Нагрузка на фронтового пекаря у горячей печи была что у солдата на передовой

Хлебопеки на фронте не были редкостью, но встречалась эта специальность не так часто, как, например, шоферы или даже повара. А сейчас если и остались в живых, то считаные единицы представителей этой фронтовой профессии. Семь с лишним десятилетий с тех пор прошло, да и обслуживали полевые хлебопекарни не безусые пацаны, а солдаты и сержанты более солидного возраста, годные к нестроевой службе.

Нагрузка на фронтового пекаря у горячей печи была что у солдата на передовой
infoportalrf.ru003

Нагрузка на бойца у горячей печи была как на передовой. И хлеб пекли они зачастую под артобстрелами и налетами фашистской авиации. Осколки, взрывы — всё нипочем фронтовым пекарям. В установленный срок отъезжали от фронтовых хлебозаводов автомашины и подводы, груженные горячими еще буханками.

В 1943 году были учреждены нагрудные знаки «Отличный повар» и «Отличный пекарь». Ими награждали за «отличное приготовление вкусной, разнообразной пищи в боевой обстановке и быструю доставку горячей пищи и чая бойцам». Солдаты и сержанты, награждавшиеся нагрудным знаком «Отличный пекарь», должны были показывать «высокие образцы выпечки хлеба» и соблюдать установленные нормы припека. В годы войны знаками «Отличный повар» и «Отличный пекарь» было награждено более 33 тысяч человек.

Что нам стоит печь построить

Стратегическую важность снабжения армии продовольствием понимали военачальники всех времен. И знали, что ничего важнее хлеба нет — на фронте он считался мерилом жизни. Недаром Положение о полевых военных хлебопекарнях было принято в России еще в 1899 году и продолжало действовать до начала Великой Отечественной, поскольку официально его никто так и не отменил.

В положении оговаривалось, какими должны были быть военные хлебопекарни. Их следовало делить на подвижные и этапные. Первые перемещались вслед за воюющей армией — вторые размещались в точках, указанных интендантом армии. Каждая пекарня была укомплектована 22 печами, обслуживали которые командиры и персонал, в том числе 66 хлебопеков. Пекари вместе с подручными должны были обеспечивать трехсменную работу каждой печи. Пекарня могла обеспечить хлебом личный состав целой пехотной дивизии, включая имевшуюся в ней артиллерию.

К работе такие пекарни готовили долго, а потому параллельно с ними на фронте стали использоваться разборные печи Пейера. Перед войной экономичный проект хлебопекарной печи, которая при особой надобности могла служить и сушилкой для белья в полевой прачечной, был разработан был под руководством инженера Тростянского, отмечает в своей статье «Опыт армейского полевого строительства» воентехник первого ранга Бесов. Для сооружения такой печи нужно было около полутора тысяч штук красного кирпича, треть кубометра глины, по столько же песка обычного и песка особого — крупного зернистого, пара листов кровельного железа да чуть меньше четырех погонных метров шинного железа или уголка. Нужно было также несколько досок для опалубки для печного свода. Доски потом вынимались и могли использоваться для устройства других печей. Свод делали толщиной 25 сантиметров — в один кирпич, как говорили строители. Печной под выстилался кирпичом, швы подовой кладки заполняли песком. С передней стороны печи делались устья с боковыми нишами — для загребания жара, а чтобы сохранить нужную температуру, ставилась заслонка из кровельного железа. Дым выходил из двух дымовых окон в задней стенке. Производительность такой печи была 1000—1200 килограммов хлеба в сутки.

Известно также, что в 1933 году был создан первый полевой автохлебозавод (ПАХ). ПАХ испытали в боях на Халхин-Голе и с белофиннами. В 1940 году автохлебозавод был введен в войска как основное средство хлебопечения.

По штату стрелковой дивизии личный состав ПАХ насчитывал 128 человек и шестнадцать автомобилей. В комплектацию ПАХ входили передвижные печи, тестомесильный агрегат, цистерна для перевозки воды, электростанция, цех-палатка, ремонтный инструмент и несколько палаток подсобного назначения. Производительность каждой печи составляла пять — шесть тонн хлеба в сутки.

На момент начала Великой Отечественной войны оснащенность войск заводами ПАХ составляла 66 процентов.

Солдатский бутерброд

Ефимий Николаевич Балабуюк родился в 1921 году в кубанском селе Мерчанском Краснодарского края. Успел до войны и семилетку окончить, и рабочую специальность освоить. Да не одну! Нарасхват был работящий смышленый работник в родном селе. В 1941 году сравнялось Ефимию Балабуюку двадцать лет. Был он боевым парнем и потому, наверное, на войне попал в разведроту. Прошел с боями до Берлина, немало языков в штаб дивизии доставил. За смелость и находчивость, за ратные подвиги свои медалями и орденами был награжден. Есть среди них орден Отечественной войны II степени, орден Славы III степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Была у бойца Балабуюка еще одна специальность, медалей за которую он не получал, но добрым словом за нее поминали его десятки или даже сотни красноармейцев. Был Ефимий Николаевич пекарем — хлебопеком.

— Вот как, по-вашему, можно бойцов хлебушком накормить? Прямо там, на передовой? Чтоб могли фашистов бить. Без хлеба-то не повоюешь,— рассказывал ветеран. — Да вот так — взять да испечь! А где испечь? В печи, конечно. А печь где взять? Да построить…

Как о добром друге рассказывал хлебопек о печи, сооруженной из железных листов и кирпича прямо в поле. И о хлебе говорил, словно о родном человеке. А еще рассказывал пекарь, из чего делался солдатский бутерброд — любимое лакомство бойцов, и полезное, и питательное, и от простуды помогающее.

— Всё проще некуда: лук, чеснок и сало кубиками нарезали, в котелок высыпали, потом ложкой помешивали, пока однородная масса не получится. Почти готово, остается только всё это на ломоть черного хлеба намазывать,— вспоминал хлебопек.

Рассказывал ветеран, что такими бутербродами можно было досыта накормить троих, а то и четверых бойцов.

И после войны Ефимий Балабуюк профессии своей не оставил. Работал заведующим пекарней в Усть-Лабинске и часто спасал от голода своих односельчан, которые учились в эти трудные годы в педучилище. Буханка хлеба, которая делилась на всех студентов, была дороже всего.

Вернувшись в родное село Мерчанское, Ефимий Балабуюк, мастер на все руки, построил для колхоза пекарню и маслобойню, которые многим помогли выжить в голодные послевоенные годы.

funcontent.ru

Мука, лебеда да крапива, а все нутро греет

Анатолий Ильич Караниди родился в 1921 году в станице Северской Краснодарского края. В армию был призван в 1940 году Северским райвоенкоматом. Войну прошел в звании рядового. Был поваром и пекарем. Пережил тяжелое ранение. А за доблесть и мужество награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени. После войны был занят в артели инвалидов в городе Джамбуле Казахской ССР, куда с Кубани были высланы в 1942 году его родные.

— Хлеб на фронте часто пекли из чего было,— рассказывал ветеран,— а тот, что из тыла привозили, бывало, из муки только процентов на сороке состоял. Муки ржаной, конечно. А еще добавляли в хлеб соевую муку, семечковый шрот — макуху, свекольный жмых…

А если совсем уж туго становилось, то, кроме ржаной муки и свекольного жмыха, приходилось класть в хлеб солод, отруби и даже опилки. По рецепту, разработанному Московским технологическим институтом пищевой промышленности, в «рабочий хлеб» добавляли еще и картофель, а также крапиву и лебеду — в общем-то, полезные, но совсем невкусные травы… Хоть верьте, хоть нет, но мука с лебедой да крапивой всё равно нутро грела, потому как душу мы в этот хлебушек добавляли.

Вспоминал Анатолий Ильич, как фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, оборудованных прямо в окопах, порой под обстрелом.

Медаль за сухари

Иван Георгиевич Темир родом с Кубани. В армию призван был 19-летним пареньком в 1940 году Выселковским РВК Краснодарского края. Сержант, повар комендантского взвода штаба 706-го стрелкового полка. Под огнем противника бесперебойно доставлял горячую пищу бойцам и командирам. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени.

— Хлеб для бойца на фронте самым изысканным лакомством казался,— вспоминал ветеран,— и неважно, сколько муки в него клали, а сколько добавок разных, главное — с сердцем его пекли.

Не всегда удавалось бойцам свежий ломоть надкусить. Чаще бывало, что сухарями довольствовались. А уж это и вовсе спасение, когда кухня полевая отстает и до горячей еды не одна верста.

— Ходили меж нами рассказы о пекаре, который медаль за сухари получил,— рассказывал Иван Георгиевич. — Павлом того звали, а по фамилии Казанли. Родом был из Николаевской области. Старший сержант, командир отделения хлебопечения. Так вот он сушку сухарей сумел организовать в количестве 67 тонн. И медалью был награжден «За боевые заслуги». Уж не знаю, правду ли говорили, что медаль за сухари он получил. Может, и приврали маленько бойцы...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру