Как животные в Сочи проводят время в самоизоляции

Бегемот разинул рот: булку просит бегемот. А точнее — картофель, морковь, яблоки и тыкву. С призывом о помощи к сочинцам обратились сотрудники аквариума в Мацесте, где обитает единственный в городе-курорте гиппопотам Фрида. Больше месяца закрытый в связи с карантином аквариум не принимает гостей, не получает выручки, а это значит, что денег на еду его обитателям попросту не хватает. Как переживают карантин животные, в Сочи узнавала наш корреспондент.

Как животные в Сочи проводят время в самоизоляции

Накормили бегемота

В сочинский аквариум бегемот Фрида прибыла из Израиля, из сафари-парка. Тогда ей было всего восемь месяцев. Недавно бегемотиха отпраздновала двенадцать лет и за это время успела стать любимицей многих ребятишек. Посмотреть не только на Фриду, но и на выдру Гарри, гренландского тюленя Люсю, пингвинов Гумбольдта, байкальских нерп, енотов, крокодилов, обитателей Черного моря, змей и экзотических рыб сюда приходят сотни гостей. Точнее, приходили до 26 марта.

— Нас закрыли на карантин в конце марта. При этом мы никак не можем оптимизировать собственные расходы. Мы должны кормить зверей, менять воду, давать витамины, платить персоналу, сегодня у нас работает 15 человек, оплачивать свет, коммунальные услуги,— рассказала заместитель директора сочинского аквариума Жанна Зазина.

Содержание всего аквариума в месяц обходится в семьсот тысяч рублей. И это самый минимум. В эту сумму входят лишь арендные и коммунальные платежи, зарплата сотрудников и питание для животных. В день бегемот Фрида, которая сейчас весит тонну, съедает 35 килограммов овощей. Для тюленей, нерп и пингвинов нужно шестьсот килограммов рыбы, змеям, выдре, енотам и крокодилам требуется курятина.

— Мы не планировали просить о помощи, так как считаем, что бизнес должен сам нести свои риски. Но мы оказались заложниками ситуации не потому, что мы неэффективно работаем, а потому, что нас поставили в такие условия. Огромное спасибо нашим арендодателям — холдингу «Мацеста», который согласился на отсрочку арендной платы. Мы пытались искать кредиты. Но, несмотря на обещанные меры поддержки отраслей, которые «стоят», банки не дают займы. Взять потребительский кредит тоже не получается, ведь в справке с работы прописано учреждение, которое сейчас не функционирует,— пояснила Жанна Зазина.

Как оказалось, просить о помощи и принимать ее совсем не просто. В день от неравнодушных любителей животных поступало более тысячи звонков.

— Сначала мы объявили сбор только продуктов, люди везли овощи и фрукты для бегемота, курятину, рыбу для остальных обитателей нашего аквариума. Позвонили с торговой базы, которая обеспечивает рестораны и кафе, отдали нам больше ста килограммов курятины. Из-за карантина многие не могли приехать, стали пересылать деньги. В итоге буквально за пару дней мы собрали 740 тысяч рублей,— рассказали в аквариуме.

Сегодня обитатели аквариума обеспечены продуктами на полтора месяца. А вот ситуация у владельцев предприятия пока не столь радужная. Ведь даже на субсидии в размере двенадцати тысяч рублей на человека, которые были обещаны предпринимателям, как выяснилось, рассчитывать они не могут. Тем не менее руководство аквариума решило отблагодарить всех неравнодушных, кто помог в сложной ситуации. После снятия карантина будут объявлены специальные дни открытых дверей — и все желающие смогут увидеть весело жующую банан Фриду абсолютно бесплатно.

А тиграм мясо… докладывают

У обитателей зоопарка в санатории «Октябрьский» карантин оказался более приятным. Единственный в Сочи зоосад был создан 23 года назад. Начиналось всё с павлинов, которые сейчас, пока в здравнице нет гостей, вольготно разгуливают по зеленой территории.

— Животные были изначально привезены руководителем шоу «Пять континентов» Гией Эрадзе. Он выступал в Сочи с цирковыми программами и дарил нам животных. Это звери, которые уже «отработали» свое: верблюд, лама, пони. В 2009 году Гия отдал нам белого льва Симбу. Он был молодой, но его не приняла стая обычных львов из-за его окраса. Всё шло к тому, что собратья его попросту убьют. Иногда люди сами отдают нам животных: некоторым владельцам просто нечем их кормить,— сообщила директор санатория «Октябрьский» Ольга Заславская.

Сегодня в зоопарке содержится пятьдесят животных. Среди них есть по-настоящему редкие: белый дикобраз, черный ягуар или гепард.

— Гепард очень редкое и капризное животное. Он ест только диетическое мясо, причем если это курица, то вся шкурка должна быть аккуратно снята,— поясняет Ольга Заславская.

Все животные в санатории содержатся за счет самой здравницы. Поскольку она принадлежит ОАО «РЖД», прием зверей в зоопарк утверждает руководство. Все-таки едят они много.

— Конечно, животные — это расходы. Это ветеринарный врач, это питание. Но мы хорошо себя обеспечиваем. И сейчас всё предусмотрели, подготовили все продукты питания, чтобы наши звери, хищники в первую очередь, те, кто ест мясо, были накормлены. Мы забили холодильники мясом, мясными продуктами, чтобы животные были полноценно накормлены. Тигры съедают от семи до десяти килограммов мяса в день каждый. Другие виды животных — парнокопытные, кенгуру помимо сена едят свежую траву. У нас огромная территория, мы ежедневно срезаем свежую траву для них — животные ее едят с удовольствием. Магазины нам поставляют овощи, фрукты, мы закупили зерновые, овес, семечки, всевозможные крупы, которые употребляют животные. Таких запасов точно хватит на три месяца,— объяснила Ольга Заславская.

О том, что животным в зоопарке санатория «Октябрьский» живется неплохо, говорит еще один факт: здесь постоянно рождаются детеныши. Так, совсем недавно появились малыши у альпака, порадовали потомством и белые кенгуру.

Россия — родина слонов

Не ощущают на себе карантин и слоны в цирке. Они приехали в Сочи в составе труппы перед карантином, успели дать два выступления и…

— Раз в три года мы ездим по конвейеру, оказались в Сочи и получили распоряжение компании «Росгосцирк», которая подчиняется Министерству культуры, о том, что необходимо прекратить все представления. В составе нашей труппы есть верблюды, лошади, обезьяны, питоны, но ее основные звезды — слонихи: Прэтти, ей 29 лет, и одиннадцатилетняя Марго,— рассказал дрессировщик слонов Андрей Дементьев-Корнилов.

Малышка Марго, которая сегодня весит более трех тонн, прибыла в российский цирк восемь лет назад из Китая. В соответствие с международной конвенцией СИТЭС слонов можно покупать только старше трех лет и только рожденных в неволе в третьем поколении.

— Когда к нам приехала Прэтти, в труппе было четыре слона, но она сразу сдружилась с Марго. У них отношения как у мамы с дочерью. Марго очень талантливая артистка: буквально за полгода она выучила множество трюков и даже выступала на фестивале циркового искусства. Слоны, которые работают в цирке, выращиваются на фермах. Каждый из них стоит порядка 190 тысяч евро. Сейчас многие требуют закрыть цирки, но такие животные не смогут жить в дикой природе: они уже привыкли к человеку, они одомашнены. Я бы очень хотел, чтобы у наших слонов появилось потомство, но для этого нужна государственная программа. Слоны — редкие животные, и было бы замечательно, если бы они могли рожать детенышей и в России,— считает Андрей Дементьев-Корнилов.

О слонах в цирке действительно заботятся. На содержание каждого из них государство выделяет порядка 150—200 тысяч рублей в месяц. Ежедневно слоны едят фрукты, овощи, каши, сено и ветви бамбука. Выходит килограммов по сто пятьдесят.

— Наши слоны вообще не заметили карантина. Они в обычном режиме кушают, по утрам мы устраиваем тренировки и репетиции, потом они гуляют, купаются. В сочинском цирке для их прогулок есть хороший большой двор. Да и в таком климате проводить карантин гораздо приятнее, чем, например, в Магнитогорске,— отметил дрессировщик.

Единственная проблема карантина — отсутствие прогулок на природе. В каждом городе дрессировщик вывозит слонов то на речку, то в лес. Например, в прошлый приезд в Сочи они побывали в Солох-Ауле.

— Сейчас мы, к сожалению, не можем вывести слонов на природу. Из-за того, что они гуляют по асфальтированному двору, у них набиваются стопы. Чтобы решить проблему, необходимо оборудовать песочницу, но на это потребуется несколько КамАЗов песка, а таких денег в бюджете цирка нет,— пояснил Андрей Дементьев-Корнилов.

Но не успел дрессировщик рассказать о ситуации в социальных сетях, как проблема была решена. На призыв о помощи откликнулся застройщик комплекса «Министерские Озера» в Сочи — компания AVA Group. Для того чтобы оборудовать песочницу, они предоставили несколько КамАЗов песка. Помог с песком и сочинец Артем Хрипунков, кроме того, было собрано 20 тысяч рублей — их направили на оборудование песочницы. Такому подарку Марго и Прэтти были очень рады.

Помощь ждет «Бим»

В собачьем приюте «Бим» ситуация плачевная. Сегодня здесь содержатся 450 собак, все они в разное время были выброшены людьми на улицу и подобраны неравнодушными волонтерами.

— Наш приют появился в 2014 году. Начался он с того, что несколько пожилых дам приютили брошенных собак. Когда я приехала, здесь находились шестьдесят собачек, а сегодня уже четыреста пятьдесят,— рассказала руководитель приюта «Бим» Юлия Мостовая.

Приют изначально появился как частная инициатива. Остается он таким до сих пор. Единственная помощь города — выделение участка земли для создания вольеров.

— Содержание приюта обходится в 250 тысяч рублей, существуем мы только на личные средства и средства неравнодушных людей. В месяц обычно собираем от 60 до 100 тысяч рублей. С приходом карантина ситуация не изменилась. Собаки также хотят есть. Каждый день мы варим им кашу на костре, у нас есть огромные котлы. Чтобы накормить всех собак, нужно 560 литров каши,— объяснила Юлия Мостовая.

Сегодня приют в долгах, как в шелках. Только перед ветеринарной клиникой его задолженность составляет свыше семидесяти тысяч рублей. Два работника, которые помогают в приюте, уже давно не получали зарплату. Так что здесь рады любой помощи.

— Мы очень рады, когда нам привозят продукты, так как у меня нет машины, а волонтеры не всегда могут забрать или купить что-то. Нам нужны ячневая и пшеничная крупы, сухие корма, мясные обрези. В день собаки съедают пятнадцать мешков сухого корма. Люди иногда привозят, подбрасывают собак, но никто не спрашивает, могу ли я их взять, есть ли деньги, чтобы их содержать,— рассказала руководитель приюта.

Конечно, лучшая помощь для собачек — просто взять их домой. Но в такое непростое время мало кто делает это. В неделю из приюта обычно уезжает по две-три собаки.

— Единственное решение проблемы бездомных собак — это их стерилизация, чтобы не появлялись новые. В прошлом году в городе действовала программа, было выделено пять миллионов рублей, стерилизовано более одной тысячи собак, но сейчас этой программы нет. В приюте мы проводим все необходимые процедуры по стерилизации и обработке от блох самостоятельно, за свой счет. Каждая обходится порядка 1500 рублей,— подчеркнула руководитель приюта «Бим» Юлия Мостовая.

Найти координаты приюта «Бим» для оказания помощи можно в социальных сетях. Ждут здесь и волонтеров, которые могут помочь с кормлением или выгулом собак.

После карантина…

А пока сочинцы помогают слонам и бегемотам, горный курорт «Роза Хутор» решил позаботиться о маленьких, но очень редких обитателях Кавказских гор — малоазиатских тритонах и лягушках — кавказских крестовках. Для этих эндемиков, которые включены в Красную книгу России, на курорте будет создано специальное озеро. Водоем расположится на высоте более 1800 метров над уровнем моря и поможет животным размножаться. Он будет использоваться как нерестилище, где тритоны и лягушки обычно откладывают икру и выводят потомство.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру