Залог хороших дорог: Все начинается с качественных стройматериалов

Эта аксиома хорошо знакома не только дорожникам. Но именно профессионалы — не только нашего края, но и России в целом — в числе ведущих производителей нерудных материалов уверенно называют производственное объединение «Мехтранссервис» города Лабинска.

Стройматериалы, производимые на карьерах этого предприятия, неизменно пользуются спросом, потому что отвечают самым высоким стандартам, в том числе и международным. Они используются при строительстве различных объектов по всей стране, включая самые значимые, такие как объекты Олимпиады-2014 и трасса «Формула-1» в Сочи, аэропорт в Геленджике, федеральная трасса Ростов — Баку, тоннели московского метрополитена...

И это неудивительно: за качество своей продукции производственники «Мехтранссервиса» ручаются.

Залог хороших дорог: Все начинается с качественных стройматериалов

Особенности модного щебня

Скажем прямо: уже один вид строительного карьера производит сильное впечатление. Поражает необъятность пространства, на котором, словно на картинах Николая Рериха, горделиво возвышаются конусообразные холмы, выше которых только небо. Невольно возникают ассоциации с нереальными пейзажами других планет, а людей, работающих тут, так и тянет сравнить с отважными покорителями космоса.

— Эти «космические холмы» и есть наша продукция — результат переработки валунно-гравийно-песчаной смеси, которая добывается в карьере,— поясняет генеральный директор объединения «Мехтранссервис» Александр Викторович Михальченко.

После обработки валунно-песчаная смесь превращается в шестнадцать видов строительных материалов, нужных как при строительстве жилых домов, так и при создании прочного и долговечного дорожного покрытия.

Стоит отметить, что карьер «Мехтранссервиса» — один из немногих на территории края, чья продукция соответствует требованиям Международного таможенного союза.

— Ну да, выпускаем модный щебень,— улыбается Александр Михальченко,— еврофракции, отвечающие международным стандартам. Технология несложная: делаются узкие фракции щебня, которые потом дозируются заводом по рецепту. Они кубовидные и очень прочные — такое вот требование.

На вопрос, в чем секрет качества продукции, Михальченко отвечает так: «Сырье у нас хорошее».

На самом деле, месторождение осадочных пород в долине Лабы шириной около десяти километров — от горы Конзаводской на адыгейской стороне до горы Вознесенской. Толщина полезного слоя — от шести до десяти метров. Запасы большие. К тому же значительная часть валунно-гравийно-песчаной смеси, которую перерабатывают на предприятии,— это прочные камни-валуны размером до трехсот миллиметров. Тысячелетия назад они откололись от горных массивов, а потом с селевыми потоками двигались вниз, оседая в долине Лабы. Твердые породы дробились меньше, более мягкие — сильнее. Мелкие и менее прочные камни сель тащил дальше, а крупные твердые валуны прибивались ближе к горам. Потому и процент твердых пород в валунно-песчаной смеси данного Лабинского месторождения высок.

— Мы их дробим и получаем щебень прочностью 1200 кг/куб. м. Это нижняя граница стандартов Таможенного союза. А когда мы этот щебень сепарируем на центробежных дробилках, получаем материал прочностью уже до 1400 кг/куб. м,— поясняет Александр Викторович.

Продукт такого качества — серьезная заявка на рынке стройматериалов, причем как кубанском, так и российском. Тем более весь ассортимент задекларирован и сертифицирован. Есть на предприятии и своя аттестованная лаборатория, которая проверяет качество каждой партии, отгружаемой покупателям.

Для чего всё это нужно? Несмотря на то что и содержание лаборатории, и ежегодное сертифицирование продукции завода — дело затратное, генеральный директор считает, что игра стоит свеч.

Помните пословицу, которая гласит: «Если завтра с неба польется похлебка, тому, кто придет с вилкой, ничего не достанется»? В выигрыше окажется тот, кто сумеет просчитать ситуацию наперед и запасется «ложкой». Как и происходит в нашем случае: производитель предоставляет заказчику только гарантированно качественную продукцию.

— С одной стороны, таково веление времени, с другой — наша неизменная позиция ответственности за качество — важная составляющая конкурентоспособности предприятия, поскольку сегодня любой серьезный подрядчик к товарно-транспортным накладным и счету-фактуре должен приложить сертификат качества материала,— убеждает Александр Михальченко.

Дело техники

— По щебню у нас настоящий супермаркет,— рассказывает генеральный директор. — Шестнадцать видов стройматериалов предлагаем покупателям — до семи видов только щебня, а еще гравий, отсев песка. Как говорится, на любой вкус и потребности.

— За счет чего достигается такое разнообразие? За счет оборудования, конечно,— говорит Александр Викторович. — И за счет особого устройства самого завода, который при необходимости может легко перестроиться с выпуска одной фракции на другую. Технологии хоть в строительстве, хоть в других областях на месте не стоят. А вместе с ними меняются и сами материалы, и требования к их качеству, и, следовательно, техника.

В «Мехтранссервисе» это хорошо понимают и работают на опережение, вкладывая немалые средства в модернизацию оборудования. К примеру, есть в составе производственного объединения предприятие «Дробресурс», специализирующееся на производстве, ремонте и поставке комплектующих к дробильному оборудованию.

— Наш «Дробресурс» работает так, что от заказчиков отбоя нет, весь Северный Кавказ вместе с югом страны — здесь,— рассказывает Александр Викторович.

А идея его создания, между прочим, выросла из необходимости резервировать немалые средства на покупку комплектующих и оборудования для собственных нужд.

— Раньше с этим было туго,— говорит генеральный директор. — Чтобы получить какую-либо деталь, нужно было сделать заказ и оплатить его на год вперед. Приходилось замораживать большие средства, и в итоге получалось, что мы держим про запас целый склад комплектующих. Решили так: давайте чуть больше деталей заказывать, чтоб не только для себя склад держать, но и для остальных. Деньги должны работать.

Теперь «Дробресурс» производит современное дробильное оборудование как для нужд карьера, так и для сторонних предприятий. Кстати, в сравнении с импортным (которое послужило основой для собственных инженерных разработок, чего здесь никто не скрывает) производительность «своего» оборудования выше, как и качество продукции. Взять хотя бы роторные дробилки: они работают как сепараторы, бьют камни друг о друга на огромной скорости. В результате недробленые круглые камни, которые могут попасться в щебне и считаются браком, разбиваются до нужных форм и размеров. Это один из факторов гарантии прочности материала.

К слову, по европейским стандартам недробленых камней в щебне практически не должно быть. Но если в обычном гостовском щебне содержится 13—15 процентов недробленых камней, то после обработки его в роторной дробилке содержание бракованных примесей снижается до 4—6 процентов. Получается однородный качественный щебень, спрос на который растет с каждым годом. И карьер Александра Михальченко готов поставлять этот материал на рынок в нужных количествах.

За морем телушка — полушка, да рубль перевоз

Логично предположить, что сейчас, когда строительная и дорожная отрасли Кубани на подъеме, прочный и качественный щебень «Мехтранссервиса» идет нарасхват, особенно в крупных городах региона.

— В Новороссийске и в Краснодаре нашего щебня почти нет,— удивляет ответом Михальченко. — Невыгоден он строительным компаниям.

Оказывается, всё дело в расстояниях и высоких транспортных расходах. Везти пусть даже очень качественный щебень из Лабинска в Краснодар строителям невыгодно: слишком дорого получается. В прежние времена, когда цена перевозок для всех была практически одной и той же, расстояние значения не имело. Тогда, в 1970 году (с него предприятие ведет историю), всё было по-другому. Работал завод-динозавр с двигателем мощностью сто киловатт и подающими конвейерами по 150 метров. Никому и в голову не приходило учитывать стоимость электроэнергии, которая, впрочем, была копеечной. Да и стоимость перевозок, бывших в ведении Министерства путей сообщения, тоже никто не считал.

— В 1980-е при карьере было автотранспортное предприятие — КамАЗы с прицепами гравий и щебень в Краснодар возили. Транспорт и теперь есть, большой парк держим, но он нужен для внутренних перевозок. Бизнес по доставке продукции заказчикам автотранспортом нам не выгоден: не выдержим конкуренции с полутеневыми компаниями. В отличие от них мы налоги платим исправно,— рассказывает Александр Викторович. — Сегодня подвижной состав передали в частные руки — в грузовые компании. А они в дополнение к тарифам за перевозку берут отдельную плату за пользование вагонами. В среднем эксплуатация состава из 43 вагонов в сутки обходится в 120 тысяч рублей.

— Давайте посчитаем,— Александр Викторович берет ручку и листок бумаги,— стоимость нашего щебня на месте — 350 рублей за кубометр. В одном кубометре — 1,45 тонны. Стоимость одной тонны щебня получается 241 рубль. Перевозчики считают стоимость своих услуг в тонно-километрах. Доставка тонны щебня из Лабинска в Краснодар сделает ее дороже для заказчика на шестьсот рублей. Вряд ли кто-то станет так много переплачивать — сейчас все считать научились. Вот и не едет наш щебень в столицу Кубани, а стройматериалы доставляют туда из карьеров, расположенных ближе нашего.

Впрочем, вниманием заказчиков качественный щебень, производимый предприятием, не обижен. Его охотно берут в Кропоткине, Армавире, Новокубанске, Белой Глине, везут на Ставрополье. Если транспортная составляющая одинаковая, серьезные заказчики идут туда, где им гарантируют качество. Тут небольшая разница в стоимости самого материала во внимание не принимается. К примеру, турецкие строители возводят объект на Тамани. Материал покупают здесь, в «Мехтранссервисе». На вопрос, почему берут щебень именно здесь, по более высокой цене, отвечают, что не могут себе позволить экономить на качестве: всё равно потом дороже обойдется.

— Посчитали они, что если будут покупать дешевый щебень и песок с примесями, то для достижения заявленной крепости бетона придется добавлять в него больше цемента. А цемент, разумеется, намного дороже песка и щебня. Вот вам и экономия! — рассказывает Александр Викторович.

Получается как в старой притче про купца, который поджег сторублевую бумажку, чтобы найти упавший медный пятак...

Человеческий фактор

«Мехтранссервис» идет в ногу со временем. В составе производственного объединения работает несколько предприятий: карьер по производству нерудных материалов, растворобетонный узел с асфальтовым заводом, предприятие по монтажу и обслуживанию дробильно-сортировочного оборудования, автотранспортное предприятие и фирма, которая занимается железнодорожными перевозками,— по путям, проложенным от карьера до железнодорожного тупика, тепловоз подает груженые вагоны в точку назначения, откуда потом их забирает станционный локомотив, чтобы везти дальше, к заказчику.

В объединении ведется интенсивная модернизация производственных мощностей, вводится в эксплуатацию новое технологическое оборудование для переработки сырья, идет обновление парка автотранспорта и тяжелой техники. Сегодня на балансе экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, асфальтоукладчики и так далее — всё, что необходимо в полном достатке.

И всё же никакая техника, даже самая современная и умная, не будет работать без людей — ответственных профессионалов, болеющих за свое дело. А из 450 человек — таков коллектив объединения — все только так и работают, по словам Александра Михальченко.

В последние годы модернизация оборудования позволила значительно сократить число рабочих, которые его обслуживают. Но это, как уточняет руководитель, вовсе не означает, что сократилось число рабочих мест. Людей на предприятии меньше не стало — выросли объемы производства.

— Специалисты нам очень нужны: механизаторы, машинисты погрузчика, бульдозеристы,— говорит генеральный директор. — Золотых гор никому не обещаем, но зарплата вполне достойная и выплачивается вовремя.

Продукция лабинского объединения «Мехтранссервис» сегодня востребована в Москве и Астрахани, Волгограде и Воронеже, Туле и Калуге, Курске и Саранске, даже в Тюмени.

— Нас выбирают из-за качества продукции и за то, что стараемся не подводить заказчиков: обещали — сделали, и никаких отговорок,— подводит итог Александр Михальченко.

Сегодня торговая марка объединения «Мехтранссервис» уже сама по себе служит гарантией высокого качества продукции и знаком того, что все будет сделано, как должно. В этом, если хотите, и поддержка престижа Родины — как малой, так и большой.