примеры насыпных островов: остров Сухо в Ладожском озере, остров Черепаха в Азовском море, остров Белый в Санкт-Петербурге. Чаще всего они предназначены для обеспечения безопасности судоходства, используются в военных или инженерных целях. Существуют искусственные земельные участки и в Черном море. В рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи был реконструирован морской порт, новый мол расположился как раз на насыпной конструкции.
— Новый проект искусственного земельного участка у берегов Сочи получил название «Остров Первый». Действительно, он будет первым рекреационным, но не будет первым с гидротехнической точки зрения. Первый был построен в составе круизной гавани подготовки порта Сочи к проведению Олимпиады: это остров площадью семь гектаров, который был создан на глубинах до четырнадцати метров. Сейчас на этом искусственном земельном участке стоит пассажирский терминал, расположены стоянки для судов, здание «Росморпорта», на нем проходили концертные программы конкурса «Новая волна». В разное время предлагались различные проекты и безумные идеи, как, например, остров Федерация, который должен был расположиться на глубинах до сорока пяти метров и требовал колоссальных объемов грунта для отсыпки. Он был обречен на провал: был просто неэффективен. Эффективность реализации таких проектов, конечно, зависит от многих факторов. Это и технологические возможности подрядчика, и доступность участка с берега и моря, и временные рамки. Но она есть, и она позитивная,— сказал Николай Гришин.
Правильно выбранное место
Залогом успеха создания искусственного острова у берегов Сочи эксперты называют несколько критериев. И первый — правильно выбранное место. Ведь, к сожалению, печальный опыт на курорте имеется. В рамках подготовки к зимним Олимпийским играм в районе Имеретинской низменности был построен новый порт. Он расположился в глубоководном каньоне по ходу движения вдольберегового потока наносов, который преградил перенос галечного материала из реки Мзымты. Результат — постоянное разрушение набережной во время штормов. Из-за отсутствия железной дороги порт не может использоваться в качестве грузового, а волновой режим не позволяет реализовать здесь безопасную стоянку для маломерных судов.
— Самая главная задача — чтобы к реализации проекта искусственного острова были привлечены специалисты, которые владеют вопросом создания подобного рода объектов в нашей береговой зоне, и на текущий момент это так. Когда говорят об искусственных островах, чаще всего вспоминают территории, построенные в Персидском заливе: насыпные острова ОАЭ, Катара и Бахрейна. В отличие от Черного моря там нет таких штормов, для их создания был использован песок со дна моря. Гальки на дне нашего моря нет, искусственные территории создаются из грунта, который будет привозиться, карьеры с разведанными запасами в России есть. У нас главная задача — чтобы эти сооружения выдерживали штормы. Но как показывает практика, это возможно: старый сочинский порт отстоял более полувека, новый стал еще мощнее с точки зрения берегозащиты. Те, кто помнит старый порт, знают, что во время штормов там при ударе волны о мол поднимались фонтаны высотой двадцать — тридцать метров, а новый мол, который построили для круизной гавани, уже не вызывает таких заплесков, применена другая конструкция, и она надежно работает для волногашения. Поэтому, какой бы шторм ни был, его в порту спокойно пережидают самые разные суда. Для нового проекта обязательно будет сделано математическое и техническое моделирование. На сегодняшний день технологии шагнули так далеко, что достоверность их результатов превышает девяносто пять процентов. В результате этого будут приниматься решения по конфигурации острова, конструктиву гидротехнических сооружений и его застройке,— пояснил главный инженер компании «Гор-Проект» Николай Гришин.
Предполагается, что новый остров разместится в районе Мацестинского виадука. Это позволит в том числе решить важную для города проблему берегозащиты. Дело в том, что созданный в устье реки Сочи еще в тридцатые года прошлого века сочинский морской порт перекрыл нанос галечного материала, который движется от Туапсе до Абхазии, в результате чего начали разрушаться и сочинские пляжи. По данным экспертизы, из девяноста семи километров береговой полосы в Сочи тридцать процентов не то что не используется, а находится в аварийном состоянии. Это грозит разрушению берега и проходящей вдоль него железной дороге. Создание искусственных земельных участков в море приводит к тому, что под их защитой прекращается разрушение береговой зоны, а город тратит на ее содержание меньше средств. Кроме того, появляется возможность развивать новые набережные. Как ни странно, но сегодня центральная набережная главного курорта страны Сочи имеет протяженность всего восемьсот метров, уступая Геленджику, Анапе и даже нетуристическому Новороссийску.
— С экологической точки зрения возведение сооружений, таких как искусственный остров, является благом. В отличие от побережья Крыма или скальных участков побережья Турции у нас дно относительно пологое, ровное, без пещер, рифов и илистое, нет условий для активного развития оседлого биоценоза, то есть той биоты, которая живет на одном месте,— рыб, моллюсков, водорослей. Макропористые структуры оградительных сооружений представляют собой искусственный риф, который вызывает взрывное развитие объема биоты на этом участке берега. Сочинский порт, где сделана набросная конструкция, показателен: там появилось множество крабов, рыбы, моллюсков и всего остального,— объясняет Николай Гришин.
Первый искусственный остров у берегов Сочи сейчас находится на стадии предпроектирования. Строительство защитных гидросооружений стартует в 2026 году, финал проекта намечен на 2031 год. Всего же в новом генеральном плане Сочи предусмотрено создание вдоль побережья курорта девяти искусственных земельных участков. Курорт идет в море.
Это интересно
А вы знаете, что первая искусственная территория в море у берегов Сочи была создана почти век назад? Сегодня здесь находится одно из самых красивых мест курорта, ставшее его своеобразным символом,— морской порт.
Несмотря на то что Сочи — город морской, до тридцатых годов прошлого века у него порта не было. Лишь в 1934 году по приказу Иосифа Сталина было решено его создать. Место выбрали в устье реки Сочи. С точки зрения специалистов, оно было крайне неудачным. Дальше — легенда.
Архитекторы обратились к Сталину:
— Нет ли другого места для строительства порта в Сочи?
— Есть,— ответили им. — Но оно в Магадане.
В итоге в 1938 году специалисты Ленинградского отделения проектного института «Гипроводтранс» разработали эскизный проект морского порта Сочи. Намечалось построить Северный и Южный молы, мелководный причал с гаванью глубиной 3,5 метра, набережную большой гавани — глубина ее должна была достигать 7,5 метра — и, разумеется, здание морского вокзала. Такой порт должен был принимать круизные и пассажирские суда Крымско-Кавказской линии, местные прогулочные катера и глиссеры. На строительство выделили 32,2 миллиона рублей (около пятидесяти миллионов долларов). До начала войны удалось возвести Северный мол. Для этого в морское дно было вбито огромные число деревянных свай.
После Победы в Великой Отечественной войне стройка возобновилась уже в 1947 году. Создали специальное строительное управление №1 — исключительно для того, чтобы завершить все работы по строительству морпорта Сочи. Строились молы, причалы, судовые мастерские, а в 1951 году началось возведение и главного портового сооружения — морского вокзала. В стране объявили конкурс проектов. Руководителем конкурсного жюри стал Иосиф Сталин. Вождю понравился проект, разработанный академиком архитектуры Каро Алабяном, архитектором Львом Карликом и инженером Александром Кузьминым: двухэтажное здание выглядело одновременно и монументальным, и очень легким. По строгим галереям гуляли морские бризы. Украшала вокзал 71-метровая башня со шпилем, а между тремя ярусами башни располагались скульптуры. Проект был безупречно реализован в 1955 году.