Всемирная пандемия изменила пищевые привычки россиян

Всемирная пандемия изменила пищевые привычки россиян
belpressa.ru

Помните весну 2020 года? Когда правительство только-только объявило о самоизоляции, наш народ разделился по разные стороны баррикад. Одни побежали в магазины впрок сгребать впрок продукты — другие активно потешались над первыми, утверждая, что коллапса с едой не будет, а поэтому запасаться ею смысла нет.

Впрочем, по моим наблюдениям, вторые в магазины тоже бегали, закупались. Потому что на людях и в Интернете говорить можно всё что угодно, а цены-то растут! Они всегда растут — и на фоне хороших новостей, и на фоне плохих. Что бы ни случилось в обществе, результат один: цены растут. И все мы это знаем. А значит, привычка наших дедов держать в доме хотя бы немного продуктов про запас в России еще долго будет неискоренима.

Но мы не об этом.

Всемирная пандемия серьезно повлияла на пищевые привычки россиян. Это сейчас признают и медики, и ретейлеры, которые, естественно, по долгу, так сказать, службы вынуждены постоянно мониторить покупательские интересы.

Две крайности

Итак, в связи с пандемией многие из нас перешли работать на «удаленку».

Естественно, это не могло не сказаться на наборе продуктов в наших потребительских корзинках. И вот тут специалисты отмечают две крайности: с одной стороны, мы стали больше заботиться о здоровом питании, начали активнее готовить дома. А с другой — с пандемией серьезно вырос спрос на так называемые продукты-антистресс. Чем мы обычно «заедаем» обиды, тревожность, плохое настроение? Правильно, шоколадками и сладкой выпечкой. А запиваем всё это газировкой и алкоголем.

Режим самоизоляции уже позади, но пищевые привычки, приобретенные во время него, всё еще с нами. Почему? Помните из психологии знаменитое правило 21 дня? Оно гласит, что если человек ежедневно совершает какие-то действия в течение примерно трех недель, то это превращается у него в ненавязчивую обыденную потребность.

Это касается зарядки по утрам, прогулок перед сном, всяких там медитаций и пищевых предпочтений в том числе.

Здоровое питание

Итак, крайность первая. Откуда она взялась?

В связи с режимом самоизоляции многие из нас начали работать из дома. Следовательно, у нас появилось больше времени для готовки и мыслей о том, как организовать режим питания так, чтобы он был максимально полезен для организма.

И еще нюанс. Вспомните весну-2020. Что народ в первую очередь сгребал с прилавков магазинов? Естественно, крупы. Потому что именно эти продукты проще всего хранить: стоят себе в кладовке и внимания не требуют.

А ведь любой врач и любой диетолог вам скажет: злаковые — важная часть в рационе человека. Если, разумеется, он заботится о своем здоровье. Вот и получилось, что, запасаясь продуктами, народ вольно или невольно сам себя подвиг начать есть полезную пищу.

Про себя расскажу. Крупы, купленные в конце марта, мы доели аж в октябре. Я каши, если честно, раньше не очень любила. А тут лежит — не пропадать же добру! Начала готовить — и втянулась. Мороки с приготовлением круп немного, рецептов море. Вкусно и удобно.

А тут недавно наткнулась на статистику. Оказывается, по сравнению с 2019 годом мы начали покупать на двадцать процентов круп больше. В общем, я так поняла, что на каши я не одна в нашей стране подсела.

Но не только в кашах дело. Как уже говорилось, в связи с режимом самоизоляции россияне начали больше готовить. Раньше в обеденный перерыв все бегали в столовые, кафе или перебивались пирожками. Во время режима пандемии заведения общепита оказались закрыты. В общем, ситуация заставила нас всех встать у плиты.

Достоинства домашней еды: она вкуснее и дешевле общепитовской. А еще полезнее: ведь ты сам видишь, из каких продуктов готовишь, выбираешь всё только свежее. Да и рецепт можно подобрать из категории «здоровых». Взять тот же борщ, например. Блюдо вкусное, сытное, полезное, а еще бюджетное.

Не знаю, как вы, а мы с подругами во время самоизоляции настоящие борщевые флешмобы устраивали. Виртуальные, конечно. Хвастались, фоточки в общий чат отправляли, рецептами своих борщей делились. Я так поняла, кто из наших борщ не умел готовить, тот, благодаря пандемии, научился.

Заедаем стресс

Но не борщом единым, как известно, жив русский человек. Режим самоизоляции стал для каждого из нас стрессом. Кто-то в итоге вышел на работу, а кого-то перевели на «удаленку».

Раньше многим казалось, что «удаленка» — это благо, работа-мечта. Теперь я наблюдаю картину совершенно иную. Не так это всё и просто, скажу я вам. Утром встала, то ли умылась, то ли нет — и сразу, как говорится, к станку. То есть к компьютеру. Глаза на экран опустила — подняла: уже вечер. И ты сидишь и понимаешь, что день прошел, а ты его не заметила.

