На фоне последних событий градус тревожности в обществе стремится к критической отметке

На фоне последних событий градус тревожности в обществе стремится к критической отметке

Все мы с самого рождения живем среди собственных страхов. Дети интуитивно боятся темноты, громких звуков и незнакомых людей — это общеизвестный факт. По мере взросления человек учится избавляться от необоснованных, иррациональных страхов, но это в идеале. Фактически фобии в той или иной степени имеются у каждого из нас. И чем более накалена обстановка в обществе, тем сильнее проявляются все наши страхи — как обоснованные, так и абсолютно беспочвенные. Они вылезают из нашего подсознания, как тараканы из щелей, отравляя собой нашу и без того нелегкую жизнь.

Что такое фобия?

Фобией называют сильный страх, не поддающийся контролю и разумному объяснению.

Например, если человек идет по улице и на него с лаем кидается собака, то появление чувства страха вполне объяснимо. И совсем другое дело, когда человек от вида мирно спящего бобика впадает в панику. Наверняка он сам себе уже сто раз говорил, что не все собаки опасны, и даже ругал себя за малодушие, но толку ноль. Фобию не задушить логикой, и бороться со страхами очень непросто, потому что даже усилием воли избавиться от фобий практически невозможно.

Фобии бывают разные. Одни люди боятся высоты, и их бросает в дрожь просто от того, что они подходят к окну пятого этажа и смотрят вниз. Другие боятся закрытого пространства. Третьи впадают в ступор от вида маленькой мышки. Есть фобии, так сказать, социального характера — это когда человек, например, до паники боится потерять работу или приходит в ужас от мысли о приближающейся старости.

В общей сложности современные врачи насчитывают более пятисот различных фобий. Никто пока точно не знает, какова причина возникновения у человека подобной проблемы. Одни специалисты считают, что природа явления психологическая, другие — что биологическая. Скорее всего, верно и то и другое, и, кстати, уже известно, что фобия имеет тенденцию передаваться по наследству. Если у одного из ваших родителей была фобия, то у вас наверняка есть предрасположенность к каким-нибудь иррациональным страхам.

Страхи знаменитостей

Фобия — это проблема, которая не щадит никого и не делит людей по социальному, возрастному и национальному признаку. В Интернете много информации о том, какими фобиями страдали разные знаменитости. Самое интересное, на мой взгляд, сейчас расскажу.

Например, Наполеон Бонапарт боялся — не удивляйтесь — белых лошадей. Психиатры видят тут целых две фобии: боязнь лошадей (гиппофобия) и боязнь белого цвета (лейкофобия). Многочисленные картины, на которых Наполеон изображен верхом на белой лошади, всего лишь фантазия художника.

При посещении дворца Петра Первого в Санкт-Петербурге вы наверняка обратите внимание на его скромность: маленькие комнатки, низкие потолки... Всё дело в том, что государь боялся просторных помещений. Этот страх — спацефобия — появился у него в подростковом возрасте — после покушения, организованного в огромном дворцовом зале. А еще Петр Первый всю жизнь страдал акарофобией — это боязнь насекомых. Первый русский император прославился как борец с тараканами и вшами — это одна из причин, по которой он приказал боярам брить бороды.

Товарищ Сталин страдал токсикофобией (боязнь отравления). Кроме того, знаменитые ночные бдения Сталина наталкивают специалистов на мысль о сомнифобии (боязнь ложиться спать). Известно, что засыпал Сталин поздно ночью, и только в состоянии полного физического истощения.

Современные знаменитости тоже способны поразить воображение рядового обывателя своими страхами.

Памела Андерсон, к примеру, страдает эйсоптрофобией — боязнью отражения в зеркале. Представляете? Фотомодель не может спокойно посмотреть даже на случайно пойманное отражение в витрине. Именно поэтому за ней везде следует свита визажистов. О том, как она выглядит, актриса узнает благодаря фотоснимкам. Такой вот пунктик у дамочки.

Леди Гага впадает в паническую атаку при виде маленьких детей. Она объясняет свой страх тем, что материнство навсегда изменило бы ее жизнь и поставило бы крест на ее карьере. А еще Леди Гага боится телефонных звонков. В песне Telephone актриса упоминает о причинах этой фобии: когда-то парень бросил ее «по телефону».

Американская модель, участница телевизионного реалити-шоу «Семейство Кардашьян» Кендалл Дженнер боится... Вот никогда не догадаетесь... Маленьких отверстий! Она не переносит пористого хлеба, обратной стороны кубиков «Лего» и пчелиных сот. Ее начинает в прямом смысле трясти даже при просмотре мультика про Губку Боба. Причин фобии модель не знает, но упоминала: мало ли что может прятаться в мелких глубоких отверстиях.

Кубанские пауки

Ну да бог с ними, со звездами. У нас, простых кубанцев, фобий не меньше. Например, одна моя знакомая по имени Яна боится пауков. На полном серьезе. При виде маленького паучишки у нее начинается сердцебиение и сильное, нездоровое потоотделение. Причина? А в детстве напугали. Годы шли, а страхи никуда не уходили.

Пауки настолько отравляли жизнь моей знакомой, что она даже психолога посещала. Не помогло. Муж предложил выход: он купил огромный аквариум и поселил в нем красивого и мохнатого тропического паука-птицееда. Аквариум был надежно закупорен, поэтому опасности насекомое не представляло.

Сначала муж Яны ухаживал за пауком сам. Он даже специальных тараканчиков начал дома разводить — чтобы кормить птицееда. Ну а со временем к делу и Яна приобщилась. Сейчас в доме этой семьи живут несколько птицеедов — по семь сантиметров каждый. Яна запросто берет их в руки, делает фото и охотно рассылает снимки знакомым. Ей прямо нравится этот процесс: она говорит, что каждый раз испытывает восторг от ощущения победы над своей фобией. Но мелких бытовых паучков, которые плетут свои паутинки в углах квартиры, она побивается до сих пор, поэтому генеральную уборку в доме делает только муж.

Удобная такая женская фобия у Яны. Я даже завидую.

Хитрофобия

Моя бывшая свекровь — дай ей, Боженька, здоровья — тоже страдала фобией: она боялась выходить из дома. По этой причине не работала и даже в магазин за хлебушком никогда не выходила.

Проблема это появилась у свекрови в зрелом возрасте. По молодости была вполне самостоятельной женщиной: замуж вышла, вырастила двоих сыновей (со старшеньким я, как говорится, имела честь в загс сбегать).

Что стало причиной появления фобии у свекрови, я так и не поняла. Толком никто не рассказывал. Для себя я вот какой вывод сделала. Когда дети были уже вполне взрослые, от нее ушел муж — нашел другую женщину. Прожил в новой семье недолго, всего пару лет, после чего решил воссоединиться с первой женой и детьми. Его приняли. Мужик-то он неплохой, хозяйственный, заботливый. И вот на первом же семейном совете жена ему заявила: я без тебя пострадала — теперь хочу, чтобы ты мне все возместил. И с этого момента стала в прямом смысле чахнуть.

Оставаясь вполне здоровой физически, она вдруг превратилась в запуганное существо, которое боялось переступить порог дома. Водили к психиатру — тот разводил руками: психика крепкая, инвалидность не положена, мучайтесь, мужики, я бессилен.

Вот так свекровь и жила: в окружении трех здоровых заботливых мужчин, сдувавших с нее пылинки. Очень удобная позиция, я считаю. Я, когда замуж выходила, тоже думала, что с меня пылинки будут сдувать. Но оказалось, что во мне, самоуверенной и бесстрашной, объекта для заботы не видят. Я расстроилась и развелась.

Нет, потом-то я свою личную жизнь уладила, получив, что хотела: и пылинок сдувание, и прочие плюшки, но это уже совсем другая история.

«Краснодар не резиновый»

А есть у меня еще одна знакомая — Юлия. Мать троих детей. Расскажу немного о ней.

Родители Юли были людьми весьма своеобразными, а точнее — скажу прямо — законченными алкоголиками. По этой причине быстро отошли на свет иной, оставив дочку сиротой. За девочкой взялась присматривать родственница — женщина, как я понимаю, неплохая, но без педагогической жилки, а поэтому с воспитательным процессом она справлялась плоховато. Племянница ее ни во что не ставила, а когда повзрослела, и вовсе неблагодарно выставила вон.

Будучи женщиной неглупой и предусмотрительной, тетка вовремя успела оформить на себя долю в квартире сироты. Это Юлию и спасло, а то давно бы жилье продала, а деньги растратила. В общем, тетка сделала для племянницы что могла и исчезла в туман, только чтобы ее не трогали. А девочка начали стремительно улаживать личную жизнь.

Не сказать, что Юля совсем уж сорвиголова. Она честно влюблялась, выходила замуж и только потом рожала. Первый муж оказался наркоманом, второй спился... Но Юля не теряла надежды встретить своего принца... И вот на ее горизонте замаячил он — электрик из соседнего РЭПа. Вместо цветов и шампанского он дарил ей провода, чинил розетки и выключатели, а в медовый месяц положил плитку в ванной. Юля растаяла и родила от него третьего.

Но случилось горе: муж внезапно умер и Юля осталась на белом свете одна с кучей малышей.

В общем-то, в этой истории нет ничего такого, что как-то очерняет мою знакомую и дает повод ее осуждать. Ну, не сложилась жизнь, не увидела бабонька простого женского счастья. Но дело не в этом.

Вы знаете, чего или, правильнее, кого боится Юлия? Приезжих. Так называемых понаехов, мигрантов, которые неустанно прибывают в Краснодарский край из других регионов. Точнее, она боится не каких-то конкретных людей, которые попадаются ей на пути, а самого этого явления — процесса массовой миграции, который все мы наблюдаем в последние годы. Она воспринимает этот факт как катастрофу, как конец всему хорошему, что может быть в жизни. Понаехи, как она утверждает, наглые и бесцеремонные. Они отбирают у коренных кубанцев лучшие полянки под солнцем, свежий воздух и рабочие места. Именно из-за них она, Юля, живет в нужде и никак не может разбогатеть на пустом месте, не прилагая усилий.

Всё, что я перечислила,— это не простые слова. Это действительно проявления фобии — сильного иррационального страха. Я однажды общалась с Юлей — зашел разговор о приезжих. Потом я пожалела, что на него повелась. Дело закончилось нервным припадком.

И кстати, по мне, так это вполне распространенная нынче фобия на Кубани. Не сумев самореализоваться, многие начинают искать врага не в самих же себе, а вовне. Кто-то же должен быть виноватым. А значит, виноваты они — «понаехи», которые якобы «оккупировали» наш регион, забрав себе лучшее.

Как быть?

Вообще, как мне кажется, причиной появления фобий у отдельно взятых граждан уже давно перестали быть только какие-то личные проблемы. Микроклимат в отдельно взятой квартире — это, конечно, важно, но пришло время копать глубже: социально-экономическая ситуация в стране и мире рулит.

Мы живем в век информационных технологий. Информация в буквальном смысле валится на нас отовсюду, иной раз страшно включать телевизор или выходить в Интернет — вот вам еще плюс одна фобия. Какой канал ни посмотришь, везде то рубль обвалился, то криминал с убийствами, то теракты. Теперь новая беда — Украина. Это вам не Сирия какая-нибудь, которая далеко. Это рядом, под боком, и это заставляет нас с новой силой переживать, бояться и наживать свежие фобии.

Недавно одна моя знакомая говорит: уже третью ночь над домом кружат бомбардировщики — спать не дают. Нормальная женщина вроде. Раньше была. Я говорю: так ты живешь рядом с аэропортом — самолеты летают. Она: гражданские с другим звуком летают, не перепутать. И вот она третью ночь не спит, на зомби стала похожа.

Другой знакомый, как только о спецоперации на Украине узнал, побежал и все деньги спустил — накупил бытовой техники: два холодильника, пять телевизоров, три стиралки.

Спрашиваю: зачем тебе столько? Он говорит: а вдруг война, боюсь, что деньги пропадут, решил вложить их хоть во что-то полезное.

Вот вам еще плюс одна фобия в дом.

Скажите, чем ему на войне помогут три стиральные машинки?

На самом деле грустно всё это и совсем не смешно. Тревожность в обществе всё возрастает, и фобии косят наши умы, как зайцы трын-траву в полночь...

«Вот красиво написано,— скажете вы. — Умно и по существу. Но главного нет. Что делать-то надо? Как проблему решать?»

А не знаю сама. Вообще, с фобиями надо обращаться к специалистам — это чисто медицинский момент. Но с каждой болячкой к врачам, естественно, не набегаешься, тем более речь идет не о физической боли — ноет всего лишь душа. У русского человека она, наверное, всегда ноет: менталитет у нас с вами такой.

Поэтому четких советов от меня вам не будет. Лично я вторую неделю пью валерьянку. Не очень-то помогает, но я всё равно пью.

Кстати, заметила, что в последнее время валерьянка взлетела в цене. Раньше рублей за сорок можно было купить, а теперь пузырек стоит 75—80, а кое-где уже и девяносто рублей. Что ж дальше-то будет? Плюс одна фобия.

Ладно, пойду капну себе в стакан, авось полегчает. Или хотя бы кота ароматом порадую. Кому-то же в этой жизни должно быть хорошо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру