По закону отдыхать

По закону отдыхать

Развивается ли туризм в национальных парках?

Проблемы и перспективы устойчивого развития туризма на особо охраняемых природных территориях обсудили в горах Сочи. На курорте «Роза Хутор» прошел первый фестиваль горных курортов Евразии. Участие в нем приняло более ста пятидесяти представителей стран, входящих в Евразийский альянс горных курортов,— Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана, России и Узбекистана.

Масштабное мероприятие, которое собрало профессионалов горнолыжной индустрии, было направлено на укрепление межгосударственных, экономических и культурных связей между странами, на обмен опытом и выработку единых стандартов и решений, которые позволят увеличить туристический поток. Большинство горных курортов так или иначе имеют отношение к особо охраняемым природным территориям (ООПТ), а зачастую расположены прямо в национальных парках. Именно поэтому особое внимание участников привлекла дискуссия, посвященная проблемам развития туризма на ООПТ. За круглым столом собрались представители властей федерального, регионального и местного уровня, а также инициаторы крупнейших инвестиционных проектов в отрасли. Российский опыт был крайне интересен участникам из других стран, поскольку в марте 2023 года в нашей стране была начата реформа законодательства, направленная на внедрение государственно-частного партнерства как средства улучшения инвестиционного климата в отрасли. О том, как сделать отдых на природе доступным, комфортным и безопасным для туриста и работающим на задачу сохранения окружающей среды, узнавала наш корреспондент.

Найти баланс

Отдыхать — хорошо. А на природе — еще лучше. Сегодня более 13,5 процента земель в России относится к категории особо охраняемых природных территорий. В 2023 году ООПТ федерального значения посетило 14,5 миллиона человек, и это без учета данных о посещаемости горнолыжных курортов в Сочинском национальном парке. При этом вплоть до прошлого года рекреационная деятельность на ООПТ в нашей стране фактически была вне закона: столь неполноценным и противоречивым было правовое поле, само понятие «туризм на ООПТ» отсутствовало в законодательстве. Такая неопределенность вызывала постоянные споры: в России стоит задача развития туризма, но неурегулированность ключевых вопросов, обосновывающая строжайшие и порой абсурдные ограничения и запреты на развитие туристской инфраструктуры в национальных парках, не позволяет ее решить. Новый закон призван найти баланс между созданием для людей доступной возможности совершать безопасные и комфортные путешествия к природным красотам и сохранением природных рекреационных ресурсов для нынешнего и будущего поколений.

— Закон о развитии туризма на ООПТ был принят в прошлом году, сейчас у нас идет период принятия подзаконных нормативных актов и формирования правоприменительной практики. Мы видим, что есть сложности с точки зрения капитального строительства, использования воды, водоотведения, с точки зрения требований к параметрам отдельных объектов. При реализации масштабных туристических проектов бизнес сталкивается с рядом существенных ограничений, затрудняющих возврат инвестиций. Нам важно дать возможность туризму развиваться без ущерба для природы. Количество ограничений, которые есть в законе, мы готовы обсуждать, вводя подзаконные акты. Мы должны идти в сторону легализации и демократизации процессов, связанных со строительством на ООПТ, но не огульно, а рука об руку с экспертами по экологии, понимая, что нужно российскому туристу. Перспектива очень большая, в стране очень много мест, до которых россияне не могут дотянуться, они видят их по телевизору, на фотографиях, но прийти невозможно. Наша задача — дать россиянам увидеть страну, а бизнесу — возможность создать для этого соответствующую инфраструктуру,— рассказал председатель Комитета по туризму и развитию туристской инфраструктуры Госдумы Совета Федерации Российской Федерации Сангаджи Тарбаев.

Принятая сегодня на вооружение доктрина определяет, что при развитии туризма на особо охраняемых природных территориях необходимо соблюдение двух условий. Прежде всего, в проекте должна быть рассчитана так называемая рекреационная емкость — количество людей, которые могут находиться на объекте с комфортом для себя и без причинения вреда природе. Кроме того, в развитие этого метода количественного ограничения туристского потока на ООПТ должен быть разработан план рекреационной деятельности на соответствующей территории.

— План рекреационной деятельности должен стать паспортом, который включает всё, что можно и нельзя размещать и эксплуатировать на территории. Он должен быть доступен неограниченному кругу лиц, на основании этого документа инвестор разрабатывает проекты, которые будут реализованы на ООПТ. В нашей стране 68 национальных парков, работа по созданию планов рекреационной деятельности ведется по 21 приоритетной территории, планируем завершить ее к первому июня. В планах есть разработка некоего «зеленого» стандарта для создания соответствующих объектов туристской инфраструктуры на территории ООПТ. Возможно, они будут в формате ГОСТа, но это предмет для обсуждения с инвесторами, которые уже на своих территориях имеют экологические стандарты, используют их,— отметила директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России Ирина Маканова.

Содержать и охранять

Представители и власти, и бизнеса, на которых возложена задача создания туристской инфраструктуры, сошлись во мнении: несмотря на то что новый закон называют революционным, он нуждается в масштабной доработке. Она уже ведется. Например, корректируется перечень объектов капитального строительства, которые могут размещаться на ООПТ. При этом в стране уже есть горные курорты, размещенные на землях национальных парков: в горах Сочи и Приэльбрусье. Серьезное внимание уделяется созданию вертолетных площадок на ООПТ. Они должны не просто стать туристическими объектами, а помогать обеспечивать безопасность территорий, выполняя необходимые для МЧС и санитарной медицины функции.

— На мой взгляд, важное, что упущено,— образовательная или разъяснительная деятельность. Мы говорим об ООПТ, но если провести опросник прямо здесь, то для огромного числа людей особо охраняемая природная территория — это заповедник, что равняется слову «нельзя». При этом такие земли включают в себя национальные и природные парки, заказники и памятники природы, где режим охраны принципиально иной, и находиться человеку на таких территориях не просто не опасно для окружающей среды, но даже в какой-то мере полезно. ООПТ Российской Федерации больше, чем в любой стране мира, а может, и во всей Европе. Что такое содержать и охранять ООПТ? Для этого прежде всего необходим бюджет. Где его взять? Его нужно заработать. То, что туристу разрешено попасть на ООПТ, это не одолжение, а важная государственная задача. С одной стороны, турист наслаждается и видит, какая красивая у нас Россия, что в нашей стране есть интересного, а с другой — он оставляет определенные платежи, то есть, по сути, содержит и охраняет природную территорию. Это улица с двусторонним движением, поэтому нужны не только правильные законы, но и их сопровождение,— заметил генеральный директор компании «Васта Дискавери» Сергей Бачин.

Для развития туристской деятельности на ООПТ стартовые возможности для бизнеса недостаточны, если не суровы. Чаще всего на таких территориях нет никакой сопутствующей инфраструктуры: дорог, водо- и газоснабжения, электричества, канализирования. Если возложить всё это на частных инвесторов, то проекты окажутся не просто низко маржинальным, а просто неживыми. Поэтому реализовывать подобные задачи возможно только комплексно и при участии государства.

— Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» набрал обороты и активно развивается. Существует ряд мер поддержки инвесторов при реализации проектов создания туристской инфраструктуры. Среди них — компенсация процентной ставки по привлеченным кредитам, ведь в условиях действующей 16-процентной ставки по-другому сегодня инвестировать невозможно. Важнейшую поддержку оказывает Министерство строительства, когда обеспечивающая инфраструктура строится за счет государства: даже крупному инвестору невозможно проложить дороги, протянуть магистральные сети и осуществить другие инфраструктурные инвестиции. Корпорация «Туризм.РФ» стоит на стыке этих инструментов, чтобы после создания инфраструктурных вещей на этом месте появился туристский объект. Благодаря этому в нашем активе находится 101 проект создания туристской инфраструктуры на разных уровнях реализации,— рассказал генеральный директор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов.

Планы развития

Уже разработаны мастер-планы четырех крупных туристических кластеров страны. Они включают оценку воздействия на окружающую среду, сохранение биоразнообразия, снижение негативного влияния и компенсационные мероприятия, которые предусмотрены при развитии особо охраняемых природных территорий. Так, на Дальнем Востоке, в горнолыжном комплекса «Долина Айна», запланировано строительство туристической деревни на 2600 мест. Реализация такого комплекса обеспечит развитие природного туризма в регионе, благо его потенциал велик: дальневосточная природа восхитительна. В 23 километрах от озера Байкал будет реализован проект «Байкальская слобода». При создании комплекса на 3500 мест запланированы важные экологические мероприятия, в том числе высадка пятнадцати тысяч деревьев и выпуск в Ангару двухсот тысяч мальков хариуса. Масштабные туристские проекты будут реализованы и в Краснодарском крае. Так, в туристский комплекс «Новая Анапа» будет аккуратно интегрирована природная территория «Анапская пересыпь». Курорт «Турьев Хутор», который станет продолжением горного курорта «Роза Хутор», решит вопрос с загруженностью горного кластера Сочи в пиковые периоды.

— Новый горный курорт «Турьев Хутор» позволит создать три тысячи рабочих мест и увеличить турпоток региона на миллион гостей в год. По итогам 2023 года Краснодарский край посетило 18 миллионов 600 тысяч человек. Это абсолютный рекорд. Рост турпотока в регион сегодня можно обеспечить только благодаря уходу от сезонности. Благодаря масштабным проектам мы можем стать образцово-показательным курортом не только для страны, но и для зарубежья. Одно из направлений, которое сегодня активно развивается в крае,— активный туризм. На сегодняшний момент доступно к прохождению 224 маршрута, двадцать шесть из которых только в 2023 году были паспортизированы,— заявил временно исполняющий обязанности министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Михаил Зарицкий.

Бурное развитие активного туризма в черноморском регионе и по всем востребованным направлениям в стране потребует создания необходимой инфраструктуры. В соответствии с поставленной в рамках ежегодного президентского послания задачей к 2030 году туристская инфраструктура должна появиться во всех национальных парках страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру