Цифровизация неизбежна: Что ждет заводы и предприятия на юге

Цифровизация неизбежна: Что ждет заводы и предприятия на юге

Российская экономика и бизнес ежедневно сталкиваются с новыми вызовами. Высокую нагрузку испытывает, в том числе и транспортная логистика. Каким образом бизнес южных регионов использует цифровые технологии для роста в условиях турбулентности и почему этот процесс набирает обороты на юге России, рассказывает Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».

Перегруз на южных трассах

Грузоперевозки находятся на переднем краю трудностей, связанных с новыми реалиями: разрывы в цепочках поставок, закрытие для российского экспорта и импорта целых стран, перенаправление и концентрация грузопотоков внутри страны.

Для южных регионов России ситуация усугубляется закрытием аэропортов, повышающим загруженность альтернативных видов перевозок, и главным образом — автомобильных. В летний сезон все это дополняется еще и туристическим трафиком, «перегревающим» автомобильные трассы, ведущие к побережью. За 2023 год трафик на федеральной трассе М-4 «Дон» вырос в среднем на 10%, интенсивность движения превысила 40 тыс. автомобилей в сутки.

К концу года состояние дорожного полотна заметно ухудшилось. Когда стали изучать ситуацию, обнаружилось, что именно с сентября по октябрь резко выросло число штрафов за перегруз у водителей большегрузов. Общая сумма штрафов составила 254,5 млн рублей — чувствительные издержки для бизнеса. То есть проблема носит комплексный характер, затрагивая интересы не только предприятий, но и всего региона.

Несмотря на внутренние трудности, транспортная отрасль сохраняет объемы, а в контейнерных перевозках даже увеличила их. На юге находится значимый логистический узел — Ростов и Краснодар делят между собой статус «транспортных ворот Кавказа» и «южных ворот России». Активно развивается производство: как промышленное, так и аграрное, исторически традиционное для региона. Товары и зерно включены в постоянную сеть перевозок — от производителя на склады, на дальнейшую переработку, в торговые сети и т.д.

Все это в совокупности остро ставит вопрос о новых путях развития транспортно-логистической отрасли. На первый план для заводов и предприятий выходят оптимизация бизнес-процессов и экономия ресурсов, причем деньги и время значимы в равной степени. Одной из самых актуальных мер, наряду с открытием новых направлений транспортного коридора, специалисты называют внедрение цифровых сервисов во всех сегментах грузоперевозок.

Цифровые технологии эффективны как для автоматизации отдельных бизнес-процессов, так и в качестве «сквозного» инструмента, позволяющего контролировать весь цикл перевозок. После перехода на «цифру» компания сможет видеть простои транспортного средства, отклонения от маршрута и графика, перерасход и хищение топлива, причем все это в реальном времени — например, с помощью программы GPS-мониторинга.

Государство дает курс на «цифру»

Возможности современных технологий четко осознаются в России на государственном уровне, что отражается, в частности, в соответствующих национальных проектах. С 1 августа 2024 года Правительство России запускает экспериментальную программу по оцифровке всех грузоперевозок в России на базе Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Проект направлен на апробацию прототипов подсистем и сервисов новой платформы, которая сможет в перспективе обеспечить бесшовную грузовую логистику. Предполагается, что конечным результатом проекта станут мультимодальные перевозки, полностью оформленные в электронном виде.

Для регионов и отдельных компаний такая политика государства должна стать отчетливым сигналом о неизбежности цифровизации, а также стимулом инвестировать в это направление. На деле же этот процесс складывается неравномерно. Во многих случаях необходимость внедрения новых цифровых инструментов сталкивается с предубеждениями, инерцией консервативного мышления.

На юге эта тенденция проявляется в большой степени, что, в свою очередь, становится проблемой не только для отдельных заводов и предприятий, но и для экономического прогресса всего региона. Ведь неэффективное управление грузоперевозками образует «узкое место», которое приводит к неприятным последствиям для всех участников рынка: задержки и сбой поставок, сорванные контракты, штрафы, и т.д.

Есть на кого равняться

В ключевых отраслях на юге России сейчас успешно проводят цифровую трансформацию. Например, Краснодарский край занял в 2024 году почетное второе место в рейтинге «Сколково» по уровню цифрового развития туристической отрасли. Кубань уступила лишь Калининграду, зато опередила российскую «культурную столицу» — Санкт-Петербург.

Активно оцифровывается и аграрный сектор. На конец 2023 года в Ростовской области около 17% машин использовали ГЛОНАСС, около 1 млн га обрабатывались с помощью цифровых технологий. Элементы точного земледелия применяют более 1,3 тыс. хозяйств, а оцифровка полей осуществляется в 270 хозяйствах.

В крестьянско-фермерском хозяйстве Мечислава Ладовского в Ставропольском крае установленная система автоуправления трактором на 20-30% увеличила выработку сотрудника и техники. Инженер хозяйства отмечает, что при каждом виде работы — культивации, пахоте, дисковке — цифровая система позволяет достигать максимального результата.  

Поддерживает тренд и Краснодарский край, повысивший уровень цифровизации в растениеводстве на 30% за последние 5 лет. Кубанские аграрии ощутили выгоду от внедрения «цифры» не только в основные процессы, но и в логистику. В выигрыше оказываются все: производители получили снижение затрат на доставку грузов почти на 20% и упростили документооборот, а компании-перевозчики увеличили показатели рентабельности и оборачиваемости автотранспорта.

Цифровой фактор роста

Сегодня многие заводы и предприятия на юге понимают, что оцифровка бизнеса неизбежна. Особенно с учетом поддержки ее развития как на региональном, так и на федеральном уровне. Поэтому с каждым годом растет спрос на российские ИТ-инструменты — например, по Краснодарскому краю заинтересованность во внедрении цифровых технологий за год выросла на 17%. Больше половины предприятий на юге видят в оцифровке возможность снизить расходы и повысить ключевые показатели.

Логика глобальных экономических течений ведет к тому, что автоматизация процессов и оптимизация на основе цифровых технологий будут обеспечивать стабильность и рост промышленности в России. Вопрос только в том, кто осознает это первым, обеспечив себе за счет раннего старта выигрышное положение, а кто будет потом в спешке оцифровываться.  

Транспортная отрасль, будучи одной из самых динамичных в России — в третьем квартале 2023 года наряду с рекламой и машиностроением вошла в топ самых быстрорастущих отраслей малого и среднего бизнеса, может стать и лидером по цифровизации. Например, по мнению руководителя практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергея Казачкова, в сегменте FTL (Full Truck Load) «дальнейший рост рынка будут определять цифровизация процессов грузоперевозок и последующее развитие цифровых платформ».

В свою очередь, аналитик «Финама» Леонид Делицын высоко оценивает инвестиционный потенциал цифровой логистики, поскольку она «объективно сокращает издержки транспортных и торговых фирм».

Предприятия динамично растущего южного бизнеса уже начали оценивать на практике преимущества, которые предлагает цифровизация. Автоматизация бизнес-процессов, снижение расходов, оптимальный подбор исполнителей и распределение заказов — все это делает цифровую трансформацию на юге не просто трендом, а реальным инструментом стабилизации в меняющихся условиях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру