Ветеран уголовно-исполнительной системы Владимир Спивак поделился воспоминаниями о своей службе

Двенадцатого марта 2024 года будет отмечаться 145-летие со дня образования уголовно-исполнительной системы России. В преддверии этой даты состоялся наш разговор с ветераном уголовно-исполнительной системы, председателем совета Регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Уголовно-исполнительной системы (УИС) по Краснодарскому краю полковником внутренней службы в отставке Владимиром Васильевичем Спиваком. Он поделился с нами своими воспоминаниями.

Ветеран уголовно-исполнительной системы Владимир Спивак поделился воспоминаниями о своей службе

В его послужном списке как служба в рядах внутренних войск Вооруженных сил нашего Отечества, так и в уголовно-исполнительной системе. За плечами Владимира Васильевича огромный профессиональный опыт, который он сегодня не скупится передавать молодым коллегам.

В свое время, после прохождения срочной военной службы и окончания Орджоникидзевского училища Министерства внутренних дел имени С. М. Кирова, он служил в Оршано-Хинганской дивизии внутренних войск в городе Воронеже, затем в Ростове, был переведен в Краснодар. В 1994 году, когда на федеральном уровне был решено передать охрану исправительных учреждений в уголовно-исполнительную систему, Владимир Васильевич Спивак исполнял обязанности командира батальона войсковой части №6542 в Краснодаре. Он принял предложение возглавить подразделение по охране учреждений Управления исправительно-трудовых учреждений (УИТУ). Вплоть до увольнения Владимир Спивак исполнял обязанности заместителя начальника управления охраны, ИТО, связи и вооружения — начальника отдела охраны ГУФСИН России по Краснодарскому краю.

 

Справка МК

За время службы Отечеству Владимир Васильевич Спивак награжден медалями «60 лет Вооруженных сил СССР», «70 лет Вооруженных сил СССР», «За боевое содружество», «За отличие в службе в УИС», золотой медалью «За вклад в развитие УИС», «Ветеран УИС», «Ветеран МВД», именным оружием — пистолетом Макарова.

 

Родоначальник династии

— В семье у меня военных не было,— рассказывает Владимир Васильевич Спивак. — Но горжусь тем, что мои сыновья, Сергей и Александр, окончили высшие военные училища внутренних войск. Старший — пермское училище, младший — саратовское. Старший сын уже на пенсии, ушел со службы в звании майора по семейным обстоятельствам. Младший — подполковник, продолжает службу в уголовно-исполнительной системе.

Про себя хочу сказать следующее: своей службой доволен. Несмотря на то что окончил только среднее училище, получил звание полковника. Служил честно, верно, старался выполнять обязанности добросовестно, в срок. Так, как это положено по всем военным канонам.

Из армии в УИС

— После того как командир полка Александр Васильевич Пискунов предложил вместе с ним перейти в уголовно-исполнительную систему, конечно, советовался дома, как быть дальше,— рассказывает Владимир Спивак. — К этому времени у меня уже было двадцать пять лет выслуги. Я имел право уйти на пенсию. Но супруга Валентина Сергеевна спросила: «Ты двадцать пять лет всё время на службе — как будешь себя чувствовать дома?» Решили, что мне стоит продолжать службу, и это оказалось верным решением. Я продолжил дело, которому уже отдал четверть века своей жизни.

На новом месте был совсем другой коллектив. Охота была попробовать себя в другом качестве. Если в батальоне у меня в подчинении было 270 человек — солдат срочной службы, то здесь, в уголовно-исполнительной системе, уже была те, кто служил по контракту. Это прапорщики, у которых были свои семьи, кто-то из них был даже старше меня по возрасту и имел солидный опыт работы в уголовно-исполнительной системе, так же, как я во внутренних войсках. И конечно, сначала даже было как-то неудобно отдавать распоряжения тем, кто лучше меня знает эту систему изнутри. Однако и прапорщики, и офицеры отнеслись к нам, новичкам, которые пришли из внутренних войск, доброжелательно, всё показывали, рассказывали о нюансах службы, условиях работы. В общем, коллектив оказался очень дружным.

Сказать можно так: особо ничего не поменялось. За исключением одного: если солдат — это ребенок, за которым нужно было смотреть, как за своим ребенком, то в коллективе, в который я пришел, были уже взрослые люди. И им тоже нужно было и оказывать помощь, нужно было вникать в их нужды, черпать от них те знания и опыт, которые в дальнейшем пригодились в моей службе.

При переходе в уголовно-исполнительную систему нам, пришедшим из внутренних войск, особое внимание и помощь оказали начальник Управления уголовно-исполнительной системы по Краснодарскому краю Евгений Васильевич Полунин, его заместители Алексей Анатольевич Афанасьев, начальник колонии Евгений Витальевич Локотош, ставший затем заместителем начальника управления, Михаил Васильевич Яров, который впоследствии стал начальником управления, Валерий Владимирович Торников, руководивший Межобластной туберкулезной больницей, врач по первой специальности. Эти люди показывали, рассказывали, объясняли. Они привели нас к пониманию, что мы не должны испытывать пренебрежение к тому контингенту, с которым работаем, но должны стремиться к его перевоспитанию для того, чтобы, как говорится, передать в общество нормальных, исправленных людей.

Ну а со стороны осужденных, конечно, были постоянные попытки склонить на свою сторону. То чайку предлагали принести, заводили разговоры: мол, давайте мы что-нибудь сделаем вам, а вы потом, может быть, когда-нибудь нам... Это всё пресекалось. Ведь старшие товарищи, о которых я уже упомянул, постоянно говорили: «Пойдешь на поводу раз — останешься должником на всю жизнь». Мы хорошо понимали это.

Успешная операция

— В уголовно-исполнительную систему я перешел в 1994 году, а в 1995-м случилось так, что в ИК-2 в поселке Двубратском группой осужденных был осуществлен захват заложника — медицинского работника. Я возглавил оперативную группу, которая прибыла туда для ликвидации данного преступления,— вспоминает Владимир Васильевич Спивак. — Руководил всей операцией полковник Алексей Анатольевич Афанасьев. После оценки обстановки было принято решение направить на переговоры с осужденными одного из оперативных работников ИК-2. Необходимо было убедить осужденных: их действия неправомерны и они должны сдаться.

Оперативник зашел в помещение медицинской части, взяв с собой оружие. Потому что осужденные были очень агрессивны: у них оказались ножи и железные прутья. Они держали нож у горла медицинского работника. Когда оперативный работник начал вести переговоры, один из рядом стоявших преступников кинулся на него с намерением нанести увечье или ранить, а может, даже и убить. Оперативник успел воспользоваться оружием и смертельно ранил этого осужденного. После этого, когда осужденные увидели, что с ними не шутят и предложения, которые им были высказаны, действительно являются требованием, сложили имевшиеся запрещенные предметы — ножи, металлические палки, пики — отпустили заложницу и сдались. Руководство представило данного оперативника и других участников операции к наградам.

Подготовка кадров

— Хотелось бы сказать несколько слов о подготовке кадров. Когда я учился в военном училище внутренних войск, у нас было конкретная подготовка — по охране исправительных учреждений,— рассказывает Владимир Васильевич Спивак. — Мы изучали вопросы инженерного обеспечения, работы контрольно-пропускных пунктов, специфики обысков и другие. Когда передали охрану в уголовно-исполнительную систему, конечно, старые кадры имели этот опыт, багаж знаний. У нас в подразделениях осталось по два таких офицера — остальных мы готовили уже сами и набирали из тех офицеров, которые уже были уволены в запас. Готовили и своих, кто окончил высшие учебные заведения,— обучали тем азам, которые необходимы для организации охраны.

Хочу сказать, что примерно с 1994 по 2000 год мы всё же испытывали дефицит в поступлении кадров именно для охраны и инженерно-технического обеспечения деятельности исправительных учреждений.

С инженерно-техническим обеспечением было более или менее неплохо, так как за это в управлении отвечал специалист высокого класса — майор, впоследствии полковник Борис Алексеевич Коваленко. Он в свое время был и заместителем начальника управления.

Вопросами же охраны мы занимались сами: готовили кадры на практике, пытались передать новичкам те знания, которые мы сами получили в свое время в училище. С 2000 года уже появились высшие учебные заведения уголовно-исполнительной системы, где стали готовиться кадры для службы в уголовно-исполнительной системе в качестве охраны. Первым был институт в Воронеже, после и другие ведомственные вузы стали готовить нам кадры именно для организации службы охраны.

А с 1994 по 2000 год, еще раз повторюсь, нехватка кадров чувствовалась особо. В этот период просили, писали письма и во внутренние войска, и руководству ФСИН, чтобы договорились, организовали изучение основ охраны на уровне подготовки офицеров в училищах внутренних войск. Видно, это не прошло даром. На наши просьбы обратили внимание. Сейчас подготовка офицеров для охраны, для надзора, для оперативной работы стала сильной стороной уголовно-исполнительной системы.

Воспитание молодого поколения

— В нашем управлении очень много молодых сотрудников, кто приходит к нам из ведомственных высших учебных заведений, а также тех, кто поступает на службу с гражданки,— рассказывает Владимир Спивак. — Со всеми приходится общаться. И это необходимо делать. Кто же будет их наставлять, как говорится, на путь истинный, если не мы, ветераны?

Хотелось бы им пожелать, чтобы они стремились перенимать опыт старших коллег и товарищей, брали примеры только положительные и относились к своей службе как к избранной профессии. Если они и служат по контракту, у них всё равно должно быть понимание, что даже этот короткий период нужно им пройти так, чтобы потом не было стыдно посмотреть своим сослуживцам в глаза.

Мы, ветераны уголовно-исполнительной системы, а нас на сегодняшний день насчитывается в строю 2200 человек, занимаемся постоянно с молодежью. Общаемся с учащимися школ и техникумов. Ведем военно-патриотическую работу, пропагандируем службу в нашей системе. Рассказываем, что наши вузы готовят хороших инженеров, психологов, оперативников, которые могут найти себе применение в любой силовой государственной структуре. Делаем это, приводя примеры наших сотрудников, которые во многих вопросах, как говорится, доки и знают, как себя вести в любой ситуации.

Хочется пожелать, чтобы наша молодежь чаще прислушивалась к мнению старших коллег, наставников, и это обязательно будет на пользу службе и позволит улучшить положение дел в конкретном коллективе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру