Алексей Ягудин: «Основа побед — человеческий труд»

Алексей Ягудин: «Основа побед — человеческий труд»
Сергей Ельшин

Анна Каренина встала на коньки. Впервые. В олимпийском Ледовом дворце Сочи «Айсберг» идет премьера ледового спектакля по произведению Льва Толстого. Среди исполнителей — звезды фигурного катания. Анна Каренина — чемпионка мира Оксана Домнина, Вронский — обладатель олимпийского золота Роман Костомаров, Каренин — чемпион мира Максим Шабалин, Китти — серебряный призер Олимпиады Евгения Медведева, Бетси и Беккер — Максим Маринин и Татьяна Тотьмянина. Самая необычная роль — истопника — досталась олимпийскому чемпиону Алексею Ягудину. О поезде, секрете побед и четверных прыжках он рассказал нашему корреспонденту.

— Алексей, прежде всего расскажите, пожалуйста, о вашей роли в ледовом спектакле «Анна Каренина». Истопник — кто это? Большинство вообще не помнят этого персонажа...

— Действительно, когда говорят: «Анна Каренина», первое, что чаще всего вспоминают люди,— девушка, поезд и, возможно, два каких-то мужика. Вот и получается, что наше шоу кроме развлекательного имеет еще и образовательный момент. Замечательная возможность приобщиться к русской классике. Истопник — это своеобразное альтер эго Карениной, нечто мистическое, что заставляет Анну совершать безумные поступки. В самом начале книги, когда она приезжает на вокзал, простой мужик погибает под поездом. И его образ потом преследует Анну в самые сложные минуты и словно ведет к финалу. Спектакль начинается с того, что истопник подбрасывает уголь в топку, запускает поезд и Каренина приближается к этому самому поезду. Как ни странно, но я помнил этого персонажа, и поэтому, когда Илья Авербух предложил такую роль, согласился. На самом деле Илья всегда прекрасно знает, кому какая роль подходит. Насколько тонко и изящно сыграли главные роли в мюзикле «Ромео и Джульетта» Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, как замечательно смотрелась Татьяна Навка в паре с Романом Костомаровым в постановке «Кармен»! В «Анне Карениной» шикарное трио: Оксана Домнина, Роман Костомаров и Максим Шабалин.

— В плане катания вы знамениты «ягудинской дорожкой» — элементами, которые выполняются по замысловатой кривой, с большим количеством зубцовых шагов. На шоу можно будет увидеть это? Насколько вообще сложен спектакль по технике исполнения?

— Прежде всего не надо забывать, что мне 41 год, пик моих спортивных достижений был более двадцати лет назад. Я уже, можно сказать, предпенсионный спортсмен — некоторые заканчивают в такие годы. Поэтому ни о каких четверных прыжках речь даже идти не может. Да дело, в общем-то, и не в этом. Если вы хотите увидеть технически сложные элементы, приходите на олимпийские турниры. Главная задача в шоу — сделать итоговый продукт, не потерять целостности идеи, в которой, помимо фигуристов, задействован и живой вокал, и балет, и летающая акробатика, и номера с огнем на льду. Это такой человеческий организм, где работать должно не только сердце, но и ноги, руки, печень. А самое главное, чтобы всё это нравилось зрителю, чтобы он аплодировал. При этом по возможности мы идем на постоянное усложнение контента. Помимо меня, тройные прыжки на шоу исполняет вице-чемпион Олимпийских игр Евгения Медведева, четырехкратный чемпион Италии Иван Ригини, ребята из ледового балета.

— В этом шоу, да и не только в нем, вы катаетесь вместе со своей женой — Татьяной Тотьмяниной. А как известно, с родственниками лучше не работать...

— У нас проблем не возникает. Мы во многих ледовых постановках принимали участие вместе. Смотрите. Сегодня мы приехали на каток к 16:30, чтобы раскататься. Если за два часа я видел Таню пару минут, это хорошо. Потом у нее грим, а я немного поиграл в настольный теннис. В самом спектакле мы пересекаемся, но не исполняем совместных номеров. Помимо этого шоу, у меня есть телевизионные проекты, театр, и бывает, семью не вижу довольно долго. Так что мы, как школьники, за одной партой не сидим — у нас всегда есть что рассказать друг другу, какие-то новости, чтобы поделиться. Но, наверное, здесь стоит сказать не о том, что у людей одна и та же профессия, а о том, способны ли они найти точки соприкосновения. Если да, то можно и жить, и работать вместе.

— Помимо ледовых спектаклей Ильи Авербуха, вы еще задействованы в телевизионном проекте «Ледниковый период». Были и участником, и ведущим, да и само шоу уже идет много лет с неизменным успехом. В чем причина такой популярности, на ваш взгляд?

— Не раз говорил в своих интервью, что именно «Ледниковый период» вызвал огромный интерес к фигурному катанию. Если до этого телепроекта и были у спортсменов какие-то выступления, то их можно было пересчитать по пальцам. А сейчас, помимо первопроходца Ильи Авербуха, существуют и другие ледовые постановки. Самое главное — у многих спортсменов есть продолжение карьеры. «Ледниковый период» показывает всю красоту этого вида спорта, а смотрят его зачастую из интереса: как поведут себя на льду представители других профессий. Всем же интересно увидеть, как актеры, музыканты, телеведущие продемонстрируют свои силы в спорте. Проект всегда запоминается яркими выступлениям. Как в музыке, казалось бы, всего семь нот, а каждый год получаются хиты, так и в «Ледниковом периоде»: сколько бы сезонов ни прошло, появятся новые пары, которые будут радовать зрителя. «Ледниковый период» — замечательная популяризация нашего вида. Мне пару дней назад приятели позвонили и сказали: «Алексей, будет чемпионат России по фигурному катанию в Санкт-Петербурге. Мы на женские короткие программы смогли купить билеты, а на произвольные — нет». Представьте, чемпионат России будет только в декабре, а билетов уже нет.

— Неужели за несколько месяцев возможно реально достичь таких успехов в катании, которые демонстрируют звезды?

— Можно. Всё, что видят зрители на экранах,— это не монтаж, это то, до чего дошли те, кто никогда не занимался фигурным катанием. Конечно, в шоу есть ребята, которые стоят на коньках и даже играют в хоккей в качестве хобби, есть девчонки, которые ходят на каток для себя. Но всё, что вы видите на экранах,— это результаты не спортсменов, это то, чего может при желании достичь каждый.

— Прошедший «Ледниковый период» был, наверное, самым «громким». Зрители требовали и Ольгу Бузову со льда удалить, и Алину Загитову из ведущих убрать...

— А у нас всегда в стране найдутся диванные критики, которым нечего делать и которые всем недовольны. Их высказывания нужно просто игнорировать и идти дальше. Что касается Оли, скажу одно: она начинала тренировки раньше всех и заканчивала их позже всех. Это говорит о многом. Ее трудолюбие на высочайшем уровне. И Алина Загитова — настоящий профессионал. Еще когда мы пришли на пробы в «Останкино», было ясно, что ей будет сложно. Но она ни разу не пришла неподготовленная к съемке, она просила сценарий заранее, учила, работала с преподавателем по технике речи. У Алины нормальная человеческая жизнь только начинается: когда ты вплотную в спорте, у тебя только тренировки в голове. Сейчас она только познает мир. И отдельная благодарность ей за то, что, несмотря на критику, она шла и работала. Это дорогого стоит, когда человек с таким трепетом относится к новой для себя профессии.

— Закончилась Олимпиада в Токио — не можем не спросить: «Болели за наших?»

— Старался следить по максимуму. Это долгожданная Олимпиада, которую пришлось ждать не четыре года, а пять лет. Я как бывший спортсмен прекрасно понимаю ребят: если не сейчас, то, возможно, уже никогда. Поэтому очень рад за своего товарища — гимнаста Артура Далояна. В апреле у него был разрыв ахилла, а сейчас они командой взяли золото. Кто знает, что это за травма, поймет всю тяжесть такой победы. Болел за теннисиста Карена Хачанова, который сумел пробиться в финал и взял серебро. Естественно, следили за выступлениями наших девушек-гимнасток, у нас младшая дочь Мишель занимается этим видом спорта. Очень жаль, что Дину Аверину лишили чистой золотой медали. Я не эксперт, но, когда твой оппонент теряет предмет, он не должен получать высшую награду. Например, на Олимпиаде в Рио потеря булав стоила Яне Кудрявцевой золота. И в такой ситуации, естественно, мы все поддерживаем Дину.

— Свою Олимпиаду помните? Что помогло победить?

— Придумать можно что угодно. Скажу одно: человеческий труд никто никогда не отменял — это основа будущих побед.

— Вы являетесь комментатором спортивных турниров. На ваш взгляд, почему российские фигуристы перестали выигрывать? У девочек — медали, а мужчины отстают...

— В жизни всё идет вверх и вниз. Если посмотреть на фигурное катание лет 20—25 назад, у нас всегда были «мужские» победы: в 1994 году — Алексей Урманов, в 1998 — Илья Кулик, 2002 год — я, потом Евгений Плющенко. А в женском фигурном катании у нас побед не было. Сейчас наоборот: девушки выигрывают — мужики чуть просели. Идет некая смена, но самое главное — есть потенциал.

— Сегодня многие критикуют то, что медали в женском катании завоевывают всё более и более юные девушки, которые потом вырастают и не могут повторить свои рекорды. Как относитесь к тому, что растет поколение «одноразовых» чемпионов?

— Рекорды, которые ставят девушки в фигурном катании, сегодня требуют более молодого тела. Как человеку, который комментирует турниры и хочет, чтобы российский триколор был выше всех, мне всё равно, выигрывает один и тот же спортсмен несколько турниров в разные годы или это делают разные. Главное, чтобы они были наши, российские. Я за то, чтобы было интересно смотреть, чтобы наши спортсмены побеждали, чтобы показывали сложный уровень. Я хочу следить за четверными Александры Трусовой, за четверными Анны Щербаковой, за сложнейшими переходами и постановками Камилы Валиевой, я не хочу смотреть на возрастных спортсменок, которые показывают двойные или тройные прыжки. Хочу видеть умопомрачительные трюки, новые рекорды, потому что это спорт. Если хочешь что-то красивое — это к Авербуху на «Анну Каренину».

— Возможно ли сохранить весь артистизм при такой сложной технике катания?

— За последние годы фигурное катание никак не утратило в артистизме, а технику приобрело. Чемпионы — они на то и чемпионы: и прыгать могут, и красиво презентовать себя, раскрывать образы. Конечно, была некая стагнация, когда менялась судейская система, подсчеты, но спортсмены адаптировались, привыкли — и мы видим всплеск техники. Как пример — умопомрачительная техника и красота катания Камилы Валиевой и Анны Щербаковой. Несмотря на присутствие четверных, это настоящие мини-спектакли на льду.

— Как думаете, будет прыжок в пять оборотов?

— Уверен. Не знаю когда, возможно, как морковка по пятнадцать рублей за килограмм станет, но точно будет. (Улыбается.)

— Вы человек разносторонний — какие дальнейшие творческие планы?

— Сейчас мы показываем «Анну Каренину» в Сочи, затем в ноябре — в Москве. В сентябре начинается театральный сезон. В театре «Русская песня» Надежды Бабкиной играю в спектакле «Горько» с Алексеем Маклаковым, Олесей Железняк, Сергеем Никоненко и другими. Это комедия по произведениям Зощенко и Чехова. Недавно закончились съемки сериала «Последний аксель», где исполняю одну из ролей. Это фильм совсем не про фигурное катание, как многие подумают. На первом плане в нем жизнь человека, в которой катание лишь дополнительные элемент. Потому что корень жизни и есть сама жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру