Профессии победителей. Медаль для кладовщика

Бойцы тыловых частей не стреляли по фашистам, но без них бить врага на передовой очень скоро стало бы некому

Профессии победителей. Медаль для кладовщика
Фото: rosreserv.ru

В годы войны фронтовой тыл занимал территорию, сравнимую по площади с Францией или Германией. Система тыловых частей объединяла в себе и экономику, и производство, и транспорт — как автомобильный, так и железнодорожный. Словом, в тыловых частях сосредотачивались все ресурсы, остро необходимые сражающейся армии. Но главными в этой системе были люди, на плечи которых ложились сложные и разноплановые задачи по обеспечению боевой деятельности войск — задачи из области медицины, ветеринарии, транспортного обеспечения… Снабжением фронта занималась маленькая армия, по численности равная пятой части войск на передовой.

И склад, и стройка, и подвоз

До Великой Отечественной войны не существовало даже самого термина «тыловое обеспечение». Тогда военные говорили примерно так: «Организация тыла и материально-техническое обеспечение операции». До конца не ясно, что именно означало это длинное наименование. Впрочем, в том виде, который нам известен сейчас, система тылового обеспечения войск появилась в первые дни и месяцы войны. Такая структура соединила в себе две основные функции: снабжения и подвоза. А о том, насколько универсальной она была, можно судить уже по перечню служб и направлений в работе, находившихся в ведении начальника тыла фронта.

Итак, штаб тыла фронта, включавший в себя политотдел, отвечал за эксплуатацию и восстановление как железных, так и автомобильных дорог, отвечал за снабжение горючим (этим занималась специальная служба), вещевое и квартирное довольствие, продовольствие. Кроме того, в ведении штаба были медицинская, ветеринарная и финансовая службы, а также трофейная служба и в самом конце войны — сельхозуправление и промышленный отдел. Более того, начальник тыла отвечал за подвоз всеми видами транспорта боеприпасов, инженерного имущества и всего остального, что требовалось сражающимся на передовой армейским и флотским частям. Также в систему тыловых частей входили подразделения, эвакуировавшие с фронта уже ненужное военное имущество.

Сильной стороной системы тыловых частей, по мнению военных историков, была ее разноплановость при единстве всех элементов и централизованном управлении. Такая организация позволяла тыловикам быстро и эффективно решать задачи по снабжению фронта всем необходимым.

При этом если не ключевым, то очень и очень важным элементом тыловой системы в годы Великой Отечественной были так называемые военные склады. В их числе — знаменитый центральный склад 2040 ВМФ (ныне Десятый морской арсенал Военно-морского флота).

Рождение арсенала

Центральный склад 2040 ВМФ, согласно циркуляру Главного морского штаба, начали строить в марте 1942 года в Восточной Сибири, в нескольких километрах от Красноярска. Изначально склад должен был стать крупной базой для хранения и ремонта оружия для частей и подразделений, сражающихся на передовой. В августе 1942 года на место прибыла группа краснофлотцев, выписавшихся из госпиталей после ранений. Они-то и приступили к строительству склада 2040 на берегу реки Кан. А в сентябре 1942 года сюда уже прибыл первый эшелон с военным имуществом.

Склад 2040 еще не был в полной мере подготовлен для принятия грузов. Не было хранилищ и площадок, отсутствовали механизмы для разгрузочных работ. Катастрофически не хватало людей. Прибывший эшелон, состоявший из шестидесяти вагонов, которые были заполнены глубинными бомбами, разгружала команда из 36 человек — именно столько бойцов насчитывалось в части. Глубинные бомбы им приходилось вручную выкатывать из вагонов по деревянным трапам, складывать тут же, в нескольких метрах от вагона, а потом тем же способом грузить в кузов «полуторки» и везти к месту складирования… На разгрузке первого эшелона люди работали больше семнадцати часов. Второй эшелон прибыл на склад через день после первого…

К слову, после размещения груза на складе личный состав части заступал на его охрану. Параллельно приходилось решать вопросы с жильем, обмундированием, обеспечением продовольствием.

Тем не менее к весне 1943 года склад 2040 существовал как самостоятельное войсковое хозяйство, которое не только принимало на хранение различное военное имущество, но и занималось его отправкой на фронт. Мины, торпеды, глубинные бомбы прибывали в часть для проверки и подготовки к делу, после чего отправлялись со склада эшелонами на фронт — бить врага. Вплоть до 1945 года склад обеспечивал необходимым оружием Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский флоты.

После войны центральный склад представлял собой достаточно крупное военно-морское предприятие, расположенное в глубине страны. В 1946 году склад был переименован в 5-й Морской арсенал центрального подчинения. После Победы он стал принимать оружие со складов и оборонных заводов, заниматься его осмотром, ремонтом и отправкой на флоты. Уже с осени 1945 года в Пятый арсенал стали поступать эшелоны с демонтированным оборудованием с военных заводов Германии — составы шли вплоть до мая 1947 года. А в 1948 году склад стал называться Десятым морским арсеналом Военно-Морского Флота с условным наименованием «Войсковая часть 78309».

В 1950-е годы в части развернулось большое строительство — появились новые производственные цеха, оснащенные новейшими по тому времени станками, а в 1960-е арсенал окончательно превратился в военное предприятие с организованным производственным циклом. В 2000 году на базе войсковой части 78309 был создан Канский морской кадетский корпус имени святого апостола Андрея Первозванного.

И сегодня Десятый арсенал обеспечивает флоты противолодочным, торпедным, минным, противоминным оружием и боеприпасами, занимается их хранением, сбережением, учетом и ремонтом, а также изготовлением оборудования для флотов и утилизацией военной техники.

Михаил Шаповалов

Люди были вместо подъемных механизмов

В 1941 году Михаилу Шаповалову исполнилось только пятнадцать лет. День начала войны навсегда врезался в его память.

— В тот июньский день я пас табун,— рассказывал ветеран,— домой пришел поздним вечером. Тогда и узнал, что Германия вероломно напала на Советский Союз…

Сразу же решил паренек, что пойдет на фронт бить фашистов, но в армию его по малолетству не брали. Призвали Михаила на службу только в 1943 году, когда ему сравнялось семнадцать. С апреля 1943-го Михаил Ипполитович служил в запасном стрелковом полку, а потом была Центральная школа собаководства ВМФ в/ч 56122 и служба на охране центрального склада №2040 военно-морских сил в городе Канске, что под Красноярском.

— На военном складе в Канске был я помощником командира взвода, кладовщиком, охранником. Кладовщик — это сотрудник складского хозяйства. Он подчиняется приказам начальства и выполняет всякие складские операции,— поясняет ветеран.

На военном складе у кладовщика и обязанности должны быть соответствующие. По словам ветерана, разница только в продукции, которая поступает на склад, а обязанности везде одинаковые: прием продукции на склад, выдача, хранение материальных ценностей, проверка сопроводительных документов, ведение складской документации…

— Скажу иначе: склад 2040 — это крупное военно-промышленное предприятие — арсенал, маленький военный городок, государство в государстве,— продолжает рассказ кладовщик Шаповалов. — Наш склад был расположен на площадке в лесу на правом берегу реки Кан, недалеко от Красноярска.

Ветеран признаётся, что самым сложным для него было привыкнуть к тяжелейшим условиям Севера. Да и дел было невпроворот: эшелоны с оружием шли и шли…

С железнодорожной станции, на которую прибывали эшелоны, груз нужно было доставлять по узкоколейке к складу, находившемуся чуть в стороне.

— Узкоколейку эту мы своими руками сделали из чего придется. Вместо шпал были доски, рельсы соорудили из сосновых стволов. Эта наша деревянная железная дорога служила исправно, по ней можно было катить мины до самого хранилища,— рассказывал Михаил Ипполитович.

Люди работали вместо подъемных механизмов, которых не хватало, а потом буквально валились с ног от усталости. Тут еще тучи насекомых, от которых буквально нигде спасения не было. Комары и мошка лезли в глаза, в уши, открытые участки тела покрывались волдырями от укусов насекомых. Приходилось работать в противогазах… После нескольких часов на разгрузке вагонов людям надо было заступать на охрану объекта. На посту стояли те же военнослужащие, которые только что выгружали боеприпасы из вагонов.

— Морозы зимой, жара летом, мошкара и тяжелая работа просто выматывали. Но мы выстояли, мы победили фашистов,— говорит ветеран,— это была радость для всех, а для нас — двойная радость. Мы знали, что на минах, осмотренных и проверенных на нашем складе, взлетел на воздух не один фашистский транспорт. Побывавшие на нашем складе глубинные бомбы отправили на дно не один немецкий корабль…

После войны весь личный состав войсковой части 78309 был удостоен медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». За личный вклад в общую Победу награжден этой медалью и кладовщик Шаповалов.

Демобилизовавшись из армии, Михаил Шаповалов обосновался в Курганинском районе Кубани, выбрал для себя самую мирную профессию: работал на одном из передовых для своего времени предприятий района — в «Курганинской сельхозтехнике». Вместе с супругой Розой Ибрагимовной вырастил достойными людьми двоих сыновей и дочь, нашел продолжение во внуках и правнуках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру