Во время строгого карантина в Краснодаре появился с десяток сервисов доставки продуктов на дом, а сейчас их еще больше. На коммерческую выгоду от этого бизнеса рассчитывает не только общепит и магазины, но и производители продуктов питания. Очевидно, что в условиях ограниченной мобильности такие услуги пользуются популярностью. Но смогут ли онлайн-магазины в конце концов заменить привычные нам всем походы за покупками?
Двойная экономия
Доставка продуктов питания на дом обладает рядом преимуществ. Среди них экономия времени (есть возможность заказать доставку ко времени прихода с работы) и денег (можно забыть о спонтанных покупках, кроме того, некоторые сервисы работают с магазинами на условиях партнерских программ, предоставляя клиентам товары со скидками). Можно еще сказать о плюсах для здоровья: не нужно носить тяжести или идти даже за самым необходимым набором продуктов во время болезни.
— Я не часто пользуюсь услугами курьеров. В основном заказываю доставку фастфуда. Случалось, когда курьеры опаздывали, но не могу сказать, что у меня был негативный опыт пользования подобными услугами,— рассказывает журналист и дизайнер из Краснодара Таисия Белибина.
С минусами заказа еды на дом столкнулась семейная пара Ксении и Стаса Воробьевых:
— Мы в карантин только услугами курьеров и пользовались, так что у нас большой опыт. Самое негативное, пожалуй, то, что, если товара нет в наличии, а ты только ради него заказ и делал, отменить всё нельзя. И иногда создавалось впечатление, что сборщику лень что-то искать и он просто ставит отмену. Но мы выбирали функцию «не звонить». А вот бабушка мужа выбирала звонок. В процессе сбора курьер с ней связывался — и она расширяла список на те позиции, что изначально забывала. К курьерам вообще претензий нет: нам даже поднимали пакеты на восьмой этаж без лифта. И еще плюс — возможность заказывать из разных магазинов, например из «Ленты», в которой мы обычно не покупали.
Несмотря на плюсы, заменять сервисы доставки продуктов собственными походами в магазин пара не торопится.
Беспокойство за качество
Проведенный среди жителей Краснодара опрос выявил еще ряд моментов. Несмотря на рекламные заявления компаний о выборе продуктов «как для себя», онлайн-покупатели беспокоятся, что сборщики заказа выберут недостаточно свежие продукты. Если при выборе фасованных продуктов ориентироваться можно на сведения, указанные на упаковке, то в отношении фруктов, овощей, охлажденного мяса и продуктов из него у опытных хозяек есть собственные стандарты качества. Если в магазине закончился товар, указанный в заказе, то сборщик или курьер не отправится на его поиски, даже если есть шанс, что продукты продаются в магазине у дома заказчика. Сборщики работают только в крупных сетевых магазинах. Еще иногда они или курьеры путают заказы. Анна Шегай, медработник, рассказала о нескольких случаях, когда курьер привозил ей чужой набор продуктов, правда, этот казус был компенсирован возвратом денег за заказ.
Что вижу, то покупаю
Некоторым покупателям доставляет удовольствие сам процесс похода в магазин, для кого-то это является семейным ритуалом, ну а другие ходят в супермаркеты, аптеку, потому что доставщики продуктов не покупают на заказ спиртные напитки, табак, лекарства и предметы одежды.
Один из существенных недостатков сервиса доставки продуктов на дом — ограниченное время работы этих служб, в то время как есть магазины, работающие круглосуточно.
Примечательно, что молодые люди относятся к новому сервису с большим позитивом, чем покупатели постарше. Людям в возрасте сложно ориентироваться в приложении или на сайте компании-доставщика: нужно зарегистрировать аккаунт, разобраться, как искать товары, их отсортировать, в случае необходимости отменить или дополнить заказ, в конце оплатить покупку. Так, пенсионер Виктор Аксенов не любит магазины вовсе, но из двух зол выберет меньшее, потому что предпочитает своими глазами видеть то, что покупает, чем получить кота в мешке...