Российскому джазу — сто лет. Век назад, 1 октября 1922 года, в Москве состоялось официальное выступление первого в РСФСР эксцентрического оркестра джаз-банда Валентина Парнаха. Необычную музыку зрители восприняли с интересом. Любовь к джазовой музыке у зрителя сохраняется до сих пор. О том, как будут праздновать столетний юбилей российского джаза, о «новой крови» и как Президент России Владимир Путин играет в хоккей, рассказал самый известный джазмен страны Игорь Бутман. С ним наш корреспондент встретилась на традиционном джазовом фестивале в Сочи.
— Игорь Михайлович, фестиваль джаза в Сочи уже стал доброй традицией. Что было нового в этот раз?
— В Сочи я попал в первый раз с концертами в 1983 году с оркестром Олега Лундстрема. И это были незабываемые недели. Мы выступали на разных площадках города, отдыхали, гуляли. Уже тогда было понятно, что в городе очень много любителей джаза, очень много гостей, кому нравится эта музыка. Здесь потрясающая атмосфера. Мы решили, что городу нужен такой музыкальный праздник. Идею смогли реализовать в рамках подготовки Сочи к Олимпиаде. С тех пор, уже тринадцать лет подряд, курортный город каждый сентябрь встречает Sochi Jazz Festival. В этом году, несмотря на все сложности, мы подтвердили международный статус события. В фестивале принимает участие знаменитый джазмен Евгений Маслов. Он уже много лет живет в США, успешно выступает там, играет с самыми известными джазменами и выпускает альбомы. Также в этом году к нам присоединился потрясающий американский барабанщик Томми Кэмпбелл. В этом году в концертах принял участие Антон Беляев и его группа Therr Maitz, исполнитель, который постоянно экспериментирует с различными жанрами: это и рэп, и джаз, и рок. Вместе с Московским джазовым оркестром солировала Лариса Долина. Была представлена широкая география региональных оркестров: из Астрахани, Саранска, из Сочи, из Ростова-на-Дону и других городов. Очень интересны выступления молодых музыкантов — Антона Чекурова, победителя главного джазового конкурса мира Евгения Побожего, группы известного джазового саксофониста Алексея Попова и других.
— Такое обилие джазовых оркестров и команд говорит о том, что джаз в России существует. Какой он российский джаз?
— Наш российский джаз полон большим количеством музыкальных событий, большим интересом публики к выступлениям музыкантов, интересом к новому материалу. Главный, краеугольный камень джазовой музыки, за что его любят и иногда не понимают — это импровизация. Ей индивидуально отдает себя каждый исполнитель. Поэтому, если говорить о российских музыкантах, их страсть и темперамент на сегодняшний момент даже сильнее, чем у наших коллег за рубежом. Конечно, нельзя сказать, что российский джаз — это отдельное течение. Он не может уйти от традиций, основ, ритма, того, что было изобретено на стыке веков в Новом Орлеане. Но джаз родился на стыке культур благодаря афроамериканцам, англичанам, французам, русским, евреям. Если взять тех, кто стоял у музыкальных основ джаза, то там есть и выходцы из России. Тот же Джордж Гершвин, Вернон Дюк, Николас Слонимский, который изобрел практически упражнения для импровизации, Джозеф Шиллингер, который основал музыкальный колледж Беркли и потрясающую систему образования, по которой учатся практически все студенты. Все это связано с нашей страной.
— Как будем отмечать столетие российского джаза?
—В первый день октября состоится большой четырехчасовой концерт в Большом театре, где будет собран весь цвет российского джаза: и Лариса Долина, и Вадим Эйленкриг, и Андрей Кондаков, и Даниил Крамер, и Олег Аккуратов, и многие другие, включая певицу Фантине Притулу. Это событие даст старт своеобразному марафону концертов в поддержку празднования столетия российского джаза, который пройдет в крупных городах страны. Помимо Москвы, это Санкт-Петербург, Петрозаводск, Пермь, Казань, Ярославль, Калининград, Астрахань, Екатеринбург, Челябинск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, 28 октября концерт пройдет в Сочи, а 29 октября — в Краснодаре. Уже прошли специальные смены для молодых музыкантов на арт-кластере «Таврида», самый большой в истории страны джазовый фестиваль — Moscow Jazz Festival, который посетило более 250 тысяч зрителей. Также в рамках празднования столетия российского джаза будет представлена книга по истории советского и российского джаза. Последний раз подобный труд выходил в 1985 году, мы решили его обновить. Также на экраны выйдет документальный фильм о российском джазе.
— Век — это не мало. Джаз уже превратился в классику или все-таки это музыка для клубов и лобби отелей?
— Конечно, джаз уже давно стал классикой. Выступления в небольших клубах — это возможность для музыкантов играть в более расслабленной атмосфере. Но джазовые концерты идут и в больших концертных залах, и в филармониях, собирая тысячи зрителей. Например, недавно у нас был концерт в Ижевске. Было более 3000 зрителей, и это не бесплатное выступление на День города, а концерт, на который люди купили билеты. Опять же, в июле в Москве наш фестиваль посетило более 250 тысяч зрителей. На концерты и специальные мероприятия Sochi Jazz Festival в этом году пришли около двенадцати тысяч человек. Джазовые музыканты активно участвуют в фестивалях классической музыки Юрия Башмета, Валерия Гергиева. Есть мюзиклы, которые основаны на музыке джаза. Так что говорить, что джаз на задворках нельзя.
— Молодое поколение интересуется джазом?
— Конечно. Достаточно посмотреть на Академию джаза. Ей пятый год. Когда пять лет назад я пришел в нее, это было государственное училище духового искусства. И тогда в него поступали в последнюю очередь, когда уже провалили экзамены в других местах. Хотя в училище всегда были выдающиеся преподаватели духовых инструментов: и трубачи, и валторнисты, и тубисты, и кларнетисты, и гобоисты. Но училище почему-то не было престижным и популярным. Сейчас благодаря преподаванию джазовой музыки, благодаря тому, что мы добились того, чтобы наши воспитанники выступали и в джазовых, и в духовых оркестрах, интерес к профессии джазового музыканта значительно вырос. Многие поступают в консерваторию или академию Гнесиных. Кстати, в академии конкурс на джазовые инструменты тоже высокий. Уже есть интерес к джазовым инструментам в Центральной музыкальной школе. Появился целый арт-кластер «Таврида», куда два года подряд приезжают более 150 молодых джазовых музыкантов со всей страны. Идут переговоры с образовательным центром «Сириус» об открытии смен не только для классических, но джазовых музыкантов. Дети видят джазменов по телевидению и хотят быть на них похожи. А мы видим большой всплеск интереса к джазовой музыке.
— Вы делаете много для популяризации джаза. Все-таки музыкант должен быть и организатором?
— Это всегда неплохо. Конечно, если музыкант хорошо играет и у него есть талант, то его заметят. Сейчас существует очень много персональных менеджеров. Но мне нравится быть организатором. Если я вижу интерес к моему делу, я всегда с удовольствием пообщаюсь с человеком, расскажу ему все, особенно если от этого зависит возможность провести фестиваль или концерт. Иногда музыканту все-таки надо не только музыкой, но и словами доказать, что его творчество интересно. Вот даже интервью. Если исполнитель будет просто рассказывать — я играю «до», потом «ре», это мало будет кому интересно. А если это будет история — как он пришел в джаз, какие сложности, какие достижения — то люди, которых он заинтересует, обязательно придут на его концерт.
— Чтобы заинтересовать наших читателей, скажите, вы играете в хоккей с Президентом России Владимиром Путиным. Он хорошо играет и почему команда Президента всегда выигрывает?
— Президент прекрасно играет в хоккей для человека, который встал на коньки после шестидесяти лет. А что касается побед, то сложно проиграть, когда за твою команду играют выдающиеся хоккеисты, такие как Фетисов, Касатонов, Каменский, Буре, Прохоров, Якушев, Макаров. Все это делается в первую очередь, чтобы вдохновить людей заняться спортом. Все видят, что президент не стесняется выходить на лед и играть. Это пример. Ребята, пойдите, купите себе бутсы, ракетки, есть все возможности, сколько строится стадионов. А для кого? Многие сидят дома, пьют пиво и смотрят телевизор. А президент говорит: «Ребята, вставайте на коньки, это возможно и после шестидесяти!» Я сам три раза в неделю играю в хоккей, бегаю, потею, с молодыми бьюсь, это держит в форме. Приехал ночью после гастролей, очень хотел спать, думаю: «Не пойду в десять утра в воскресенье на тренировку». Не мог заснуть. В итоге встал и поехал.
— Поэтому вы решили сыграть на воздушном шаре? Привлечь внимание к джазу?
— Конечно. Я был в Анапе, мы играли с оркестром Георгия Гараняна. Появилась идея сыграть гимн на рассвете, на воздушном шаре. Мне мысль понравилась. Конечно, можно было отказаться, а можно было встать и попробовать. Это и адреналин, и эмоции, и сам себе доказал, что не боишься на воздушном шаре подняться. Это для жизни, для уверенности в себе.
— Также как ваша книга о джазменах? Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.
— Книгу «Серенада северных морей» я написал в соавторстве с Андреем Фатхулиным. У меня давно была идея поиска диалога с такой страной как США. Что у нас общего? Почему мы иногда друг друга не понимаем? Почему мы были вместе в самые сложные периоды, а когда все нормально, являемся антиподами. Я хочу, чтобы американцы поняли нашу сущность, наши традиции. И чтобы более широкая аудитория нашей страны оценила американскую сторону жизни. Поэтому я попытался объединить двух героев-музыкантов, которые воевали в Великой Отечественной войне. Очень много информации было взято из архивов. Мы нашли истории реальных героев, в итоге получилась добрая книга об условном американском джазмене Глене Миллере и советском исполнителе, саксофонисте-подводнике Израиле Фисановиче.
— В текущей ситуации нельзя не спросить: ощутили на себе какое-то давление? Многие знаменитости уезжают из России, а вы, наоборот, в свое время вернулись…
— В Россию из США я вернулся давно. И уезжать никуда не планирую. Все, что мы имеем сегодня, стало возможным благодаря не только постоянной работе, но и многолетней поддержке и со стороны бизнеса, и со стороны государства. И это заставляет делать еще больше для популяризации моей любимой музыки — джаза. Причем не только для российской аудитории, но и для зарубежной. О нас пишут такие издания как Independаnce, New York Times. Не думаю, что о многих, из тех, кто уехал, пишут издания такого уровня. Мы постоянно своими выступлениями доказываем, что мы играем потрясающую музыку и очень любим свою профессию. Сегодня, я стараюсь быть с нашей страной полностью и буду продолжать делать свое дело.