Спустя почти 80 лет после боя родственники лётчика Виктора Дорошенко смогли прикоснуться к штурвалу его самолёта

Спустя почти 80 лет после боя родственники лётчика Виктора Дорошенко смогли прикоснуться к штурвалу его самолёта
фото лётчика Виктора Дорошенко, погибшего в 1943 году под хутором Голубовским (территория Абинского района)

«Это шок и потрясение. У меня просто не было слов. Как будто прошлое и будущее столкнулись, как будто вся история встала за спиной» — такими словами описывает Наталья Кириковна Евдокимова эмоции в первые минуты, когда поняла, что в Краснодарском крае поисковики нашли останки самолета ее дедушки — Виктора Петровича Дорошенко, геройски погибшего в 1943 году в воздушном бою под хутором Голубовским (ныне территория Абинского района). Несколько недель назад она получила часть штурвала, за который до последних секунд жизни держался Виктор Дорошенко. Правда, дотронуться до него Наталья Кириковна не в силах. Говорит, тяжело очень, душу выворачивает.

Мысленно обнимая деда крепко

Про деда Наталья Кириковна рассказывает с такой теплотой и гордостью, как будто словами и мыслями пытается крепко обнять его.

— Он был красивый, сильный, уверенный. Умница. Но у него был и жесткий характер. Конечно, он бы не дал этому немцу мимо себя проскочить. Я понимаю его прекрасно. Это наша кровь,— говорит она.

Память о деде в письмах и фотографиях в семье бережно хранят. Есть даже баночка с гагачьим пухом, которым когда-то был утеплен летный костюм Виктора Дорошенко. Его жена Елизавета Павловна сделала из гагачьего пуха подушечку. Она до последнего надеялась, что муж вернется с фронта. Но чуда не случилось. И когда Елизавета Павловна была в эвакуации в Новосибирске, пришла похоронка.

Виктор Дорошенко родился в Тихорецке в 1909 году. А уже в 1931 году поступил в летное училище.

— Он четко знал, что хочет быть летчиком-истребителем,— рассказывает про него внучка.

самолёт Ла-5, которым управлял Дорошенко

До Великой Отечественной войны Дорошенко участвовал в Советско-финляндской войне. Но подробности об этом этапе своей жизни он не рассказывал. По воспоминаниям Елизаветы Павловны, дед приезжал домой израненный и тех, кто воевал, сразу отправляли на реабилитацию в санатории. В 1940 году Виктора Дорошенко наградили орденом Красной Звезды. За какие заслуги, тоже неизвестно. Да и где сейчас сам орден, Наталья Кириковна затруднилась ответить. После окончания войны бабушка долгое время жила в родном городе — Ростове-на-Дону. Потом продала свою часть дома и перебралась к родным в Калининград.

Последний бой

Последний бой капитана 3-го гвардейского истребительного авиационного полка Виктора Дорошенко состоялся 10 июня 1943 года. В этот день герой участвовал в битве за «Голубую линию» (крупнейшее в истории войн воздушное сражение, развернутое от Новороссийска до станицы Крымской).

Из оперативной сводки 3-го гвардейского истребительного авиационного полка №010 известно, что бой начался вечером, в 19:00. «В результате первой атаки наших истребителей четыре Ме-109 с правым разворотом и со снижением ушли вправо. Один Ме-109 из этой четверки на высоте 4000 метров стал атаковать сзади в хвост самолет Ла-5, пилотируемый ведущим второй группы гвардии капитаном Дорошенко В. П. Капитан Дорошенко, обнаружив атаку, развернулся на 180 градусов, пошел на лобовую и таранил самолет противника на встречных курсах. Оба самолета загорелись и упали в 1—2 км северо-восточнее х. Голубовский. Летчик гвардии капитан Дорошенко погиб...» — говорится в сводке.

В поисковом отряде «Кубанский плацдарм» рассказали, что информация о том бое разнится в русских и немецких источниках. Установлено, что 10 июня 1943 года в небе над хутором столкнулись самолет Ла-5 капитана Дорошенко и Ме-109 оберлейтенанта Рудольфа Митига (Rudolf Miethig). Оба самолета рухнули на землю, оба пилота погибли. По одним данным, Митиг пошел на таран Дорошенко, от самолета последнего отлетели части, попали в немецкий самолет, отчего тот тоже упал. По другим данным, Дорошенко целенаправленно повел самолет на таран машины Митига, но, сбив его, сам потерял управление, рухнул на землю и погиб.

Поисковики задались идеей провести эксперимент и проверить, как на самом деле погиб Дорошенко и всё ли известно об этом далеко не рядовом бое. Важности сражению придает тот факт, что погибший Рудольф Митиг является обладателем высшей военной награды фашистской Германии — Рыцарского креста. На счету Митига был сто один сбитый советский самолет. А Дорошенко хоть и не имел, по неизвестным нам причинам, наград за годы войны, но совершил двести боевых вылетов и сбил пять самолетов, за штурвалом двух из которых находились признанные немецкие рыцари (в 1942 году Max-Helmut Ostermann удалось посадить самолет Ме-109F-4/R-1 и выжить).

— Я не знаю, есть ли еще среди советских летчиков времен Великой Отечественной войны кто-то кроме Виктора Дорошенко, кто сбил двух кавалеров Рыцарского креста. Возможно, он вообще единственный такой,— говорит замруководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.

Итак, у поисковиков была информация, что десятого июня в небе над хутором Голубовским столкнулись два самолета и упали друг от друга на расстоянии около шестисот метров.

Долгие поиски

— Место падения самолета Дорошенко мы искали два года. За это время с металлоискателями мы прошли несколько квадратных километров по рисовым чекам. Время для поисков было очень ограниченным — после уборки урожая и перед посадкой нового. Кроме того, и хутора-то уже нет. На его месте сейчас расположен аэродром сельхозавиации,— рассказывает Евгений подробности поисков.

Тем не менее удалось найти останки самолета: часть штурвала и обшивки самолета. Из донесений было известно расстояние, на котором должен был находиться самолет Митига — шестьсот метров от самолета Дорошенко. Нашли и фашистское воздушное судно. Вернее, то, что от него осталось. В шестидесятые года следы войны в виде разбитых танков, самолетов и орудий разрезали на металлолом и активно вывозили. По словам Евгения, существовали специальные бригады, которым за эту работу засчитывали трудодни.

элемент штурвала самолёта (наши дни)

— Исходя из того, что мы обнаружили на месте падения, Виктор Дорошенко пытался зайти на вынужденную посадку. Но у него это по каким-то причинам не получилось. Это является аргументом в пользу версии, что именно Виктор Дорошенко таранил немецкий самолет, а не наоборот. Если бы была верна версия, что самолет Дорошенко действительно получил критические повреждения в результате тарана Митига и что от него отлетели крупные обломки, которые повредили бы немецкий самолет, то тогда наш самолет был бы неуправляемым. И сам Виктор Дорошенко катапультировался бы с парашютом. Здесь же мы видим другую картину. Виктор пытался до последнего посадить самолет. Но у него по каким-то причинам это не получилось. Скорее всего, он просто скапотировал (перевернулся через нос самолета. — Прим. ред.) и ударился о воду,— прокомментировал Евгений результат поиска.

Обломки самолета Митига залегали глубоко. Это говорит о том, что он падал неуправляемо.

Прах Виктора Дорошенко покоится в Абинске, там, где сейчас находится мемориал «Вечный огонь», а обломок штурвала теперь — в семейном «мемориале» семьи Натальи Кириковны.

Наталья Кириковна хочет передать вещи Виктора Дорошенко в музей. Но местный калининградский собирает информацию только об уроженцах области. А абинский музей на письмо родственников непризнанного героя не ответил.

— Я бы с удовольствием сдала вещи в музей. Там же специальные условия для документов. Я обратилась в абинский музей, написала им, что готова предоставить документы. Но там не ответили. Мы хотим всей семьей поехать в Абинск, на место гибели нашего героя,— говорит она.

Возрождение памяти

— Я не знаю, почему Виктор Дорошенко так незаслуженно забыт. Кажется, его даже в Книге памяти Краснодарского края нет. Возрождение памяти должно идти по линии Минобороны. А наша задача — рассказать о нем, восстановить историю боя и героической гибели летчика,— добавляет Евгений Порфирьев.

Встреча с родственниками Виктора Петровича Дорошенко не могла бы состояться, если бы год назад краснодарское Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) не разослало по местным СМИ информацию о найденных обломках самолета. Эту новость и прочитала на сайте «МК на Кубани» внучка летчика.

В службе приставов поисковый отряд «Долг» существует уже десять лет. Он является частью более масштабного поискового движения — «Кубанский плацдарм». Уже семь лет участники отряда на добровольных началах разыскивают родственников найденных бойцов: рассылают информацию на радио и телевидение, в интернет-издания, в местные администрации. В краевом УФССП за общение со СМИ отвечает Ольга Лукашкина. Сама бывший журналист, она понимает, насколько в этом деле важно быстро и четко распространять сведения о найденных. Всеми поисковыми задачами сотрудники отряда занимаются во внерабочее время и за свой счет.

По словам Ольги, на Кубани еще много в земле лежит участников войны, еще немало следов сражений, страниц истории, которые нужно открыть и восстановить. Счастливый итог в истории семьи Дорошенко — случай хоть и не уникальный, но и не частый.

— Если задействовать абсолютно все ресурсы — местные и федеральные СМИ и администрации, то родственников павших удается найти максимум в шестидесяти процентах случаев,— говорит Ольга.

Немаловажными являются и усилия членов семьи в поиске своих родных. А они часто сталкиваются с тем, что нет единого ресурса, где содержалась бы и постоянно обновлялась информация о бойцах. Ведь даже о Викторе Дорошенко и его подвиге в Интернете написано буквально два слова.

Есть сложности и непосредственно с самими поисками.

— Одно дело —дремучие леса и бездонные болота, куда человек не дойдет. А у нас, на Кубани, таких непроходимых мест мало. Но в связи с тем, что вся земля в частных руках, до необходимых точек добраться получается не всегда. Либо период поисков очень сильно ограничен,— говорит Ольга.

Тем не менее памятный предмет, подготовленный приставами, нашел родственников летчика Дорошенко. Само течение жизни сложило все необходимые для этого факторы воедино. Главный редактор сайта «МК на Кубани» Егор Харитонов отправлялся в рабочую командировку в Калининград именно в тот момент, когда подтвердились данные о родстве Натальи Евдокимовой и погибшего авиатора. Полученный из рук главного судебного пристава Кубани Дмитрия Ткаченко памятный подарок журналист передал Наталье Кириковне при участии приставов из управления Калининградской области.

Место, где нашли обломки самолёта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру