Профессии победителей. В Великую Отечественную войну огнем пулеметов компенсировали недостаток артиллерии

На войне оружие решает не всё — многое зависит от людей, которые это оружие держат в руках. Тем не менее верная тактика применения тех или иных видов вооружения способна существенно изменить соотношение сил в сражении. Так, уже в начале войны большое значение приобретают пулеметы, имеющие большую дальность стрельбы по сравнению с другими видами стрелкового оружия, принятыми на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армией.

Профессии победителей. В Великую Отечественную войну огнем пулеметов компенсировали недостаток артиллерии
Фото: yandex.ru images

Как указывал командирам дивизий начштаба 29-й армии генерал-майор Шарапов в январе 1942-го, пулеметы (как ручные, так и станковые, то есть установленные на какой-либо опоре — станке) могут использоваться «для стрельбы через головы атакующей пехоты», а также «в промежутках и на флангах с дистанцией действительного пулеметного огня, воздействуя как на живую силу противника, так и, особенно, на огневые точки, мешающие движению пехоты». Иными словами, пулеметы оказались весьма эффективными в ближнем бою в качестве огневой поддержки пехоты. При этом ручные пулеметы вели огонь по различным целям на дистанции до пятисот метров, станковые — до километра.

«Душка» и максим

В наступательных операциях пулеметчик с ручным пулеметом первым занимал новую позицию, чтобы поддержать огнем атакующую пехоту. Из боя он выходил последним. В атаке пулеметчик мог вести огонь по противнику в движении, стреляя из ручного пулемета «с ремня». Или стрелять по вражеским гранатометчикам и «фаустникам» прямо с кормы танка. Наиболее эффективной для ручного пулемета, по мнению военных историков, считалась стрельба короткими очередями.

Что касается станковых пулеметов, то они оставались главным оружием частей, способных вести длительный интенсивный огонь. Согласно Боевому уставу пехоты (БУП-42), станковые пулеметы непосредственно на передовой и на некотором расстоянии от нее поддерживали атаку стрелкового подразделения, поражали расчеты тяжелого оружия противника, обеспечивали фланги и продвижение в глубину, отражали контратаку.

Грозным оружием в бою был станковый пулемет ДШК, который солдаты ласково называли «душкой». Тяжелый «душка» (сам по себе весил ДШК около 34 килограммов, а установленный на колесном станке — до 157 килограммов) использовался во вторых линиях или в составе пулеметных групп на флангах.

Из-за габаритов и большого веса возникали сложности с применением станковых пулеметов (например, знаменитого максима) в горах, где возможность маневра была ограниченна. Между тем роль станкового пулемета в качестве средства поддержки в горных условиях была особенно велика.

Станковые пулеметы входили в состав засады на путях противника, устанавливались в доты и дзоты, применялись для стрельбы по низколетящим (на высоте до полутора километров) самолетам и парашютистам противника. Также «душки» и максимы нашли применение в борьбе с огневыми точками и с легкобронированными подвижными целями, в уничтожении живой силы противника.

Евдокия Блинова

В сводке оперативного отдела штаба 5-й ударной армии, подготовленной в мае 1945 года на основе опыта Берлинской операции, значится: «При недостатке орудий большой мощности штурмовым группам лучше придавать станковые пулеметы… Они успешно подавляют огонь огневых точек противника, более маневренны и легко маскируемы».

К концу войны крупнокалиберный пулемет заслужил репутацию эффективного оружия для стрельбы по воздушным целям (на дальности 1,5 километра), борьбы с огневыми точками (до восьмисот метров) и живой силой противника, прикрытой легкой броней (до пятисот метров).

С 1941 по 1945 год на вооружение РККА поступили около девяти тысяч ДШК. За всю войну потери крупнокалиберных составили около десяти тысяч единиц — чуть больше двадцати процентов от всего задействованного ресурса. По подсчетам военных историков, это самый низкий процент потерь из всей системы стрелкового вооружения.

Евдокия-пулеметчица

Родом Евдокия Михайловна Федоренко из Могилевской области Белоруссии. В 1934 году, спасаясь от голода, ее семья перебралась на Кубань, в станицу Старолеушковскую. Было тогда Евдокии одиннадцать лет. В станице она пошла в школу — в четвертый класс. Училась Евдокия хорошо, аттестат об окончании станичной десятилетки получила в июне 1941 года.

Через год, в августе 1942-го, Евдокия отправилась бить фашистов. Была наводчицей пулемета взвода крупнокалиберных пулеметов ДШК. Евдокия Михайловна вспоминает, что в пулеметчики брали не всех подряд и что сначала надо было пройти обучение. Готовили пулеметчиков по специальной программе, рассчитанной на сто десять часов. По окончании спецкурсов пулеметчики должны были в совершенстве владеть стрелковым оружием и уметь применять его в бою. Стоит отметить, что с поставленной задачей они справлялись успешно.

— Даже немцы признавали отличную выучку наших пулеметчиков,— вспоминала ветеран.

Пулеметчица Евдокия участвовала в боях за Туапсе, Тамань, Миллерово, освобождала Болгарию и Польшу.

Накрепко врезалась в память Евдокии Михайловны оборона Туапсе.

— У войны в горах особая стратегия,— рассказывала ветеран,— здесь бесполезны танки и бессильна артиллерия. Горные хребты делают невозможным создание единого фронта, а лабиринты ущелий поглотят любое пехотное соединение. Вся надежда пехотинцев на нас, пулеметчиков…

Главным врагом для Евдокии и ее боевых товарищей под Туапсе стали немецкие самолеты. Батарея, в составе которой воевала пулеметчица, за три с небольшим месяца обороны сменила десятки позиций. Тактика была такая: отстрелялись — и по машинам.

— После боя стволы наших пулеметов покрывала темно-рыжая окалина, от которой исходил жар. Бывало, пройдешь промасленной тряпкой по такому стволу — и он на глазах покрывается темно-синим цветом воронения. А масло на тряпке горит, и дым над всей позицией,— рассказала ветеран.

За войну Евдокия Михайловна была дважды ранена. Но возвращалась в строй. Демобилизовалась она 1 августа 1945 года. За мужество и доблесть, проявленные в боях, награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

После войны вернулась пулеметчица Евдокия в Старолеушковскую. Выбрала самую мирную работу: пошла в школу пионервожатой. В 1951 году выучилась в Краснодаре на курсах переподготовки по линии комсомола, работала в Новолеушковском райкоме комсомола. Вышла замуж, родились дети. В 1960 году Евдокия Михайловна вернулась в школу. До пенсии она работала в станичной средней школе №6 преподавателем домоводства. Ее ученицы, которых за два с лишним десятка лет было немало, помнят не только правила ведения домашнего хозяйства, но и мудрые жизненные советы любимой учительницы.

Точным бывает только один выстрел

Федор Иванович Сидоркин родился в июне 1923 года в деревне Старые Благородны, что в Новоторъяльском районе Марийской АССР. В детстве, как многие мальчишки, играл со сверстниками «в войнушки». Не знал тогда Федор, что придется окунуться в войну с головой, но уже не в игре, а в жизни…

В 1940 году окончил Федор десять классов средней школы. В июле того же года был направлен в Монгольскую Народную Республику — на строительство железнодорожных объектов.

В ряды РККА призвали его 8 августа 1941 года. Но на фронт он попал не сразу: сначала проходил подготовку в военном лагере неподалеку от города Слободского Кировской области. В конце ноября 1941 года в составе отряда сибиряков новоиспеченный пулеметчик Федор Сидоркин был отправлен на Западный фронт.

Евдокия Блинова

— Надо сказать, что пулемет был тяжелый и стрелял винтовочными патронами,— вспоминает ветеран. — И точный выстрел при стрельбе всегда бывал только один. Остальные тоже правильные, но они лишь повторяют первый.

В составе 1314-го полка 17-й стрелковой дивизии народного ополчения боец Федор Сидоркин принимал участие в боях за Москву, в освобождении Калужской и Смоленской областей. Пятого сентября 1942 года был ранен. В марте 1943 года, после лечения в госпитале, Федор Иванович вновь был отправлен на фронт. Воевал командиром орудийного расчета в 1271-м полку 49-й зенитно-артиллерийской дивизии. Участвовал в освобождении Смоленской области, Белоруссии, Польши.

Одиннадцатого ноября 1944 года убыл на прохождение курсов по подготовке офицеров, по окончании которых был направлен на должность комсорга 1-го стрелкового батальона 1316-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта.

Победу Федор Иванович встретил неподалеку от немецкого города Свинемюнде.

Демобилизовавшись в 1958 году, переехал на Кубань, в Лабинский район. Рассказы фронтового пулеметчика о войне помнит местная молодежь…

За героизм, проявленный в боях с фашистами, Федор Сидоркин награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру