Большинство женщин, подвергшихся сексуальному насилию, предпочитают молчать

Большинство женщин, подвергшихся сексуальному насилию, предпочитают молчать

Многие наверняка помнят фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок». В нем рассказывается о пенсионере, который решил отомстить банде преступников за изнасилование внучки. В свое время эта кинокартина в буквальном смысле прогремела на всю страну — как раз был конец девяностых, когда люди успели устать от беззаконья.

Главный герой фильма — пожилой человек, собственноручно наказавший мерзавцев,— стал своеобразным символом борьбы добра и правды со злом, где добро, увы, не всегда побеждает.

С тех пор много воды утекло, но тема преступлений против половой неприкосновенности в нашем обществе по-прежнему остается достаточно актуальной. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, сексуальной агрессии со стороны мужчин подвергалось более 22 процентов опрошенных женщин. Но проблема не только в этом. Согласно тому же исследованию всего восемь процентов пострадавших в итоге обратились в полицию с заявлением.

О том, что с ними произошло, наши женщины предпочитают молчать. И это неспроста. Тема сексуального насилия для нас достаточно скользкая и вызывает бесконечные споры. Если с насилием против детей всё относительно понятно, то как воспринимать ситуацию, если пострадал человек взрослый — девушка, женщина? «Наверняка сама виновата!» — это самый распространенный вердикт на кухнях доморощенных судей. И как итог, став жертвой насильника, женщина попросту побоится куда-то идти за поддержкой и предпочтет скрыть этот факт от всех.

Хорошо «нагулялась»

Недавно знакомая вспоминала дела минувших дней. Было ей лет двадцать, училась в институте, ехала на электричке из Краснодара домой на выходные. Было поздно, людей в вагоне оказалось мало. Подсела группа парней, заговорили, предложили выпить. Она отказалась. Тогда они схватили ее за руки, прижали к сиденью и насильно влили в рот водку прямо из горла бутылки.

Никто из пассажиров, сидевших в другом конце вагона, происходящим даже не поинтересовался, хотя могли бы просто обернуться и нажать на кнопку вызова охраны.

Через несколько станций парни подхватили ее под руки и вытащили из электрички. Привели в какую-то квартиру. А потом, уже после всего, просто вытолкали за дверь.

Был ноябрь, темно, холодно, незнакомый населенный пункт. Моя знакомая брела наугад и вышла к полустанку. Электрички уже не ходили, но идти ей было некуда, а о мобильных телефонах в те времена даже не слышали. Присела на лавку, думая, что делать. И вдруг к ней подошел какой-то парень и спросил, в чем дело.

Поговорили, он предложил переночевать у него, пообещал помочь. Знакомой было страшно остаться одной на этом ночном полустанке, поэтому она согласилась. Оказалось, парень живет с мамой. Гостье дали поесть, отвели в душ, потом ее всё еще очень пьяную уложили спать в отдельную комнату. Утром новый знакомый отвел ее на станцию и посадил на электричку домой. Больше она его никогда не видела.

— Когда я приехала домой в не очень чистой одежде и с запахом перегара, мама спросила: «Ну что, нагулялась?» И ушла в свою комнату,— вспоминала знакомая. — Ей было неинтересно, почему я не приехала вовремя, она решила, что я куролесила с друзьями. А когда я пришла к лучшей подруге — она только мельком на меня взглянула и сразу спросила: «Женя, что с тобой? Тебя изнасиловали?» Подруга всё поняла, а мать — нет.

Естественно, в милицию потом никто не обратился. Не было понятно, на кого писать заявление, знакомая не помнила даже станцию, на которой пришлось сойти. И главное, было страшно услышать насмешки в свой адрес.

Пятьдесят на пятьдесят

Рассказ знакомой меня поразил. Было странно и страшно слышать всё это от человека, которого я знаю несколько лет. Вот так смотришь, бывало, на людей — ходят, улыбаются, мелкие соринки с одежды стряхнуть стараются, чтобы выглядеть опрятно. И при этом у каждого в душе обязательно какая-то драма — не одна, так другая, в которой не просто прилипшая к воротнику соринка имеется, а грязи целый КамАЗ.

Недавно шла я по центру Сочи. Заметила группу молодых людей с бутылками спиртного в руках. И с ними девушка была — по виду очень пьяная. Девушку эту не просто вели, а волоком тащили по улице. Я растерялась. Потом вижу — через стеклянную витрину ювелирного магазина на всё это смотрит мужчина-охранник. Я к нему подошла, говорю: «Давайте полицию вызывать — неизвестно, куда они ее тащат».

