В Великую Отечественную наши летчики действовали под девизом: «Видишь врага — уничтожь любой ценой»

В начале войны ситуация в небе была не в пользу нашей авиации. Самыми трудными были первые дни и месяцы, когда противник не только господствовал в небе, но и уничтожил огромное количество нашей авиатехники прямо на аэродромах. Ценой титанических усилий советские летчики противостояли фашистам в небе. Врагу не удалось сломить их боевой дух, стойкость и стремление выполнить боевую задачу любой ценой.

В Великую Отечественную наши летчики действовали под девизом: «Видишь врага — уничтожь любой ценой»
Фото: thiswas.ru

Только в первый день войны истребители протаранили шестнадцать фашистских самолетов. Шестеро летчиков после таранных ударов остались в живых.

Со временем таранные удары в воздухе стали одним из тактических приемов боя, требовавших высочайшего мастерства и самоотверженности летного состава. С 1941 по 1945 год наши летчики больше шестисот раз таранили немецкие самолеты. Всего в ходе Великой Отечественной войны летчики-истребители применили воздушный таран в бою 598 раз, штурмовики — 19 раз и бомбардировщики — 18 раз. Таранные удары наносились по наземным объектам. Их еще называли огненными таранами. За всю войну летчики-штурмовики совершили 286, бомбардировщики — 119 и истребители — 98 огненных таранов.

В бою советские летчики руководствовались принципом: вижу врага — должен его уничтожить любым способом. А для этого каждый из них должен был показать техническую грамотность, безупречные навыки в стрельбе и бомбометании, знание тактики — словом, быть мастером своей профессии. Воздушным асом, как стали называть летчиков-профессионалов.

По свидетельству военных историков, неформальное звание аса присваивалось Герою Советского Союза, а также летчику, лично сбившему десять немецких бомбардировщиков или пятнадцать самолетов других типов.

В списке воздушных асов Великой Отечественной есть имена кубанских летчиков, таких как Милий Старостин, Николай Жуган и Иннокентий Кузнецов.

Милий Иванович Старостин eiysk.ru

Бесстрашие бывает только в сказках

Милий Иванович Старостин родом из Свердловской области. Никто уже не скажет, откуда взялись мечты о небе у парнишки из семьи лесника. Но этим мечтам суждено было сбыться самым неожиданным образом. В октябре 1941 года десятиклассника Милия Старостина вызвали в Свердловский военкомат, что называется, прямо из-за парты. И направили семнадцатилетнего призывника в авиацию. Позже в его полетной книжке было записано 65 боевых вылетов, четыре лично потопленных транспорта, пять быстроходных десантных барж с войсками и техникой, сторожевой корабль, 31 автомашина, 12 повозок, множество живой силы. И всё это за неполный год боев...

Воевал Милий Иванович в составе 11-й штурмовой авиационной Новороссийской дважды Краснознаменной дивизии Балтийского флота, был командиром звена 47-го штурмового авиационного Феодосийского Краснознаменного полка.

Чаще других вспоминал штурмовик один из своих боевых вылетов. Было это в феврале 1944 года. Штурмовики выполняли приказ по уничтожению фашистских кораблей в Балтийском море в двадцати километрах юго-западнее Либавы. Ил-2 Старостина был подбит, самого летчика ранило в голову осколком, стрелка убило. Милий Старостин всё же сумел перелететь линию фронта и произвел посадку на фюзеляж в каком-то болотце в районе села Руцава. Спасли Милия Ивановича пехотинцы. Они видели, как падал Ил-2, и пришли на помощь летчику. Тот день, 17 февраля, Милий Иванович считал своим вторым днем рождения.

Вспоминается штурмовику и еще один случай, когда он чудом остался в живых. В июле 1944 года при бомбометании на небольшой высоте маневр Ила-2 Старостина совпал со взрывом на атакованном корабле. Машину отбросило, летчик сильно ударился головой о фонарь и буквально вырвал Ил-2 в горизонтальный полет на высоте пятнадцати метров от воды.

— Во время боевых вылетов мы пели,— рассказывал ветеран,— песня помогала сосредоточиться и победить страх. Страх был всегда. Не верьте тому, кто говорит, что это не так. Бесстрашие бывает только в сказках.

Весть о Победе застала Милия Ивановича в Литве.

В конце 1940-х Старостина направили в кубанский город Ейск. Он был назначен старшим штурманом летного полка в Ейском высшем военном авиационном училище летчиков. После обучения на штурманских курсах в Краснодаре Милий Иванович пересел на МиГ-15, на котором и летал, обучая курсантов, вплоть до 1960 года. Демобилизовавшись, Милий Старостин устроился слесарем на авиаремонтный завод, где проработал 24 года. Воздушный ас Милий Старостин награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За боевые заслуги», «За освобождение Кенигсберга».

Николай Павлович Жуган new.warheroes.ru

Последний боевой вылет совершил в Берлине

Николай Павлович Жуган появился на свет еще в Российской империи — 23 февраля 1917 года. Рос он в маленьком селе в Одесской губернии вместе с семью старшими братьями и сестрами. Родители умерли от болезней, и пятилетний Николай оказался в детском доме. Именно там у мальчишки и зародились мечты о небе, которые, как потом не раз повторял Николай Павлович, помогла ему исполнить советская власть.

На службу в Красную Армию Николая Жугана призвали в 1938 году. Направили в Одесскую военную авиационную школу летчиков. Оттуда новоиспеченный лейтенант был направлен на службу в брянский бомбардировочный авиаполк. Кстати, именно там Николай познакомился со студенткой Воронежского госуниверситета Тамарой. Свадьбу сыграли 22 апреля 1941 года...

Первый боевой вылет Николай Жуган совершил в первый же день войны. А на шестой день войны и на шестом боевом вылете его экипаж, возвращаясь с боевого задания, попал в мощный грозовой фронт.

— Нам не повезло,— рассказывает ветеран,— в самолет ударила молния, отвалилось хвостовое оперение.

Николай Павлович дал команду членам экипажа прыгать, сам с огромным усилием открыл фонарь кабины и выбросился. Пришел в сознание, когда его нашли колхозницы. Николаю Павловичу пришлось лечиться две недели, потом он уехал в свой полк в Елец.

Вспоминал ветеран еще один экстремальный вылет в сентябре 1941-го в районе Путивля.

Тогда дальний бомбардировщик Жугана ДБ-3Ф (через год, в 1942-м, это самолет стали называть Ил-4) получил задание уничтожить танковую группу немцев. Сбросив бомбы, ДБ-ЗФ попал под шквальный огонь противника и стал падать. Экипаж покинул падающий бомбардировщик. Парашют раскрылся, Жуган приземлился посреди поля.

— Отстегнул лямки, вдруг вижу — немцы метрах в двадцати от меня. Побежал в сторону леса,— вспоминал ветеран.

Преследователи — их было двое — стреляли по летчику из автоматов, но из-за дальности пули в цель не попадали. Бежать по рыхлой земле было трудно, мешало кожаное пальто авиатора. Немцы нагоняли, и пули щелкали всё ближе. Жуган скинул кожанку и прибавил ходу. Автоматные очереди за спиной стихли. Оглянулся летчик на бегу, а там немцы, бросив оружие, тянут каждый к себе его пальто. Так летная кожанка жизнь ему спасла. Убежав от немцев, добрался он до своих.

За войну Николай Жуган совершил свыше трехсот боевых вылетов, участвовал в битвах под Сталинградом, на Курской дуге, под Кенигсбергом, Варшавой. В 1944 году летчик был удостоен звания Героя Советского Союза. В составе своего полка принял участие в нанесении бомбовых ударов по Берлину. И последний, 312-й, боевой вылет капитан Жуган выполнил 27 апреля 1945 года в районе Берлина.

После войны Николай Павлович продолжил службу в авиации. В 1961 году в Краснодаре ушел в запас в звании генерал-майора. Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». Двадцать третьего февраля 2017 года Николай Павлович отметил свой сотый день рождения.

Летчик, который совершил два тарана

Иннокентий Васильевич Кузнецов родом из маленького села в Иркутской губернии. Сызмальства на земле работал, а как подрос, пошел на курсы трактористов — трудился в местном колхозе. Семья перебралась в Иркутск — Иннокентий пошел работать на авиазавод. С удовольствием учился в Иркутском аэроклубе. А перед войной, в 1938 году, Иннокентия по комсомольской путевке направили в Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова. После школы Иннокентий Васильевич служил летчиком в 129-м истребительном авиационном полку (Западный особый военный округ).

В 1941 году Иннокентию минул 27-й год, был он уже опытным авиатором. В войне участвовал с первого ее дня: был на Западном, Калининском, Юго-Западном, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Четыре раза был ранен.

Воевал в 180-м истребительном авиаполку 46-й истребительной авиадивизии Западного фронта. К пятому сентября 1941 года выполнил 97 боевых вылетов на самолете МиГ-3. К 1943 году на его счету было 317 боевых вылетов. В тридцать одном воздушном бою Иннокентий Васильевич сбил лично пять и в группе тринадцать самолетов противника. В 1943 году был представлен к званию Героя Советского Союза.

За годы войны совершил два воздушных тарана. Первый из них — в марте 1943 года. Гвардии капитан Кузнецов в этот день в составе четверки Р-39 «Аэрокобра» завязал воздушный бой с шестеркой ФВ-190 «Фокке-Вульф». С первой атаки сбил ведущего фашистов. Тут в бой ввязалась вторая шестерка немецких самолетов. В течение пятнадцати минут Кузнецов вел бой с противником. Его самолет подбили, он загорелся. Кузнецов на горящем самолете протаранил ФВ-190. «Фокке-Вульф» перевернулся и пошел к земле. Иннокентий Кузнецов выбросился из самолета на парашюте. В этом бою он получил тяжелое ранение.

В годы войны Иннокентий Васильевич летал на самолетах МиГ-3, «Харрикейн» Мк.IIв, Як-1, Р-39 D «Аэрокобра». Всего во время войны произвел 356 боевых вылетов, сбил лично двенадцать и в группе пятнадцать самолетов противника. Последний боевой вылет совершил девятого мая 1945 года. Войну закончил в Берлине.

После войны вернулся в Иркутск. Окончил курсы летчиков-испытателей при Летно-исследовательском институте Министерства оборонной промышленности. Работал на авиационном заводе, испытывал военные серийные самолеты Ил-28, Ту-14 и Ан-12. В 1963 году вышел на пенсию, переехал в Ейск, потом в Геленджик.

За мужество и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. Иннокентий Васильевич — кавалер ордена Британской империи.

Указом президента СССР от 22 марта 1991 года майору в отставке Иннокентию Васильевичу Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза. Герою тогда исполнилось 77 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру