С начала года жители Кубани отдали аферистам более семисот миллионов рублей. Ежедневно сотни кубанцев получают звонки от телефонных мошенников, которые, представляясь правоохранителями или сотрудниками службы безопасности банка, под различными предлогами пытаются заставить граждан отдать им свои сбережения. Как не попасть на уловки мошенников, распознать злоумышленника, как прервать ненужный разговор и есть ли шанс вернуть свои сбережения, рассказал заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Павел ГЕНЗЕРСКИЙ.
— Павел Юрьевич, ущерб, который причинили мошенники жителям края с начала года, превысил семьсот миллионов рублей. В среднем в полицию ежедневно обращаются от тридцати до пятидесяти граждан, пострадавших от телефонных аферистов. Это всплеск активности жуликов или рядовая статистика?
— Статистика в этом году примерно соответствует данным за прошлый год. Однако сейчас злоумышленники меняют свою схему, они постоянно пытаются подстроиться под современные технологии.
— Если говорить про кривую роста, увеличивается ли сумма, которую выманивают жулики у населения?
— В прошлом году ущерб был больше. Он составил девятьсот миллионов рублей за этот же период. В целом в минувшем году аферисты похитили у доверчивых граждан более трех миллиардов рублей.
— Известно о самом большом транше, который сумели выманить мошенники?
— Самый большой ущерб мошенники причинили супружеской паре из Новороссийска. Злоумышленникам удалось выудить у потерпевших денежные средства в сумме 120 миллионов рублей. Ситуация стандартная: позвонили, представились сотрудниками банка. Располагая информацией о том, что люди состоятельные, вынудили их действовать по инструкциям, снимать деньги в различных финансовых организациях и разными суммами. Продолжалось всё это около месяца. Но люди никуда не обращались. Самое курьезное то, что супруги даже между собой об этом не говорили и самостоятельно переводили деньги на подконтрольные мошенникам банковские счета. Встретились они в отделе полиции, когда пришли писать заявления.
— Расскажите о новых видах мошенничества. Какие виды дистанционного мошенничества существуют вообще и какие встречаются чаще всего на территории нашего региона?
— Если говорить о самом распространенном способе, это, конечно, звонок якобы сотрудника банка либо правоохранительных органов. Это практически половина всех преступлений, совершенных с использованием информационных технологий. Далее следуют покупки товаров и услуг в Интернете, затем — инвестиции. Люди самостоятельно находят объявления и на лжеброкерских площадках, им создают картину благополучия, и граждане под эйфорией успешного и быстрого заработка берут кредиты, занимают деньги у родственников, закладывают свое имущество, а затем перечисляют деньги мошенникам. В итоге остаются без прибыли и, конечно, без своих сбережений.
Также возродился такой вид телефонного мошенничества, как звонок якобы сотрудника правоохранительных органов. Звонящий сообщает собеседнику о том, что его близкий человек попал в ДТП. Как ни странно, но такая схема до сих пор жива. Обычно мошенники совершают звонки на стационарные телефоны пожилым людям и выманивают у них деньги.
— А онлайн-марафоны, сеансы тарологов, астропсихологов, биоэнерготерапевтов — это тоже обман? Приходят ли к вам с таким?
— Приходят, конечно. Это очень небольшая доля людей, которые обращаются к гадалкам за помощью. Как правило, осознание, что их обманули, приходит уже позже, когда в ситуацию вникают родственники.
— Насколько у вас тесная взаимосвязь с Центральным банком России?
— Мы постоянно взаимодействуем с Южным главным управлением Банка России. Кроме того, мы совместно разработали инфографику о видах дистанционного мошенничества, чтобы распространять ее среди населения для повышения грамотности. Центральный банк оказывает нам огромную помощь именно в выпуске печатной продукции. Наглядная агитация распространяется в местах нахождения людей и путем обхода жилого массива. Гражданам вручаются буклеты, всё разъясняется.
— Как действуют мошенники, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов? Сколько подобных случаев уже зарегистрировано в этом году?
— В этом году в органы внутренних дел уже поступило порядка двух тысяч заявлений граждан, которые пострадали от мошенников, представившихся якобы сотрудниками правоохранительных органов либо службы безопасности банка.
— Ранее звонки поступали с подменных номеров, то есть злоумышленники подменяли номер на номера телефонов правоохранительных структур, например дежурной части, кабинетов руководителей, представлялись их данными. А еще они часто делают так, что на фоне слышно какой-то посторонний шум, имитирующий работу, слышны якобы телефонные звонки.
— Да, абсолютно верно. Злоумышленники говорят, что поступает заявка от имени звонившего либо недобросовестный сотрудник банка, в котором человек обслуживается, совершает какие-то противоправные операции с его счетом. И в дальнейшем предлагают собеседнику действовать по указаниям якобы сотрудника банка, который тут же перезванивает.
Сейчас схема немножко изменилась. Это связано с тем, что мобильные операторы стали блокировать подмену номеров. Теперь чаще всего звонки поступают гражданам в мессенджеры, например в «Вацап», «Телеграм». Для убедительности мошенники ставят аватар нужного банка и представляются его сотрудниками. Схема работает до тех пор, пока собеседник не переведет деньги.
— Павел Юрьевич, сложно найти аферистов, когда человек говорит, что перевел деньги неизвестно куда. Какие действия в таком случае предпринимают полицейские?
— В первую очередь важно, чтобы человек, если понял, что попался на уловки злоумышленников, незамедлительно сообщил об этом в банк или полицию. Во всяком случае, это увеличивает шансы на возврат денежных средств.
— Например, звонят мошенники и пытаются получить деньги. Что нужно сделать?
— У нас был такой случай. В Анапе злоумышленники позвонили одной женщине и убедили ее в том, что она участвует в спецоперации по поимке преступников. Анапчанка три дня скрывалась от своих родственников, не отвечала на телефонные звонки, и самое главное, у нее не возникло сомнений, что ее обманывают. Она уехала в Темрюк, сняла там гостиницу, взяла кредит на сумму более миллиона рублей и уже готова была отдать их мошенникам. И только благодаря тому, что к нам обратились родственники, нам удалось ее остановить. Женщина не успела перевести аферистам деньги, которые взяла в кредит.
— В чем сложность раскрытия IT-преступлений?
— В первую очередь сложность заключается в том, что такие звонки совершаются из разных городов и даже других стран, и в том, что злоумышленники используют большое количество банковских счетов, которые, как правило, оформляются на студентов за небольшое вознаграждение. Например, студент оформил на себя пять банковских карт, передал их злоумышленнику — и эти карты отправляются из одного города в другой, передаются людям, личность которых потом приходится устанавливать полицейским.
— А какой сегодня социальный портрет наиболее уязвимой категории граждан?
— Все возрастные категории подвержены такому виду мошенничества. Конечно, более доверчивы люди в возрасте старше пятидесяти лет. Вероятно, они не настолько осведомлены в области новых технологий.
Необходимо напомнить, что не стоит доверять сомнительным звонкам, поступившим в мессенджере или по телефону. Не нужно осуществлять финансовые операции под диктовку неизвестного. Не позволяйте преступникам обогатиться за ваш счет.