Максим Маринин: «В спорте „завтра” нет»

Максим Маринин: «В спорте „завтра” нет»

Олимпийские чемпионы читают «Письма любви». Вплоть до конца сентября в Ледовом дворце «Айсберг» федеральной территории Сириус близ Сочи будет идти новое ледовое шоу Ильи Авербуха. Сотканное из чувств, эмоций, переживаний и потрясающего мастерства фигуристов, оно переносит зрителя в путешествие по тайным уголкам души. Среди участников шоу самая прославленная пара страны: пятикратные чемпионы Европы, двукратные чемпионы мира, олимпийские чемпионы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Их выступление, как и в 2006 году, когда спортсмены покорили пьедестал Олимпиады в Турине, приковывает внимание и вызывает овации. Наш корреспондент поговорила с Максимом Марининым и узнала, как вырастить чемпиона, в чем феномен Этери Тутберидзе и почему не нужно работать на перспективу.

— Максим, ледовые шоу Ильи Авербуха летом уже стали доброй традицией для курорта и его гостей. Поделитесь, пожалуйста, о чем «Письма любви».

— «Письма любви» — это истории о разных человеческих судьбах, встречах и расставаниях, полная гамма чувств, эмоций и переживаний. С Татьяной мы исполняем два номера. В первом показан рок, когда люди хотят быть вместе, но им не удается, они расстаются. Второй номер поставлен под известную песню «Эхо любви», он говорит, что, несмотря ни на что, любовь побеждает.

— А что лично для вас значит любовь?

— Быть вместе и в шторм, и в штиль. С моей будущей женой Натальей мы встретились в непростой для обоих из нас период. Я переживал из-за падения партнерши, не понимал, смогу ли соревноваться, как сложится спортивная карьера. Наташа, в тот момент молодая балерина, получила серьезную травму на международном московском конкурсе, было неясно, оправится она или нет, сможет ли в дальнейшем выходить на сцену. Именно в такой сложный момент судьба свела нас.

— Фигурное катание — спорт очень красивый. В чем разница между соревнованиями и шоу?

— Разные цели и задачи. Сегодня мы уже не просто фигуристы, а артисты на льду. Понятно, что наша работа связана с телом. Чем старше становимся, тем меньше «прыти», больше актерства. С моей супругой мы часто говорим об этом. Наташа считает, что балет — искусство молодых. Но когда она выходит на сцену, ловлю себя на мысли, что интереснее не сама техника, не конкретное движение или элемент, а то, что в них вложено. Можно сказать, что в спорте мы были, пожалуй, последним харизматичным поколением. Когда выступали, фигурное катание было состязанием индивидуальностей. Новая система судейства делает его именно спортом, при этом в такой системе побеждают те, кто владеет многокомпонентностью. Всё имеет значение: и скольжение, и вращение, и пластика, и, конечно же, прыжки. Прыжки у российских фигуристов сейчас просто на потрясающем уровне, это подтверждают прокаты юниорской сборной. Конечно, кто из молодых спортсменов достигнет успеха, покажет время, но то, что они делают сейчас, двадцать лет назад, когда мы катались, нам и не снилось.

— Сегодня фигурное катание, особенно женское, стремительно молодеет. С одной стороны, есть много сильных спортсменок, но они не выдерживают нескольких олимпийских сезонов. Как вы относитесь к такому явлению?

— Главный показатель любого успеха, на мой взгляд, результат. Знаю, что многие критикуют Этери Тутберидзе. Но я отношусь к ее работе с огромным уважением. Долгое время у нас были очень сильные спортсмены в мужском катании: Урманов, Плющенко, Ягудин. Этери Георгиевне удалось сформировать женскую команду, которая всем запомнилась на Олимпиаде в Сочи: «девочка в красном пальто» — Юлия Липницкая, воспитанница Елены Буяновой — Аделина Сотникова, обе они взошли на верхнюю ступень пьедестала. Когда у тебя есть несколько сильных учеников, которые могут показать результат сейчас, в юном возрасте, тренеру сложно работать на перспективу. Где гарантия, что, когда спортсменки подрастут, они сохранят форму? Поэтому ты должен достигать результата сегодня — «завтра» в спорте в принципе нет. Иногда мне кажется, что все разговоры о том, что фигурное катание молодеет, критика в адрес наших спортсменов, тренеров связаны с тем, что никто в мире повторить такого не может. Просто потому, что не могут себе позволить. Ведь у нас спорт высших достижений — это государственная монополия, перспективные ребята получают и лед, и тренеров бесплатно. За рубежом такое немыслимо. За каждую тренировку надо платить, за каток надо платить. Поэтому они априори находятся в более слабой позиции. Никакая частная лавочка не сможет соперничать с государством.

— Как оцениваете уровень российского фигурного катания?

— Он очень высокий. Среди конкурентов у мужчин отмечу Японию, США. Но опять же, если посмотреть на последний чемпионат США, то лидер — Илья Малинин. Понятно, что он американец, но его родители — русские фигуристы Роман Скорняков и Татьяна Малинина, которые с развалом СССР уехали в США и вложили в сына опыт советской школы. Среди первых также Эндрю Торгашев, Максим Наумов и только один Джейсон Браун. Если говорить о женском фигурном катании, то считаю, что у наших спортсменок конкурентов нет. Сейчас юниорки прыгают два, три четверных прыжка за программу.

— В текущей ситуации нельзя не спросить про международные состязания. Наши спортсмены выступают без гимна, без флага. В 2024 году — Олимпийские игры в Париже. На ваш взгляд, стоит ли ехать в такой ситуации?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Каждый решает сам за себя, тем более век спортсмена не долог. Но думаю, что помимо унижений ничего хорошего российских спортсменов на ближайшей Олимпиаде не ждет. Кто не боится этого, пусть едет.

— В чем, на ваш взгляд, феномен Александры Трусовой? Почему очень талантливая спортсменка не может «допрыгнуть» до олимпийского золота?

— Главный принцип супергероя: чем больше таланта, тем больше ответственность. Александра Трусова, безусловно, явление в фигурном катании. Но самое главное в спорте — стабильность. А Саша пытается вставить тот же тройной аксель, но он у нее сыроват. Помню себя молодым, сам спорил с наставником Олегом Васильевым. Но он четко обозначил: «Если ты делаешь, что хочешь, то зачем тебе тренер? Почему за твой результат должен нести ответственность я? Либо слушаешь меня, либо иди тренируйся самостоятельно».

— Наверное, сегодня вы хорошо понимаете Олега Васильева: сами начали карьеру тренера. Хотя в одном из своих интервью говорили, что это точно не для вас... Почему изменили мнение?

— Потому что происходит смена поколений. Время, когда мы были молоды и способны достичь олимпийских высот, отработали по полной программе. Сегодня пришло время других. Конечно, в душе нам всем кажется, что мы молоды, а потом к тебе приводят ребенка, которому мама говорит: «А я помню, когда он на Олимпиаде прыгал». И ты понимаешь, что много лет прошло, что в большом спорте твое время закончилось, что всё имеет свое начало и свой конец. Поэтому сейчас я морально созрел для карьеры тренера. Есть и желание, и силы, и опыт работать в этом направлении.

— Как вырастить олимпийского чемпиона?

— Начнем с того, что есть генетика. Если родители занимались каким-то спортом, то у ребенка, скорее всего, будет предрасположенность к таким занятиям. И здесь как с музыкой. Слух есть не у каждого, но собачий вальс научиться играть могут все. В фигурном катании при определенном режиме до какого-то уровня дойти может каждый. Работа тренера состоит в том, чтобы выделить талант из общей массы и «пересадить его на грядку», где растут подобные. Чтобы он мог в конкурентной среде развиваться. Массовая психология такова, что требует, чтобы никто не отрывался от коллектива. Поэтому лидером быть сложно: общая масса его постоянно тянет назад. Так что своей основной задачей как тренера вижу спортивную селекцию, когда надо отделить мотивированных на результат от тех, кто еще не понимает, что им вообще нужно.

— Сегодня фигурное катание — популярный вид спорта, многие отдают на такие занятия детей. На что обратить внимание родителям?

— Когда я пошел заниматься фигурным катанием, в стране был культ Ирины Родниной. В связи с этим массово строились катки. Один такой появился в Волгограде. Мама увидела объявление в газете и решила меня записать в секцию, считала, что это поможет мне стать здоровее. Сейчас благодаря и результатам в спорте, и различным шоу, и телевизионным проектам все видят, что фигурное катание очень красивый вид спорта. Но родителям, которые хотят, чтобы их дети стали фигуристами, надо прежде всего начать с себя. Подумать: а готовы ли они элементарно изменить собственный режим? Например, для младших групп тренировки начинаются в семь утра. Готовы как минимум в течение года три раза в неделю вставать в шесть утра, чтобы приводить ребенка на занятия? Мы, например, были готовы. В свое время записали сына на фигурное катание.

— Многие профессиональные атлеты не хотят, чтобы их дети шли в большой спорт...

— А чем ребенок будет заниматься? Занятия на уровне физкультуры — ни о чем. Они не формируют никаких качеств: у ребенка нет понятия дисциплины, ответственности, стремления к результату. Считаю, что, если начинаешь чем-то заниматься, делать это нужно серьезно. Иначе зачем время тратить? Я смотрю на современную молодежь — многих даже жаль. В старших классах уже ожирение. А это в потенциале проблемы с суставами, сердцем. Во взрослом возрасте они куда пойдут? Никаких навыков тренировок у них нет. И тут на сцене появляются маркетологи фитнеса, спортивного питания, зожники — все, кто хочет заработать деньги.

— В заключение интервью, естественно, вопрос, который задают в Сочи... Шоу «Письма любви» идет практически каждый день. Удается отдохнуть? Как это делаете?

— Как все обычные люди. Море, солнце, горы — в Сочи для отдыха есть всё.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру