В Сочи будет размещено восемь марин

В Сочи будет размещено восемь марин

Краснодарский край ждет развитие яхтенного туризма. Специальная концепция утверждена на уровне правительства страны и администрации Кубани. Инициатором, разработчиком и девелопером проекта выступила сочинская компания «Альянс Марин Девелопмент». В рамках реализации концепции в период до 2030 года на азово-черноморском побережье региона появится более двух десятков яхтенных марин. Это обеспечит возможности для приема десяти тысяч яхт. Реализация масштабного проекта потребует около триллиона рублей. Зачем Черному морю марины и что это даст региону, узнавала наш корреспондент.

Десять тысяч яхт

Яхтенная индустрия в мире насчитывает сотни тысяч яхт, множество марин и зачастую является важным фактором экономического развития разных стран. Немного цифр. В Италии действуют 111 марин почти на сорок тысяч мест, в Греции — 241 на 670 тысяч яхт, в Испании — 329 марин на 112 тысяч. В соседней с Россией Турции яхтенный туризм считается одним из инструментов укрепления экономики и приносит четверть дохода от всей индустрии путешествий. К 2023 году вклад яхтенного туризма составит не менее 14,6 миллиарда евро. А что у нас?

— О развитии яхтенного туризма в нашей стране задумались еще в девяностых годах прошлого века. Необходимость этого обосновал специалист по гидротехнике, яхтенный капитан Николай Гришин, чьи работы легли в основу концепции. По согласованию администрации Краснодарского края и правительства страны уже запущен алгоритм ее реализации в качестве инвестпроектов. Сегодня на азовском и черноморском побережьях страны есть ряд стоянок для яхт. В Сочи это созданный к Олимпиаде 1980 года яхт-клуб, марины в морском порту и порту Имеретинский. Также на побережье есть небольшие яхт-клубы в Анапе, Геленджике и так далее. Но в таких маринах нет ни оборудования для обслуживания яхт, ни необходимой современной инфраструктуры,— рассказала один из разработчиков концепции — руководитель группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова.

Сегодня все марины российского черноморского побережья могут принять до пятисот яхт. При этом, по данным администрации Краснодарского края, Россия занимает второе место в мире по покупке яхт, россияне оставляют каждый год за рубежом более двухсот миллионов евро за обслуживание и стоянку своих лодок.

— Концепция предполагает строительство 21 марины, которые составят базовый каркас. По законам мореходства марины должны размещаться на расстоянии не более двадцати морских миль. Это обеспечивает безопасный режим мореплавания. Чтобы лучше понимать, достаточно представить себе автомобиль, для которого необходимы заправки. Никому же не придет в голову ехать в другой город, километров за пятьсот, чтобы залить бак,— пояснила Ольга Шебзухова.

Создание марин на азово-черноморском побережье позволит принимать до десяти тысяч яхт. Восемь марин будет размещено в Сочи, они появятся во всех районах курорта. Относительно марины в центральном районе уже идет процедура согласования проекта по созданию искусственного земельного участка.

— Важным пилотным проектом станет строительство марины «Каньон Прохладный» в Лазаревском районе Сочи, в Головинке. Эта марина рассчитана на 250 яхт. Уже разработано обоснование, привлечены первые инвестиции, понятна экономика и технологии. Сейчас основная работа идет в области внесения изменений в законодательство, которые позволят решить вопросы создания искусственных земельных участков, снизят риски как для инвесторов, так и для региона. В связи с этим к реализации проекта марины «Каньон Прохладный» в Головинке планируется приступить в течение ближайших двух лет,— рассказала Ольга Шебзухова.

Марина — на место!

Одним из важных моментов при разработке концепции яхтенного туризма стало определение мест для марин.

— Марина, по сути, является градообразующим предприятием. Она включает в себя не только причалы, но и другую инфраструктуру, начиная от служб для обслуживания судов и заканчивая гостиничными комплексами. Во всём мире это своеобразные точки притяжения, где проводятся различные мероприятия, в том числе фестивали, развивается сопутствующий бизнес, причем не только туристический. Например, к нам обратилась одна из ведущих российских компаний, которая занимается ловлей и переработкой рыбы. Сегодня ее лодки базируются в Турции — после строительства марин на российском побережье Черного моря планируется перевести их,— сообщила руководитель компании «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова.

По данным разработчиков концепции, только восемь сочинских марин подарят городу до тридцати тысяч мест гостиничного фонда и сорок пять тысяч рабочих мест. Кстати, грамотное размещение марин позволит решить и вопросы распределения населения по побережью. Жителям Лазаревского района больше не придется искать работу в центре, где сосредоточены основные места размещения.

Решат марины и актуальную задачу берегоукрепления. В Сочи экскурсоводы любят рассказывать историю создания знаменитого морского порта. Его строительство в тридцатых годах прошлого века курировал лично руководитель страны Иосиф Сталин. Для порта было выбрано место в устье реки, но специалисты понимали: такое расположение не подходит. Тогда инженеры обратились с вопросом: «Нет ли другого места для сочинского порта?» — «Есть, но оно в Магадане»,— ответил Иосиф Виссарионович. Порт построили, из-за чего тут же перекрылся естественный выброс гальки — пляжи Сочи начали исчезать.

— Во время подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года подобная ситуация повторилась с портом Имеретинский. Есть и еще один негативный пример: отсыпка гальки, которую без всякой стратегии и аналитики осуществляют Российские железные дороги вдоль путей. Из-за этого уже потеряны пляжи в Лоо. Это доказывает то, что строить гидротехнические сооружения необходимо в определенных местах,— подчеркнула Ольга Шебзухова.

При этом грамотное определение мест размещения марин не только позволит сохранить черноморские пляжи, но и добавит порядка пятнадцати километров новых набережных.

И рыбы рады

Основным принципом реализации крупных инвестиционных проектов сегодня является принцип устойчивости. Он позволяет найти баланс между экономической выгодой, социальным запросом и экологической безопасностью.

— Для марин будут создаваться специальные искусственные земельные участки — своеобразные полуострова. Примеры таких решений в мире уже есть. Конечно, прежде всего на ум приходят подобные проекты, реализованные в Объединенных Арабских Эмиратах. Но с учетом сейсмичности и геологии Черного моря нам больше подойдут технологии, которые используются в Японии,— отметила Ольга Шебзухова.

Одним из удачных проектов создания искусственного земельного участка стал проект, реализованный на Лазурном побережье. На площади в шесть гектаров в Средиземном море разместился комплекс апартаментов. Знакомы такие технологии и в нашей стране. В рамках подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи искусственная территория в море была создана при реконструкции морского порта.

— Самое пристальное внимание при реализации проекта уделяется экологической составляющей. В состав разработчиков концепции, помимо архитекторов, специалистов по гидрологии, инженеров и прочих, входят и экологи. Мы ведем постоянные наблюдения за ситуацией в Черном море и смогли убедиться, что существующие гидротехнические сооружения положительно влияют на экологию. Благодаря им создаются естественные места обитания, своеобразные искусственные рифы, а количество и разнообразие морских видов оседлого биоценоза ихтиофауны увеличиваются. Таким образом, за счет макропористой структуры марин появятся условия для жизни рыб, моллюсков, водорослей,— подчеркнула Ольга Шебзухова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру