Будущее приморских городов и создание яхтенной инфраструктуры обсуждали на первом Сочинском курортно-инвестиционном форуме. Его участниками стали представители Министерства строительства России, Министерства экономического развития страны, Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, государственной корпорации «Туризм.РФ», яхтсмены, градостроители, инженеры-гидрологи, специалисты разных сфер, связанных с комплексным развитием азово-черноморского побережья.
Что с инфраструктурой?
Сегодня внутренний туризм является одним из приоритетных направлений для страны. При этом яхтенные путешествия дают возможность развивать не только индустрию, но и курортные территории. И это уже делают во всём мире. В Италии на сегодняшний момент действуют 111 марин почти на сорок тысяч мест, в Греции — 241 стоянка на 670 тысяч яхт, в Испании — 329 марин на 112 тысяч судов. В соседней с нами Турции яхтенный туризм считается одним из инструментов укрепления экономики и приносит четверть дохода от всей индустрии путешествий. К 2023 году вклад яхтенного туризма составит не менее 14,6 миллиарда евро. А что у нас? По данным Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, в Краснодарском крае зарегистрировано более 43 тысяч маломерных судов, в том числе порядка двух тысяч парусных катеров и яхт. При этом на сегодняшний момент в регионе существуют лишь две яхтенные марины — на территории Сочи — и около десяти небольших яхт-клубов на побережье. Такая инфраструктура способна принять не более шестисот судов. А наша страна занимает второе место в мире по покупке яхт, россияне оставляют каждый год за рубежом более двухсот миллионов евро за обслуживание и стоянку своих судов.
— Для полноценного функционирования азово-черноморского побережья в качестве единого туристического кластера и создания инфраструктуры морского туризма необходим программный подход к строительству новых и реконструкции существующих объектов и марин. Это будет способствовать развитию не только черноморского, но и азовского побережья, а следовательно, бюджеты всех уровней получат дополнительные доходы, одно стояночное место для яхты дает как минимум три рабочих в смежных отраслях,— отметили представители Минкурортов Краснодарского края.
О необходимости развития яхтенного туризма в Краснодарском крае начали задумываться еще в 1994 году. Но первый видимый результат был достигнут лишь спустя четверть века: в регионе была разработана концепция создания инфраструктуры для яхтенного туризма. Стоит отметить, что именно этот документ стал основой для федеральной программы. Концепция предполагает создание в крае 23 марин общей вместимостью более семи тысяч мест. Предполагается, что девятнадцать из них разместятся на черноморском побережье, четыре — на азовском. Такое количество необходимо для формирования района интенсивного яхтинга. По международным нормам безопасности, которые подтверждает и волнение Черного моря, переход между стоянками не должен превышать двадцати морских миль.
— На текущий день черноморское побережье, фактически морская его часть, не включено ни в туристический, ни в транспортный оборот. У нас всех будет возможность пользоваться преимуществом размещения в прибрежной зоне, будет развиваться туризм и разные виды водного спорта, причем не только парусного. Это и возможность безопасного берегового сообщения, путешествия в спокойных и комфортных условиях между городами побережья. В рамках концепции десять марин предлагается разместить на территории Сочи, причем это не только стоянки для яхт. Марина, по сути, является градообразующим предприятием. Она включает в себя не только причалы, но и другую инфраструктуру, начиная от служб для обслуживания судов и заканчивая гостиничными комплексами. Во всём мире это своеобразные точки притяжения, где проводятся различные мероприятия,— рассказала председатель совета директоров группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова.
Одним из первых пилотных объектов станет марина «Каньон Прохладный» в поселке Головинка Лазаревского района Сочи. Для этих целей уже определен участок. Одним из важных критериев стало отсутствие здесь пляжей: создание марины должно не «отбирать» территории, а создавать новые набережные. Развитие инфраструктуры также поможет реализовать берегоукрепительные мероприятия. Проект предполагает создание более четырнадцати гектаров искусственной территории. Для тех, кто сомневается, что это возможно, в качестве примера можно привести Сочинский морской порт. Во время подготовки к зимним Олимпийским играм здесь был создан насыпной участок площадью семь гектаров.
— Марина «Каньон Прохладный» рассчитана на 250 яхт. В непосредственной близости от нее расположится гостинично-апартаментный комплекс с аквапарком, ледовой ареной, спортивным и медицинским центром, отвечающий всем современным требованиям. В рамках реализации проекта будет создано 1700 гостиничных номеров. Подготовка документации и создание марины с сопутствующей инфраструктурой займут до пяти лет,— отметила Ольга Шебзухова.
Перспективный проект
По оценкам экспертов, окупаемость проекта составляет порядка семи лет. При этом реализация 23 марин в Краснодарском крае подарит региону более тридцати тысяч рабочих мест.
Итак, создание марин — дело важное и нужное. За чем же дело стало? Прежде всего — за финансированием. По предварительным расчетам, создание десяти марин потребует порядка одного триллиона рублей. Понятно, что такие вложения и реализация столь масштабных проектов возможны только при участии государства.
— Краснодарский край поддерживает реализацию таких проектов в рамках привлечения инвестиций и организации частно-государственного партнерства и концессий. Многое упирается в создание инженерной инфраструктуры, отсутствуют определенные объемы электроэнергии, водоснабжения, водоотведения. Сейчас частично эти вопросы решаются путем реконструкции очистных сооружений на черноморском побережье в рамках программы комплексного развития. Обеспечение ресурсами — для проекта это серьезная нагрузка, поэтому в рамках партнерства государство предоставляет возможности технического обеспечения, а инфраструктура самой марины — гидротехнических сооружений — может быть создана за счет инвесторов,— отметил генеральный директор Корпорации развития Краснодарского края Денис Кузенков.
Для реализации проекта предлагается сформировать отдельный инвестиционный фонд, в который войдут Корпорация развития Краснодарского края, разработчики концепции, фонд инвестиций и развития, который создан на территории Краснодарского края, и группа частных инвесторов, заинтересованных в развитии этой тематики.
Еще одной важной составляющей, которую придется решить для развития яхтенной инфраструктуры, станут вопросы регулирования законодательства. Так, предлагается внести поправки в существующий федеральный закон о создании искусственных территорий для возможности строительства на них не только жилых зданий, но и яхтенных марин. Для привлечения инвесторов необходимо придание маринам статуса особых экономических зон.
— Сегодня в законодательстве есть ряд пробелов, которые не способствуют развитию индустрии яхтинга. Например, терминологические нормативные документы. У нас нет норм проектирования марин, а яхта — это до сих пор судно длиной до двадцати метров. У нас есть нормы проектирования портов, но то, что в них заложено и распространяется на крупнотоннажные суда, не распространяется на яхты. Поэтому на сегодняшний день в Имеретинском порту в Сочи вместо тысячи запланированных стояночных мест есть только шестьдесят, где можно обеспечить безопасную стоянку,— подчеркнул эксперт Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Николай Гришин.
Необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие создание марин, включая строительство в первой санитарной зоне, и то, что береговая линия не относится к муниципальным образованиям, в границах которых разрешено проектирование. Нужна резервация береговых участков на время проектирования, при этом начинать необходимо с таких основополагающих документов, как Градостроительный и Водный кодексы. Также требуется регулировать и нормы судоходства: сегодня даже в процесс прохода судов между российскими портами вовлечено большое количество различных ведомств. Пункты о необходимости решения подобных вопросов включены в итоговую резолюцию первого Курортно-инвестиционного форума «Будущее приморских городов. Марины — инфраструктура яхтинга», который прошел в Сочи. Сегодня над ними уже активно работает профильный комитет Государственной Думы. Так что вполне возможно, что на горизонте десяти лет морской туризм станет доступен многим, а яхта превратится из роскоши в средство передвижения.