Этика и деонтология, преподаваемые будущим врачам в медицинских вузах, для пациентов — это обычная человеческая вежливость и взаимопонимание. По мнению Игоря Басанкина, заведующего нейрохирургическим отделением №3 НИИ — ККБ №1 имени профессора С. В. Очаповского, это и есть основа эффективного взаимодействия врача и пациента. И только при обоюдном соблюдении этических норм и правил, доверии и понимании возможен результат лечения.
Справка МК
Игорь Вадимович Басанкин — заведующий нейрохирургическим отделением №3 НИИ — ККБ №1 имени профессора С. В. Очаповского, врач-нейрохирург, травматолог-ортопед высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургии №1 ФПК и ППС КубГМУ. Заслуженный врач России, Герой труда Кубани, лауреат премии имени М. И. Перельмана в номинации «За проведение уникальной операции, спасшей жизнь пациента», лауреат Всероссийского конкурса «Лучший врач» в номинации «Лучший травматолог-ортопед». Член правления Ассоциации хирургов-вертебрологов России, директор по образованию в направлении нейрохирургии на территории Российской Федерации Европейской ассоциации AOSpine. Автор восьми изобретений, защищенных патентами России, и более 110 научных трудов, опубликованных в России и за рубежом.
Почти за тридцать лет практики известный кубанский хирург провел более шести тысяч операций на позвоночнике, из них половина — с использованием самых современных методик, позволяющих в кратчайшие сроки встать больному на ноги и начать вести полноценный образ жизни. Основное кредо доктора — жить и помогать людям, постоянно самосовершенствоваться, открывая новые горизонты для пациентов.
Отделение, которым руководит Игорь Басанкин, ежегодно выполняет 2600 операций при различной патологии позвоночника в любом его отделе и уже долгие годы удерживает лидирующие позиции в стране по количеству прооперированных пациентов. При этом спектр хирургических вмешательств весьма многогранный и включает в себя как разнообразные минимально инвазивные операции, так и сложнейшие реконструкции при травмах, деформациях, дегенеративных и инфекционных заболеваниях, а также при онкологической патологии позвоночника.
За многолетнюю добросовестную работу и активную помощь ветеранским и общественным организациям нейрохирург НИИ — ККБ №1 Игорь Басанкин награжден медалью специальной комиссии Общественной палаты при Президенте России «За верность клятве Гиппократа».
— Игорь Вадимович, вы врач с огромным опытом работы и несомненными заслугами в медицине. Какова главная составляющая этого успеха?
— Работа медиков всегда командная. Я тружусь в замечательной многопрофильной клинике под руководством настоящего профессионала, лидера как в медицине, так и в организационном процессе — академика РАН Владимира Алексеевича Порханова. Причем НИИ — ККБ №1 — это ведь не просто больница краевого значения, а научно-исследовательский институт с большими возможностями как для практической, так и для научной деятельности. Наша работа возможна благодаря вниманию к нам и всесторонней поддержке со стороны руководства Краснодарского края и нашего, местного Министерства здравоохранения. Благодаря этому жители нашего региона имеют все возможности получения любого вида высокотехнологичной медицинской помощи, а мы, медицинские работники, имеем в своем арсенале современное оборудование и необходимые расходные материалы для лечения любой патологии.
Если же смотреть в масштабах самой клиники, то и здесь все наши успехи совместные. Для того чтобы спасти жизнь или вернуть здоровье пациенту, трудится немалый штат сотрудников: от водителей до административного персонала, от хирургов до санитарок. Хотя, безусловно, говоря о клинике, люди в первую очередь имеют в виду врачей. У нас работают опытнейшие специалисты высочайшего уровня.
— Считаете ли вы, что эффективность лечения пациента зависит только от знаний, опыта и возможностей врача? А что-нибудь зависит от самого пациента?
— Врач и больной — два основных звена в одном деле — лечебном процессе. Безусловно, есть и другие участники этого процесса, как одушевленные, так и неодушевленные. Среди одушевленных посредников между врачом и пациентом есть очень много других специалистов: это медсестры, лаборанты, техники, санитарки, водители «скорой помощи», экономисты и другие. К неодушевленным я отношу медицинское оборудование, инструменты, компьютеры и прочее. В большинстве случаев больной редко думает о них. А от каждого из них зависит определенный фрагмент единого процесса лечения. Здесь важно понимать главную стратегию борьбы с болезнью: врач и больной должны быть союзниками, а не независимыми друг от друга сторонами — тогда враг (болезнь) может быть повержен.
А а
— Врач и больной должны понимать друг друга, быть в состоянии гармонии и доверия, но при этом все должны четко понимать, что главный в этом союзе — врач. Не должен и не может врач идти на поводу у больного. Он может и должен его слышать, принимать во внимание его пожелания. Но действовать он должен согласно своему видению на основе действующих клинических рекомендаций, личных знаний и опыта. Поясню. Область, которой я занимаюсь,— хирургическая вертебрология — очень многогранна. У нас в арсенале более двухсот хирургических техник для лечения той или иной патологии. Только по поводу банальной грыжи диска существует более десяти различных типов операций! Каждая операция разработана под характерные особенности патологии. Не существует единственной идеальной операции. Иначе другие методы были бы просто не нужны. Это ведь логично. У каждого вида операции есть свои плюсы и минусы. Задача врача — всё знать и уметь выполнять эти операции, а также доходчиво объяснять пациенту особенности каждого вида вмешательства. Выбор должен быть на основе рекомендации врача с учетом пожеланий пациента. Но бывает и по-другому. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда пациент пытается доминировать. Вот один из примеров. Поступает в отделение пожилая женщина с повышенной массой тела, сахарным диабетом, сердечной патологией, остеопорозом и сужением позвоночного канала, который вызывает боль в спине и нижних конечностях. Основания для операции безусловные. Классический вариант лечения подобной патологии позвоночника — полноценная реконструкция пораженного сегмента со стабилизацией. Есть и альтернативные виды операций. Принимая во внимание сопутствующую патологию, другие факторы, врач рекомендует сделать микрохирургическую операцию без стабилизации титановой конструкцией. Всё в интересах больного. Да, эффективность этого вида операции меньше на пятнадцать — двадцать процентов. Но длительность операции в два-три раза меньше, кровопотеря меньше в три-четыре раза, риски развития осложнений в пять — семь раз меньше, период реабилитации короче на восемь-девять месяцев. Вроде бы очевидная выгода. Но где там!.. Человек прочитал где-то, услышал от кого-то, что декомпрессивно-стабилизирующая операция эффективнее. И всё. Больше она не хочет слышать никаких доводов. Начинает упрекать врача, что ему жалко шурупов, что он не хочет возиться с ней в операционной, говорит, что она согласна на всё, лишь бы ей сделали именно этот вид операции, что она согласна с риском осложнений и длительностью операции и что она напишет жалобу. Всё! Тупик для врача. Отказ пациентки от предлагаемого вида операции, согласие на декомпрессивно-стабилизирующую операцию. Само вмешательство проходит штатно, без серьезных проблем. Тяжелый и длительный послеоперационный период. Чуть позже развиваются грозные осложнения, с которыми приходится долго и тяжело бороться. Кто виноват? А это результат попытки управлять действиями врача. А больной всего лишь нужно было послушать рекомендацию врача, а не пытаться им манипулировать.
— А часто ли возникает взаимное недопонимание и конфликты врача и больного? Вы ведь давно в медицине. Так было всегда или это современная тенденция?
— Мне посчастливилось начать свою профессиональную деятельность в девяностые годы. Я не зря говорю, что посчастливилось: сейчас могу разделить свой личный тридцатилетний профессиональный опыт на два этапа — прошлый, постсоветский строй и нынешний. Тогда была совсем другая эпоха, модель здравоохранения и отношения между людьми были отличными от нынешних. Я с трудом могу вспомнить распри или конфликты между доктором и пациентом. Безусловно, они были и жалобы были. Но это были единичные случаи. В основном царила гармония и понимание, а также взаимное уважение. При этом нужно понимать, что условия пребывания в больнице были гораздо хуже, чем сейчас, не говоря уже о том, что лечебные и диагностические возможности были достаточно скудными. Какая там МРТ, ПЭТ!.. Компьютерные томографы казались чем-то нереальным и космическим. Они были далеко не в каждой клинике. Оборудование в операционной, инструменты, хирургические техники — всё это очень далеко от наших сегодняшних возможностей. Я, шутя, часто говорю: «В работе нам тогда была доступна лишь триада ГПУ!» ГПУ — это глаз, палец и ухо. Нужно было смотреть, слушать и трогать. Вот где основа медицины! А что сейчас? Современные томографы, ангиографы, навигация, высококлассные микроскопы, костные скальпели, протезы, имплантаты и прочее. Условия пребывания великолепные... В общем, всего много, всё на высшем уровне, а вот умиротворения, благодушия, полной удовлетворенности нет. Жалобы, претензии, стресс — это постоянные спутники сегодняшней медицины.
Причина в том, что мы живем и функционируем совершенно в другом измерении, с другими запросами, требованиями, в ненормальном ритме и с ярко выраженной многозадачностью. Это в полной мере относится и к больному, и к врачу. Нынешний врач уже не тот, что был в советское или постсоветское время. У него совсем другой функционал и другая занятость. А если речь идет не просто о враче, а о заведующем отделением или руководителе более высокого ранга, то в придачу к перечисленному добавляется административная, организационная, хозяйственная, педагогическая, научная деятельность. При этом, какая бы напряженная и ответственная работа у тебя ни была, человеку, знакомому с принципом научной организации труда, возможно регламентировать свою деятельность и всё успеть.
Мы должны четко понимать, что регламент возможен лишь в плановой деятельности. А как известно, медицина не может относиться к этой категории труда. Постоянно какой-то форс-мажор, экстренные больные, отклонение от стандартного течения болезни или послеоперационного периода. А вот теперь давайте к этому всему мысленно добавим еще телефон и компьютер. Обычно в день врач, в зависимости от его статуса и круга его общения, получает от нескольких десятков до сотен звонков и сообщений и около десятка писем с вложенными данными. Как правило, всё сводится к одному: оказанию помощи. Ты вынужден переключаться с одного дела на другое. Это и есть та самая многозадачность. А много ли людей на земле способны жить, а также безошибочно и эффективно функционировать в условиях такой многозадачности? На это не способен мозг большинства существующих на планете людей. Я не говорю уже о физических возможностях. Сконцентрировавшись на одном, моментально переключиться на другое. И выполнить две-три, а то и четыре задачи одновременно без потери качества. Уверен, что нет. И здесь речь не конкретно о врачах, а в принципе о любой профессии. Разница лишь в том, что в медицине слишком высока цена: жизнь и здоровье.