А он говорит: «Я эту компанию с утра здесь наблюдаю. Ходят по улице туда-сюда, девка с ними. С утра еще более или менее трезвая была, но, видимо, совсем меры не знает».

Вызывать полицию он отказался. Я тоже не стала. И честно сказать, до сих пор не знаю, как оценить свое поведение. Права ли я была? Наверное, где-то пятьдесят на пятьдесят.

На потеху толпе

История другой моей знакомой. Сейчас ей двадцать пять лет. Тогда было восемь.

В тот злополучный день соседи попросили ее погулять с маленькой собачкой. Дали поводок и шоколадку — авансом за услугу. Песик был маленький, послушный, а дело было весной — как раз распускались цветы на деревьях... В общем, прогулка прошла очень удачно и весело.

Через час они набегались и захотели домой. Зашли в подъезд, за ними в дверь нырнул какой-то незнакомый мужчина. Сесть в лифт он помешал, задержал на площадке и стал расспрашивать, как собачку зовут, из какой кто квартиры. Потом предложил подняться домой по лестнице, а на пролете между этажами из доброго дяди он вдруг превратился в злого.

В подъезде почему-то долго никто не появлялся, но потом на нужном этаже вдруг стукнула дверь — сосед вышел из дома. Насильник засуетился и убежал. Видимо, сосед знал этого человека, потому что вечером он пришел домой к моей знакомой и обо всём рассказал ее родителям. Сама она побоялась и промолчала.

Родители заявили в милицию. Было следствие, потом суд. Но дело не в этом. О произошедшем узнали в доме, потом в школе. Знакомая рассказывала: жизнь ее в прямом смысле превратилась в кошмар. Дети не хотели с ней дружить, смеялись и издевались.

— Все вели себя так, будто я сама виновата,— вспоминает знакомая.

Так длилось годами, и только когда она повзрослела, всё вроде бы забылось.

— Если с моей дочерью произойдет что-то подобное, я никогда не пойду в полицию,— так теперь считает она. — Лучше бы я тогда сама всё по-тихому пережила. Спасибо «доброму» соседу. Называется, спас.

«Радуйся, дура!»

Увы, но именно огласки больше всего боятся наши русские женщины. В нашем обществе, где всё еще уловимы нотки патриархата, именно женщина должна отвечать за свое поведение, прежде чем обвинить в чем-либо мужчину.

«Ударил муж? Наверняка сама выпросила!»

«Изнасиловали? А зачем носила такую короткую юбку!»

Действия мужчин при этом подвергаются критике, скажем так, по остаточному принципу. Ну да, дурак. Но его же спровоцировали!

Мы, женщины, страдая от осуждений, сами же при этом бежим осуждать. У нас принято относиться лояльно, когда мужик пристает. Раз пристает, значит, нравишься — радуйся, а не возмущайся!

Недавно мне РЭП бумажку прислал: я должна заменить счетчик в квартире, якобы бесплатно. Я вызвала электрика из того же РЭПа. Пришел веселый такой мужичок, цену назвал, как будто речь не про счетчик идет, а про космическую ракету. Потом вроде бы снизошел, скинул цену в три раза, но заявил, что у меня в квартире вообще всё не по правилам, а если в РЭПе пронюхают, то электричество у меня отрубят.

Я разозлилась, сказала, что сейчас сама пойду в РЭП и всё разузнаю. Он сразу притих, сказал, что заменит счетчик бесплатно, но только если вечером я приду к нему на свидание. Понимаете, оказалось, что он холостой, а я ему нравлюсь.

Мне сорок восемь лет, хлопцы уже давно не ездят за мной по пятам на лимузинах, однако порыв этого странного электрика я всё же не оценила. Прийти на свидание пообещала, только бы со счетчиком вопрос решить, а сама отправилась в РЭП — документы на новый прибор учета сдавать.

В бухгалтерии женщины сидели, я им пожаловалась на эту свою эпопею, чтобы сотруднику хоть как-то мозги вправили. В ответ мне сказали, что их электрик — орел, зарабатывает хорошо и я зря ему отказала.

Я даже в какой-то момент засомневалась, в РЭП я пришла или в брачное агентство. И еще мне вдруг захотелось очутиться в какой-нибудь Америке, где дяди перед тетями ходят по стойке смирно и платят штрафы за каждое неосторожное слово.

А ведь я всего лишь хотела сменить старый счетчик на новый. И вроде бы ничего страшного не произошло, кроме того, что мне вымотали все нервы и условно бесплатно сделали работу, которую и так должны были сделать даром...

Вот вся суть нашего русского менталитета! К тебе пристают, а ты еще и благодарна должна быть за внимание. «Спасибо, дядя, что осчастливил!»

Суровые реалии

По статистике МВД, ежегодно в России регистрируется порядка 3,5 тысячи преступлений так называемого сексуального характера. Да, всего три с половиной тысячи. На всю нашу многомиллионную страну. В то время как в маленькой Швеции, например, ежегодно фиксируют почти восемнадцать тысяч подобных правонарушений.

Сомнительная статистика, конечно. Если не вникать в подробности, то можно даже так сказать: у нас насилуют меньше, и слава богу. Но проблема не в том, что у нас закон преступают меньше, а в том, что об этом гораздо реже заявляют. У нас в полицию бегут, только если случилось нечто совсем ужасное, с побоями и увечьями, либо пострадал ребенок. А если девушку просто «зажали» где-то в подворотне, а потом отпустили, кто жаловаться побежит? Потом позору не оберешься! Это не мои мысли. Это так наши жертвы рассуждают. И поэтому никуда не идут.

Так вот, давайте со Швецией сравним. Там к половой неприкосновенности человека относятся с большой щепетильностью, подвергая осуждению любое проявление неуважения. Даже если муж что-то сделал без спроса, жена вправе обратиться на него с заявлением о сексуальной агрессии.

Вообще, можно сказать, что шведы в этом плане не из стыдливых и чуть что — охотно бегут в полицию. Но на то тоже есть свои причины. У них там за сексуальную агрессию в тюрьму сажают только в крайнем случае, а чаще штрафуют и обязывают насильников отстегнуть жертве приличную сумму. Естественно, дамы не брезгуют подавать заявления, ведь на каждой мелкой обиде можно заработать...

Короче, у них в Швеции в теме, касающейся сексуального насилия, тоже перекос имеется, только в другую сторону.

Так, где же ты, золотая середина? Пока этот вопрос остается риторическим.

Кстати, возвращаясь к ситуации в нашей стране, хочу подкрепить свои наблюдения цифрами. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, сорок четыре процента россиян считают, что в случае сексуальной агрессии со стороны мужчины женщина якобы является провокатором, а пятьдесят процентов опрошенных негативно относятся к огласке подобных дел.

Что на это можно сказать? Вот так мы с вами живем. Мужики могут наглеть, прилюдно отпускать в адрес женщин сальные шутки, будто бы невзначай касаться школьниц в трамваях, приставать к сотрудницам на работе... А мы, женщины, должны терпеть и молчать. И приспосабливаться к этим грустным реалиям.

Или это я уже опять о своем?

Если вы стали жертвой сексуального насилия

1. Срочно обратитесь в ближайшее отделение полиции. Чем быстрее это сделать, тем больше шансов будет у полицейских найти преступника, собрать доказательства его вины и добиться его наказания.

2. До обращения в полицию не мойте руки, не принимайте душ и не меняйте одежду, иначе вы можете уничтожить биологические следы, которые оставил преступник, а они могут быть везде, в том числе на одежде и у вас под ногтями.

3. После прохождения судебно-медицинской экспертизы срочно обратитесь к врачу для назначения процедур, которые сведут до минимума вероятность заражения венерическими заболеваниями и помогут предотвратить нежелательную беременность.

4. Ни в коем случае не вините себя. Вы не в ответе за поведение преступника.

5. Обратитесь за психологической поддержкой к близким, но будьте готовы к любой реакции с их стороны.

6. Профессиональную помощь вам окажет психолог.

Если насилию подвергся кто-то из ваших близких

1. Продемонстрируйте готовность выслушать, но не расспрашивая. Пусть человек расскажет только то, что хочет.

2. Помогите собраться с духом и обратиться в полицию, к врачам.

3. Ни в коем случае не обвиняйте жертву в произошедшем и не фантазируйте на тему, как надо было поступить.

4. Воздержитесь от объятий и любых прикосновений, пока пострадавший сам не проявит инициативу.

5. Помогите найти психолога.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру