Последние недели обычно мирный и гостеприимный Геленджик кипит настолько, что в информационном пространстве затмевает даже федеральные новости об очередной волне ковида. Причина в генеральном плане развития города-курорта. Согласно этому документу, вернее пока его проекту, целые кварталы индивидуальных домов, совершенно неожиданно для жителей, оказались на землях, предусмотренных для общественно-делового или рекреационного использования. То есть жилые дома, которые возводились с соблюдением всех норм и согласно закону, оказались на территориях для них не предназначенных. Люди, десятилетиями прожившие в своих домах испугались за собственность и организовали митинги на улицах. Местная власть вышла к народу и стала успокаивать. Однако, чаще эффект был обратный. Разберемся в причинах конфронтации.
Отойди подальше
Черноморское побережье Кубани в полной мере можно назвать золотым - каждый квадратный метр земли стоит огромных денег. Естественно, такой актив сверхвостребован и, как следствие, за считанные годы Кубань получила горькую пилюлю в виде невиданного по масштабам самостийного строительства: иногда незаконного. Однако, основная масса жителей является полноправными владельцами своих земель и строений, которые в данный момент, получается, стали заложниками «массовой зачистки», по их мнению, территорий во имя нового облика Геленджика. Для спасения курортов и нужны были решительные шаги.
Бороться с проблемой начали сравнительно недавно: в 2019 году губернатор Кубани Вениамин Кондратьев инициировал внесение изменений в региональный Градостроительный кодекс, одним из которых было расширение прибрежной зоны с запретом на жилищное строительство до 500 метров, вместо прежних 300. Депутаты ЗСК поддержали, поправки стали региональным законом. Под действие этой нормы, наравне со всеми кубанскими муниципалитетами на берегу Азовского и Черного морей, попал и Геленджик. Новые требования должны были лечь в основу генеральных планов развития территорий, то есть, генпланов.
Красим по жилому
Весной этого года был заключен контракт на разработку нового генплана между администрацией города-курорта и НИИ Перспективного градостроительства (Санкт-Петербург). Кстати говоря, специалисты этой организации делали генплан для Краснодара.
По мнению разработчиков, в Геленджике необходимо создать зеленый каркас города, что станет наиболее рациональным решением в плане использования уникального природного потенциала курорта. По похожей схеме преображался Сингапур. Вот только, там строили практически на пустом месте, а в Геленджике, в пределах полукилометра от кромки воды, десятилетиями стоят огромные жилые массивы – земли ИЖС. При чем, важно понимать, что стоят не 5-10 лет, а многие десятилетия. Но это не помешало разработчикам генплана в проектном варианте перекрасить на картах их в цвета общественных и рекреационных зон, где по закону запрещено любое жилищное строительство. Их-то дело предложить, тем более, что это проект, который должен пройти процедуру общественных слушаний. То есть черновой вариант. Но кто-то же должен был разъяснить народу смысл пробных «малярных» работ по генплану. Официальных объяснений, однако, не последовало.
Дальше – больше. В октябре некоторые жители Геленджика совершенно случайно узнали, что на их участки наложены обременения. Притом, как говорят люди, опираясь на документы, обременения наложили задним числом. Параллельно с этим многие граждане обнаружили, что кадастровая стоимость их участков поразительным способом упала чуть ли не вдвое. Притом, что рыночная цена на недвижимость и землю Черноморского побережья Кубани постоянно обновляет рекорды. И вот тут возникает вопрос к местной власти: вы бы сами поверили, что такие совпадения случайны? Кто должен разобраться в ситуации с сомнительными манипуляциями относительно земельных участков людей, которые неожиданно обнаружили явно сомнительную схему с их недвижимостью?
По городу-курорту пошел шум: готовится масштабная кампания по отжиму собственности. Якобы, есть какие-то крупные застройщики, которые заинтересованы в создании условий, при которых люди будут вынуждены отдать свои дома за «шапку сухарей». Совокупность фактов, связанных с генпланом, очень весомо поддерживает данную версию.
Умру за свой дом, свой город
В Геленджике начались митинги. Как на работу, день за днем люди шли к администрации города-курорта и требовали разъяснений.
- Я свою жизнь отдам за этот дом и за этот город! Запомните мои слова! Клянусь перед каждым, кто здесь стоит! Передайте своим - я отдам свою жизнь, мне не жалко! – кричит молодой мужчина, под общее одобрение окружающих его людей.
Эти кадры, облетевшие всю Сеть, очень точно передают настроения, царящие в Геленджике. Люди готовы стоять за свою собственность до конца.
Достаточно было прийти на любое общественное слушание по новому генплану и увидеть все самому. Геленджик, села Дивноморское, Архипо-Осиповка: народу собиралось столько, что слушания приходилось проводить на улице; даже просторные залы ДК не вмешали многие сотни людей.
Естественно, были эмоции.
- Мой дом построил дед еще в 60-м году. Пять поколений в нем выросло, а тут я узнаю, что теперь на своей земле не хозяин. В прибрежной полосе мы, оказывается. Да от меня до моря идти устанешь. Не дам украсть землю и дом, - кричит на слушаниях крепкий мужчина представителю администрации города-курорта, который успокаивает собравшихся уверениями, что все будет хорошо. Мол, это только проект генплана и его как раз обсуждают, чтобы учесть мнения всех жителей. И даже если кварталы «покрасили» в розовый цвет (обозначение рекреационной зоны), свои дома можно строить – перестраивать, продавать и передавать по наследству. Однако люди хотят остаться в своей «желтой» зоне ИЖС. Соответственно, вопрос лишь в том, почему на словах все хорошо, а в официальном проекте категория земель говорит об обратном? Как и кому потом доказывать, что администрация сказала в ноябре 2021 года, что все в порядке? И обременения на участки – это программная ошибка Росреестра, которую устраняют. Чиновник говорит, а жители готовят более весомые способы защиты своей собственности. Уже написаны и подписаны тысячами геленджичан обращения на имя Президента России, Генпрокурора РФ и в прокуратуру Краснодарского края.
Плоды «политики «втихаря»
Анализируя ситуацию, неизбежно приходишь к выводу, что ее могло бы не быть. Даже больше, ее не должно быть в принципе.
Ведь казалось, чего проще, как взять и перед разработкой генплана провести широкую информационную кампанию по готовящимся изменениям. Организовать сбор мнений жителей на сходах. Привлечь к этому местных депутатов, которых, кстати, почему-то не было видно на митингах своих избирателей. Проконтролировать, чтобы ни одна улица, ни один квартал не остался вне поля обсуждения. Потом сформировать пакет предложений и уже с их учетом сделать современный, но самобытный Геленджик, удобный для сотен тысяч жителей и миллионов гостей.
Почему этого не сделали: теперь уже ответ не существенен. Но скорее всего, по привычке. Ведь что такое общественные слушания в привычном для нас, к сожалению, понимании? Формальность, о которой знают «профессиональные общественники» и ни сном ни духом не ведают жители. Но в глобальном проекте генерального плана развития города такого быть не могло по определению. Ошибки в системе оказались фатальными.
Речь не только о системе принятия решений на уровне муниципальной власти. Выяснилось, что обременения на участки, действительно, стали последствием сбоя в программе Росреестра, и они уже устраняются. Но на фоне недоверия людей, которые испугались нежданных молчаливых перемен, «мелочи» сыграли огромную роль. Также, по мнению, жителей Геленджика – есть вероятность того, что сейчас Росреестр устранит все последствия сбоя, на слушаниях им расскажут, что все будет хорошо и их имущество никто не тронет, а когда волнения утихнут –ошибка вновь произойдет и устранять ее на основе нового генплана уже никто не будет.
Каждый голос важен
Под этим лозунгом проходят каждые выборы в нашей стране. Слова правильные. И идея генплана – правильная для каждого динамично-развивающего города страны. Вот только генеральный план населенного пункта – это не чистый лист, где можно нарисовать абсолютно новую инфраструктуру с заделом на многолетнее развитие, а это уже существующая территория с определенной застройкой, а самое главное – с реальными людьми, проживающими на этой территории, поэтому здесь во главу надо ставить именно то, что нам жить в этих городах, а, следовательно, и решать, как этот самый процесс должен идти.
В Геленджике решение не за горами: 16 ноября в ДК на улице Луначарского, 95 с 10 часов утра начнутся последние публичные слушания по генплану. В том, что они будут по-настоящему всенародными нет никаких сомнений. Потому что именно там и тогда жители будут решать каким быть городу-курорту. Каждый голос важен. Каждое мнение должно быть учтено. Геленджик должен стать курортом мирового уровня, в котором живут гостеприимные и счастливые люди.