Как вызвать полицию, и кто принимает звонки, рассказал замначальника оперативного управления кубанского ГУВД Владимир Комаровский

О тех, кто принимает сообщение от граждан в дежурной части, мы поговорили с заместителем начальника оперативного управления кубанской полиции Владимиром Комаровским.

Как вызвать полицию, и кто принимает звонки, рассказал замначальника оперативного управления кубанского ГУВД Владимир Комаровский
Заместитель начальника оперативного управления ГУ МВД по Краснодарскому краю Владимир Комаровский

- Владимир Викторович, какую информацию нужно сообщить дежурному, чтобы вызвать наряд полиции, когда нужна помощь?

- Полноту принимаемой информации определяет оперативный дежурный, так как ему в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России необходимо выяснить конкретные сведения по определенным направлениям. Первое –  это ФИО звонившего, его дата рождения, место жительства, где он проживает. Затем нужен его номер телефона, по которому необходимо будет с ним связаться в случае, если какие-то сведения нужно уточнить. Если какие-то данные не сообщаются, это усложняет процесс дальнейшей проверки, но и анонимные сообщения мы, в том числе, обязаны принимать и они принимаются.  По ним также проводятся проверки. Если даже гражданин откажется сообщить о себе какие-то сведения, это не будет препятствием к тому, что это сообщение не будет принято и зарегистрировано.

- Но рассказывать о ситуации нужно подробно или кратко?

- То, что больше всего интересует. Это естественно конкретное место совершения какого-либо действия, например, точный адрес. Это будет способствовать тому, что наряд или сотрудник, который будет направлен туда для проведения проверки, приедет именно на то место, где это произошло. Если же человек будет сообщать, что он находится просто в сквере, в парке, то от его площади будет зависеть естественно и как быстро найдут этого гражданина. Тем более, иногда граждане звонят не со своих телефонов. Например, телефон отсутствует, и они берут его у прохожих, в связи с этим, находясь, как я уже сказал, в парке либо в большом сквере, найти звонившего очень сложно. Это увеличивает время и процесс обнаружения звонившего для того, чтобы выяснить или уточнить дальнейшие обстоятельства.

- А если ты оказался таким прохожим, у которого попросили телефон позвонить. Обязан ли оставаться до приезда полиции?

- Нет. Если ты оказал помощь и предоставил телефон позвонившему, то в самой дежурной части у нас существует устройство, так называемое автоматическое определение номеров. Этот номер высветится и даже при отсутствии гражданина со своим телефоном, мы с ним свяжемся и он может пояснить уже сам, что он просто мимо проходил и предоставил свой телефон. Либо может даже пояснить более точно, в каком месте это произошло, и уже через него мы можем быстрее найти звонившего.

-  Известно, что театр начинается с вешалки, а полиция с дежурной части. Давайте познакомимся. Кто принимает звонки, от кого зависит, как быстро группа поедет на выезд?

- Приемом сообщений от граждан как по телефону, так и устно при личной встрече с сотрудниками дежурной части, осуществляют оперативные дежурные по городу Краснодару. Есть специальная должность – помощники оперативного дежурного по линии 02, которые круглосуточно принимают сообщения от граждан по 10 линиям 02. Это, что касается города Краснодара. В каждом другом территориальном органе количество линий индивидуально, от одной до трех линий, по которым одновременно можно сделать сообщение в дежурную часть.

- Этот человек который принимает звонки помощник дежурного он как-то работает с психологом? Есть у него какие-то специальные курсы, как правильно принимать звонки?

- Во-первых, сотрудники проходят предварительное собеседование, как со специалистами Оперативного управления, которые проверяют профессиональную подготовку и знания соответствующих нормативных актов, так и задают различные ситуационные задачи, как бы действовали в той или иной ситуации, сотрудники, которые претендуют на должность в дежурной части. Они также проверяются психологами в течение постоянной работы, если они, например, переходят из одной службы в другую. Поэтому данная работа, конечно, проводится.

- Скажите, пожалуйста, с какими трудностями сталкивается дежурный?

- Можно назвать несколько различных аспектов. Первое – это суточный режим. Все-таки такой режим требует от любого дежурного напряженной работы. Второе –  звонки иногда поступают от граждан, которые находятся в состоянии душевного потрясения. Это вызвано самим событием. Например, если произошло какое-то тяжкое преступление, конечно, ждать какой-то нормальной эмоциональной стабильности от звонившего гражданина здесь никто не может. Иногда звонившие –  это даже те, кто когда-то находился на лечении в психиатрических больницах. Ввиду этого какой-то адекватности от звонка можно не ждать. Но все равно эти сообщения регистрируются, проводятся проверки. Приказ МВД России номер 736 требует проверки каждого поступившего звонка, поэтому, независимо от кого он поступает, проверка ведется.

- Подскажите, пожалуйста, какое самое необычное заявление было по телефону, которое приходилось принимать дежурному?

- Были даже звонки о том, что прилетели инопланетяне и они проводят здесь какие-то действия и поэтому необходимо туда прибыть и пресечь. Это можно сказать, смешные такие ситуации. Иногда граждане звонят по поводу своих домашних животных, которые попали в трудную ситуацию. То есть, это события, не связанные с человеком, но нам все равно приходится разговаривать с ними, советовать, как им поступить. Потом звонок переадресуется специализированным службам, которые уже непосредственно реагируют на данные события в соответствии со своей компетенцией.

- Скажите, существует ли какая-то сезонность вот таких тревожных вызовов, звонков в дежурную часть?

- Я бы так не сказал. Они круглогодично могут поступать. Мы можем конкретно говорить об увеличении количества звонков, это в период курортного сезона, но это от всех граждан. В виду того, что население края из-за прибывающих увеличивается, то и количество звонков также увеличивается. Потому что жители других регионов, если что-то происходит на территории нашего края, вынуждены звонить нам и мы реагируем.

- Подскажите, пожалуйста, как сейчас проще всего связаться с полицией? Актуален ли еще номер 02, и если нет, то какой комбинацией цифр его заменили для мобильного телефона?

- Основной номер телефона – это номер 112. Это единый номер на территории Краснодарского края. Также можно набрать отдельно номер 102, но не путать с 02, потому что никакой сотовый телефон сейчас на него не сработает. 102 набираете и вы связываетесь с ближайшей дежурной частью от того места, где вы находитесь. Также существует способ связи с помощью интернета, когда вы печатаете сами заявление. К нему вы можете прикрепить аудио, видео-файлы для полноты картины, которые вы хотите указать и направить далее уже на официальный сайт Главного управления для того, чтобы в дальнейшем его приняли, обработали и рассмотрели. Существует мобильное приложение, называется «МВД России».

- Расскажите, пожалуйста, о специфике. Вот поступил номер на 112, например. Как эта заявка оказывается у вас?

- Если заявка поступает на 112, она регистрируется единой диспетчерской службой и затем в электронном виде поступает в дежурную часть того органа, на чьей территории это произошло. Если же есть возможность сразу же оператору единой диспетчерской службы связаться по телефону, он, приняв сообщение от гражданина, звонит сам в дежурную часть территориального органа и в устной форме информирует о принятии им сообщения от гражданина.

- Дайте, пожалуйста, несколько практических советов, что делать, если произошло несчастье, экстремальная ситуация опять же, нужна помощь полиции, но вот, допустим, телефона мобильного под рукой не оказалось.

- Универсального совета здесь нет. Во-первых, частный случай. Есть машины, которые оборудованы сигнальной системой эра-глонасс. Путем нажатия кнопки, без наличия сотового телефона, соответственно сработает данная система. Она связывается с диспетчером эра-глонасс, который в дальнейшем, согласно своей инструкции, связывается уже с ближайшим территориальным органом. Во-вторых, это будет зависеть от того, находимся ли мы в населенном пункте, либо вне населенного пункта. Если в населенном пункте можно воспользоваться сотовым телефоном другого человека, как я уже говорил ранее. Это не запрещается, не обязательно с личного телефона осуществлять звонки. А если это уже происходит где-то в труднодоступном месте, то здесь уже что-то подсказать универсальное сложно. Каждый человек по ситуации должен подумать, как именно он может сообщить. Либо остановить мимо проезжающих граждан, либо найти какие-то населенные пункты ближайшие и так далее.

- Я знаю, что не так давно появилось приложение для мобильных телефонов, которое упрощает вызов полиции. Расскажите, пожалуйста, как оно работает, как его установить, и лично Ваш совет нужно ли его устанавливать?

-  Воспользовавшись этим приложением вы можете осуществить так называемый быстрый набор полиции. Звонок осуществляется в ближайший территориальный орган от места звонка. Но иногда вас могут соединить с системой службы 112. Вы также сообщаете диспетчеру, который уже сам передает в дежурную часть ваше сообщение. Такие случаи тоже могут быть.

- Скажите, а существует уже какая-то статистика, как охотно люди пользуются этим приложением?

- Приложение это используется очень редко. Либо граждане просто не знают о нем, либо они знают, что есть телефон 102, по которому они быстро звонят в дежурную часть.

- Какие звонки в приоритете? Те которые поступают на 102 или все-таки из приложения?

- Приоритет здесь только один. Поступило сообщение – на него необходимо реагировать. Неважно приложение это, сообщение, или личный прием в дежурной части.

- Расскажите, пожалуйста, от момента поступления сообщения до момента приезда наряда на место происшествия, какие процессы происходят, как формируется группа, которая выезжает?

- После поступления сообщения или заявления в дежурную часть происходит первоначально его обязательная регистрация в книге КУСП (книга учета сообщений преступлений и административных правонарушений и происшествий). Ему присваивается индивидуальный номер для того, чтобы исключить иное толкование сообщения. После этого, если сообщение о преступлении, учитывая его характер, обстоятельства произошедшего, формируется следственно-оперативная группа. Туда может входить следователь, либо дознаватель, в зависимости от деяния, эксперт-криминалист, кинолог и иные сотрудники. Сотрудники уголовного розыска, которые уже в составе следственно-оперативной группы, также направляются на место преступления, если мы говорим о преступлении. Если это административное правонарушение, то здесь уже в зависимости от компетенции, например, направляется сотрудник дорожно-патрульной службы, если это нарушение Правил дорожного движения. Чаще всего, если это нарушение тишины и покоя граждан, направляются либо сотрудники ближайших нарядов ППС, либо участковые уполномоченные полиции.

- О критериях скорости выезда мы можем что-нибудь сказать?

- Здесь опять же мы можем говорить, что нормативными правовыми актами точные временные рамки не определены. Осуществление реагирования должно быть незамедлительным. Но мы можем сказать, что по объективным причинам, с моей точки зрения, особенно это в крупных городах, в час пик, в так называемые дневные вызовы, временные рамки увеличиваются. Но я скажу так, что при поступлении сообщения о преступления в дежурную часть любой сотрудник дежурной части пользуются системой ГЛОНАСС. Он определяет, кто ближе всего находится к месту возможного совершения преступления, и таким способом достигается скорость реагирования. То есть, чем быстрее прибудет сотрудник или наряд, тем больше вероятности того, что он сможет пресечь преступление либо правонарушение. А это возможность сохранения жизни и здоровья граждан.

- Как часто бывает так, что полицию на место происшествия вызывают как раз преступники?

- Я могу сказать, что такие факты имеются, но в  небольшом количестве. Я даже могу привести конкретный пример, когда гражданин, совершивший тяжкое преступление, выстрелил в обидчика, который ранее причинил ему телесные повреждения. К слову, оба находились в состоянии алкогольного опьянения, и когда он выстрелил и убил этого гражданина, остался на месте и сообщил сам о произошедшем в полицию.

- Подскажите, стоит ли звонить, если у гражданина есть только подозрение? У него нет никаких доказательств, ему кажется.

- Лично мое мнение – лучше воспользоваться звонком. Ведь нет преследования, если это, скажем так, не ложный вызов. За осуществление ложного вызова существует административная ответственность, но если имеются какие-то причины к этому – крик, шум, движение мебели и так далее, для того, чтобы провести точную проверку и убедиться, что там не происходит противоправное действие, то лучше позвонить.

- Расскажите чуть поподробнее об ответственности за заведомо ложные звонки.

- В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях в случае не подтверждения факта, о котором сообщал гражданин, и если он заранее не предупреждался по  статье 306 УК РФ, то он может быть подвергнут административному взысканию в виде штрафа за осуществление ложного вызова специальных служб. То есть не только полиция, это может быть и скорая помощь, и МЧС, и другие экстренные службы.

- Как Вы считаете, люди пытаются сохранить анонимность, когда звонят в полицию для того, чтобы скрыть свою личность от того, на кого заявляют или это является сигналом того, что сообщение заведомо ложное?

- Иногда это ситуации, когда гражданин звонит в отношении своего соседа, либо родственника, чтобы в дальнейшем не иметь каких-либо, скажем, отрицательных взаимоотношений на этой почве. Но также имеется ряд граждан, которые не сообщают свои данные, преследуя другие цели. Возможно, они сообщают о ложном преступлении и не хотят нести ответственность за свое деяние.