Семнадцатилетние краснодарские мальчишки летом 1942 года встали на защиту города в районе Пашковской переправы

В августе 1942 года фашистские войска подошли вплотную к столице Кубани. Девятого августа начались оборонительные бои за город. Чтобы замедлить наступление немецких частей, защитники города взорвали железнодорожный и деревянный мосты через реку Кубань. Оставался только паромный мост за станицей Пашковской. У этого моста держали оборону бойцы 30-й Иркутской стрелковой дивизии и батальон 1173-го полка 349-й стрелковой дивизии. Большинство бойцов батальона были 17—18-летними мальчишками, вчерашними выпускниками краснодарских школ. Их главной задачей было прикрывать отход основных сил, удерживая переправу. При выполнении этой задачи почти все они погибли.

Семнадцатилетние краснодарские мальчишки летом 1942 года встали на защиту города в районе Пашковской переправы
Новый памятник на месте Пашковской переправы

«Пацаны с винтовками противостояли немецким танкам»

Защита Пашковской переправы стала самым ярким и трагичным эпизодом обороны Краснодара. Десятого августа немцы начали наступление на станицу Пашковскую. В полдень ударной группе 308-го полка под командованием лейтенанта Вича удалось ворваться на окраину станицу и закрепиться на позициях. В то же время части 125-й пехотной дивизии атаковали Пашковскую с севера.

К вечеру немецкие части, занявшие окраину станицы, были втянуты в ближние бои за дома и фруктовые сады. В записках фашистского офицера Вернера Хаупта есть сведения, что немцы стягивали силы в центр станицы для мощной атаки по направлению к мосту через Кубань. Пробиться к переправе фашистам не удалось: атака противника была отбита красноармейцами.

Вместе с тем сами защитники переправы оказались в тяжелом положении. В этом бою наши части потеряли больше половины личного состава. Не хватало патронов и снарядов. Остановить противника, рвущегося к мосту, было практически невозможно.

Очередную атаку немцы предприняли в четыре часа утра 11 августа. Противник повел наступление по всему фронту 30-й и 349-й стрелковых дивизий, оборонявших Пашковскую переправу. На подступах к мосту разгорелся жестокий бой. Архивные документы свидетельствуют, что на южную окраину станицы Пашковской ворвались два батальона немецкой пехоты и пятнадцать танков с бронемашинами.

Участником тех событий был Геннадий Казаджиев — легенда спортивной акробатики, почетный гражданин Краснодара. Ветеран вспоминал, что немецким танкам противостояли только «пацаны, вооруженные винтовками». Что они могли сделать! Стало очевидным, что удержать переправу не удастся. Был отдан приказ взорвать мост. В половине десятого утра 11 августа советские саперы под минометным и автоматно-пулеметным огнем противника приступили к выполнению этого приказа.

После войны командир саперного взвода 16-го отдельного инженерного батальона лейтенант Михаил Шперлинг вспоминал, что из сорока саперов подрывной команды в живых остались только восемнадцать — остальные были убиты при минировании моста. К часу ночи 12 августа остатки моста были уничтожены. Пашковская переправа была полностью захвачена немцами.

О судьбе защитников переправы красноречивее всего говорит донесение начштаба 349-й стрелковой дивизии майора Иванченко, сохранившееся в военных архивах. «Батальон 1173-го стрелкового полка, будучи придан 30-й сд, участвуя в боях, в дивизию не вернулся. Прибыло в дивизию 18 человек из общего числа батальона в 534 человека. Об остальных сведений нет»,— сказано в донесении.

«Родным сообщили, что я погиб»

Картина боевых действий на Пашковской переправе для ее защитников складывалась из отдельных эпизодов, о которых рассказывают те немногие, кому удалось выжить под шквальным артиллерийским и пулеметным огнем, под градом авиабомб и гранат и непрекращающимся стрекотом пулеметов.

Части, оборонявшие переправу, были укомплектованы молодежью 1924—1925 года рождения из Краснодара, Пластуновского и Новотитаровского районов. Одним из этих юных бойцов был потомственный казак, коренной краснодарец Виталий Михайлович Басий. В августе 1942 года ему исполнилось семнадцать лет.

Ветеран вспоминает, что в военкомате некоторых ребят не хотели брать, потому что им не было еще семнадцати. Они прибавляли себе возраст и даже приподнимались на цыпочки, чтобы казаться выше и взрослее.

— На сборном пункте мне выдали гимнастерку, карабин и патроны, а потом нас направили в район 43-й школы, где мы наскоро прошли обучение. Потом определили меня в состав батальона 1173-го полка 349-й стрелковой дивизии,— рассказывал Виталий Михайлович.

Чтобы пополнить поредевшие в боях с немцами части, в считанные дни на Кубани мобилизовали 103 тысячи человек. На оборону Краснодара было направлено девятнадцать тысяч человек, почти четырнадцать тысяч из них были 17—18-летними мальчишками. Неопытным, необстрелянным пацанам предстояло противостоять матерым немецким солдатам.

— Фашистов интересовали выходы к Черному морю, к портам. Командование приняло решение: линию обороны создать на горных перевалах за Горячим Ключом. Туда необходимо было перебросить всю дееспособную армию. А для того чтобы провести передислокацию, нужно было выиграть время. Для этого врага необходимо было задержать в Краснодаре. Главная задача, которую поставили перед нами,— удержать Пашковскую переправу,— вспоминал Виталий Басий.

Подразделение, в которое был зачислен боец Басий, направили в район Краснодара, примыкавший к станице Динской. Солдаты окопались и несколько дней ждали атаки. Стало известно, что противник высадил десант в районе станицы Пашковской. Часть подняли по тревоге, выдали винтовки и по пять патронов и перебросили в район высадки десанта.

— Заняли мы новую позицию. А утром нас стали обстреливать фашистские десантники. Патроны у нас все вышли, и лейтенант приказал нам отступить в район кирпичного завода, где стояли наши части. За это лейтенанта чуть под трибунал не отдали. Помню его слова: «А что мои ребята могли против немцев сделать? У немцев автоматы, а у них — по пять патронов на брата»,— рассказывал Виталий Михайлович.

Конец спору положила начавшаяся бомбежка.

Окопы, в которых закрепились защитники переправы, тянулись цепью в несколько километров, отделяя кирпичный завод от того места, где сейчас находится район Гидростроителей. Наши позиции беспрерывно обстреливала немецкая артиллерия и бомбили немецкие самолеты. Атаки хорошо вооруженной пехоты и танков следовали одна за другой. А кроме трехлинейных винтовок у защитников переправы ничего не было, и всё же им удалось отбить несколько атак фашистов.

Лишь немногим защитникам переправы посчастливилось уцелеть, да, видно, судьба хранила Виталия Басия. Позже, в боях под Апшеронском, Виталий Михайлович был тяжело ранен в ногу и шею. Получил контузию.

— Рванула бомба рядом — меня землей завалило,— вспоминал ветеран.

Потерявшего сознание семнадцатилетнего бойца, присыпанного землей, так бы и не нашли, если бы на него случайно не наткнулся другой боец. Спаситель услышал слабый стон, и Виталия откопали. В сознание раненый пришел уже в госпитале. А родным по ошибке сообщили, что он погиб…

— Представляете, какая была радость, когда я, живой, появился на пороге родного дома,— поделился воспоминаниями ветеран.

Немного подлечившись после ранения, Виталий Басий вернулся на фронт. Воевал на территории Молдавии. Участвовал в боях Ясско-Кишиневской операции. Боевой путь закончил в румынских Яссах. Демобилизовавшись, вернулся в родной Краснодар.

После войны работал на кирпичном заводе, был заведующим гаражом, трудился дальнобойщиком в автохозяйстве №3. Принимал участие в освоении целинных земель в Казахстане. К фронтовым наградам — ордену Отечественной войны II степени и медалям «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» в мирное время добавил Виталий Михайлович медаль «За доблестный труд» и звание ветерана труда. В 2018 году казак Екатеринодарского районного общества Виталий Басий стал почетным гражданином города Краснодара.

В год 75-летия Великой Победы ветераны Великой Отечественной войны, в числе которых были защитники Пашковской переправы Сергей Дробязко (автор книги «Дорогами войны», почетный гражданин Краснодара) и Виталий Басий, выступили с инициативой о создании на месте боев за переправу мемориального комплекса в память о погибших героях.

Проект поддержали депутаты городской Думы Краснодара. В феврале нынешнего года на улице Заводской началось строительство мемориала, автором которого стал известный краснодарский скульптор Валерий Пчелин. Девятого мая 2020 года губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и мэр Краснодара Евгений Первышов возложили цветы к мемориальному комплексу «Защитникам Пашковской переправы». Торжественное открытие мемориала состоится после снятия карантина, введенного на Кубани в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру