Росприроднадзор бьет резидентские компании, чтобы иностранные боялись

Абсурдные решения приняли арбитражный и апелляционный суды Краснодарского края. По иску Росприроднадзора «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК-Р) по факту признан виновным в том, что танкеры, принимающие нефть с выносных причальных устройств (ВПУ, в 5 км от берега), не платят за выбросы газов из заполняемых емкостей.

Росприроднадзор бьет резидентские компании, чтобы иностранные боялись

При заполнении танкеров нефтью она вытесняет инертный газ, которым заполняются танки на период от слива нефти до очередной загрузки – это продукт работы судовых двигателей. В вытесняемом газе содержатся такжет и пары от остатков нефти. В крупных портах эта проблема решается строительством рекуператоров для улавливания паров нефти (дизельного топлива, мазута). К входным патрубкам портовых рекуператоров присоединяются трубы газовой обвязки танкеров, и вытесняемые из емкостей танкеров газы поступают в портовый рекуператор.

Портовая рекуперационная система по масштабам представляет собой маленький завод по улавливанию и последующему отделению от воздуха паров нефтепродуктов.

На сегодня рекуператоры работают на Новороссийском мазутном терминале, на терминале Ростова-на-Дону, в портах Козьмино, Высоцк, Приморск. Согласно конвенциям МАРПОЛ и СОЛАС в портах запрещают загрузку танкеров, не оборудованных устройствами присоединения газовой обвязки к портовому рекуператору.

Отметим, что на самих танкерах сейчас должны стоять так называемые скрубберы, такое устройство обходится недорого, так как специальное конструкция по безопасному выпуску газа при заполнении емкостей обязательна для всех эксплуатируемых на сегодня танкеров.

В отличие от терминалов с береговыми причалами рекуператоров для ВПУ в мире не существует, они не выпускаются, и, естественно, нигде не требует их наличия, так как смысл ВПУ и закоючается в том, чтобы вынести его далеко за пределы санитарно-защитных зон и обеспечить безопасное рассеивание вытесняемых нефтью газов.

Первые ВПУ в «КТК-Р» были введены в строй в 2002 году, и с тех никаких замечаний к их работе не возникало. В 2016 году Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора была проведена очередная плановая выездная проверка АО «КТК-Р», в том числе на предмет соблюдения требований действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Никаких нарушений выявлено не было. В той проверке принимал участие инспектор Н.В. Котельва, который через три года вынес предписание, обязывающее «КТК-Р» платить за газы, вытесняемые при загрузке танкеров, хотя с тех пор ничего не изменилось.

Согласно ст. 200 АПК определять размер выбросов с танкеров должен Росприроднадзор, но никак не трубопроводный консорциум.

Однако, два краснодарских суда, которые приняли сторону Росприроднадзора, подтвердили логичность такого вывода его инспекторов: поскольку по их мнению газовоздушная смесь образуется в процессе налива нефти, а не в процессе работы двигателя танкера, то хозяйствующим субъектом, в результате деятельности которого образуются загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу при наливе нефти и нефтепродуктов с танкерные емкости суда, является именно АО «КТК-Р». То есть если бы перекачивающий насос работал на танкере, виновным был бы он. Это из серии судебных решений, когда в том, что водитель сел за руль, выпив пива, признается виновной пивная, где ему это пиво налили.

Представители «КТК-Р» напрасно доказывали в судах, что не имеют никакого отношения к устройству газовой системы танкеров, и не обязаны запрашивать такие данные, а капитаны танкеров их предоставлять, поэтому абсурдно обвинять консорциум в непредставлении таких данных. Однако есть инстанция, которая имеет полное право запросить у капитана танкера данные о газовой системе его судна − это капитан порта Новороссийск и он это делает. В его ведении разрешить или запретить танкеру заходить на контролируемую территорию. Капитану порта, но никак не «КТК-Р», принадлежит обязанность взимать экологический сбор, ставка которого утверждается ФГУП «Росморпорт». При определении ставки «Росморпорт» может учесть особенности судна и назначить для танкеров больший размер платежа. Экологический сбор для порта Владивостока, например, составляет 1,4 рубля за 1 GT (длинная английская тонна − 1016 кг). Для Большого порта Санкт-Петербург ставка 2,01 рубля/GT. Для Новороссийского порта – 0 руб./GT (!). Почему 0?

В итоге, Росприроднадзор разрешает зарубежным и отечественным судам бесплатно загрязнять Азово-Черноморский бассейн (для других портов бассейна экологический сбор также отсутствует), а платить за загрязнение атмосферы хотят заставить субьектов российского бизнеса. Так российская бюрократия выполняет решение президента и правительства о создании в стране «благоприятного инвестиционного климата».