Раньше хотя бы по дороге из дома на работу я улицу видела, знала, какая погода. За собой опять же следить приходилось, ведь на люди идешь, а значит, одеться хочется красиво, глаза подвести, припудриться. А с этой «удаленкой» можно месяц ходить нечесаной и в одном халате.

Я так, конечно, не делаю — заставляю себя за собой следить, но стимулов для радости и оптимистичного настроя на «удаленке» на самом деле немного.

Я это к чему? Всё же удаленная работа — это огромный стресс.

А что мы делаем, когда нам плохо? Из детства помните? Если плачешь, мама тут же бежит с конфеткой.

Вот так и заедают удаленщики свои стрессы сладкими батончиками и булочками, а запивают вкусной газировкой и спиртным.

Я не на пустом месте рассуждаю. Статистика! Согласно последним данным, спрос на спиртные напитки в стране в 2021 году вырос на 22 процента, а на торты, кондитерские изделия и сладости аж на семьдесят два! Понятно?

Бабушкин гриб

Кстати, хочу небольшое отступление сделать. В соцсети «Вконтакте» у меня есть группа, которая называется «Фудшеринг. Еда даром». Ее суть: люди делятся там излишками еды. Кто что не доел, купил больше, чем нужно, тот может зайти в группу и предложить свои продукты нуждающимся. Так вот, я заметила, что во время пандемии вырос спрос на так называемый чайный гриб.

Наверное, помните из детства. У бабушек на подоконниках в трехлитровых банках он стоял, бродил, превращал сладкий чай в квас.

Так вот я заметила, что его вдруг все резко кинулись искать. Прямо всем срочно-обморочно дай.

А тут я в Интернет залезла и убедилась, что ошиблась. Спрос на чайный гриб и правда сильно вырос, причем не только в нашей стране, но и в Америке и Европе (там его называют по-научному — комбуча).

Чайный гриб во всём мире всё больше входит в моду как альтернатива газированным напиткам. Кстати, комбуча может даже опьянить немного: в ней по сравнению с другими квасными напитками содержится большая доля спирта.

Во как!

Мы стали экономнее

Какой еще момент стоит отметить, рассуждая о смене наших пищевых пристрастий? Пандемия научила всех нас быть чуть экономнее. Речь в данном случае идет в основном о том, что с режимом самоизоляции активизировались сервисы доставки еды. У россиян появилась новая привычка: не ходить за продуктами в магазин, а заказывать их из дома. А это значит, что у нас теперь нет необходимости блуждать между прилавками и хватать всё то, на что взгляд упал.

Когда заказываешь еду по Интернету, ты ориентируешься не только на свои желания, но и на свои реальные потребности. Доставщику еды нельзя сказать: «Принеси мне что-нибудь вкусненькое». Ему список нужен. И ты этот список должен составить. А потом «подбить бабки» — посмотреть на итоговую сумму.

Когда стоишь на кассе, сильно не поторгуешься. А если ты составляешь список из дома, всё лишнее, что не уложилось в бюджет, можно убрать. Вот она, экономия.

Кстати, по статистике, в 2020 году объемы продаж продуктов через Интернет выросли аж в три раза. И тенденции к снижению не наблюдается. Количество сервисов по доставке еды всё больше растет, а цены на «продукты на дом» порой оказываются даже ниже, чем в магазинах. И этому есть объяснение. Домой вам товар несут прямо со склада. Его не нужно раскладывать по прилавкам магазина, тратиться на торговые площади и зарплату работникам... Отсюда и ценники.

А теперь о главном!

Об изменении вкусовых пристрастий после болезни.

Уже ни для кого не секрет, что при коронавирусе человек может на некоторое время потерять обоняние и даже ощущение вкуса. У многих моих знакомых вкусовые рецепторы атрофировались на срок от месяца до трех. Более того, ко многим моим знакомым вкус хоть и вернулся, но он трансформировался.

Я многократно слышала, что люди жалуются: уже год прошел, а яйца для них до сих пор пахнут тухлятиной. Даже свежайшие.

То же самое с мясом. Для многих оно стало вонять — есть его невозможно.

Постепенно всё это у большинства проходит, но за время жизни без мяса и яиц у многих сформировалась привычка отдавать предпочтение вегетарианским продуктам.

А еще спиртное. У некоторых моих приятелей интерес к нему пропал именно после заболевания коронавирусом. Ну не могут люди водку с пивом теперь пить, бедолаги. Даже по праздникам глушат соки!

А еще кофе. Я сама болела «короной» в легкой форме, теряла нюх. Вкус в целом вроде бы теряла: на некоторые продукты мои рецепторы вдруг перестали реагировать. Например, на кофе.

Я думала, это случайность. Но недавно с приятельницей поговорила — у нее то же самое: раньше в плане кофе была гурманом — теперь пьет любую бормотуху и даже не различает, где натуральный напиток, а где растворимый суррогат... Вот так на нас с вами отразилась пандемия. Мир из-за нее стал действительно другим. Изменился наш образ жизни, образ мышления. Изменились наши привычки и вкусы. Хорошо это всё или плохо, сложно судить. Оно по-другому. И это факт, который всем нам приходится принять.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру