Профессиональная удача
После завершения орбитального полета космонавт прошел полное медицинское обследование, а затем получил заслуженный отпуск. Вопросов, где отдыхать, у него не возникло. Разумеется, на лучшем курорте страны — в городе Сочи. Сразу после первомайских праздников Юрий Гагарин с женой прилетели на Черноморское побережье Кавказа.
В тот раз огромная журналистская удача выпала на долю фотокорреспондента сочинской городской газеты «Красное знамя» Виталия Аврискина. Всё произошло очень стремительно. В воскресенье утром оторвали от домашних дел, вызвали в редакцию, оттуда со всей аппаратурой спешно доставили в специальный отдел военкомата, где хмурый капитан без долгих сантиментов объявил:
— На отдых в Сочи прибывает первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Он проведет у моря две недели. Вы будете его повсюду сопровождать и делать фотоснимки. Повторяю: снимать будете только самого Юрия Гагарина и никого из сопровождающих его людей. Самые удачные фотографии по каналам ТАСС будут распространены по всему миру. Есть у вас вопросы?
В этот момент оторопевший Виталий Аврискин помотал головой и попросил стакан воды….
Оказывается, в те дни возможность отдохнуть получили все участники первого отряда космонавтов — их было двадцать человек. Однако если Юрия Гагарина знал уже весь мир, то будущие герои оставались еще людьми засекреченными. Поэтому на отдыхе их поселили хотя и по соседству, но все-таки отдельно. Для Юрия Гагарина и его семьи был отведен уютный особняк дома отдыха имени Цюрупы на самом берегу моря. Здесь за время отпуска космонавта побывало немало важных гостей. Весь остальной отряд космонавтов разместился на большой даче санатория «Сочи». Купаться в мае было еще холодновато, но будущие космонавты на это решались, многие стали учиться гонять на водных лыжах. Кроме того, всем разрешили ездить на рыбалку, гулять по аллеям санаторного парка, играть на спортивных площадках и даже ходить на танцы.
Для Юрия Гагарина была своя программа. Многие годы спустя сопровождавший его повсюду Виталий Аврискин рассказывал, что почти каждый день первому космонавту планеты приходилось хоть на пару часов уезжать из отряда. Встреча с сочинцами в Зимнем театре. Посадка памятного дерева на новой улице. Беседа с участниками официальной английской делегации. Виталий Аврискин очень любил об этом вспоминать.
— Ну и что за человеком был Юрий Гагарин? — часто расспрашивали его молодые сочинские журналисты.
— Нормальный парень! Слава-то на него обрушилась огромная, в один день стал знаменитее королей и президентов. Но вот что удивительно: не испортила она его. И с английскими лордами, и с отцами города, и с обычными горничными был одинаково прост и приветлив. Ценил офицерское братство, всюду старался напоминать, что он военный летчик Советской Армии. Перед друзьями по отряду нос не задирал. Очень азартно играл и в баскетбол, и в волейбол, не сдавался никогда, до конца бился. Про его замечательную улыбку говорить не стану: про это и так много всего написано…
— Он один отдыхал в Сочи?
— Как же один? С женой! Тут тоже особый случай. Удивительнейшим человеком оказалась Валентина Гагарина. Любила она мужа беззаветно, это во всём чувствовалось. Но на людях была очень скромна, просто незаметной тенью следовала за главой семейства. Однажды призналась, что после Юриного полета ей ведь даже орден дали, так она его никогда носить не собиралась: нет, считала, никакой заслуги в получении награды.
— А веселым человеком был космонавт?
— Веселым! Но как-то по-умному веселым! И юмор ценил, и на шутки не обижался, и сам любил пошутить. Так легко работалось с ним во время отпуска…
В это же время в санатории «Сочи» отдыхал генеральный конструктор советской космической программы Сергей Королев. Он встретился со всеми космонавтами, они беседовали несколько часов в санаторном парке. Речь шла о предстоящем втором космическом полете. Как известно, Юрий Гагарин совершил всего один виток вокруг Земли, находился в космосе 108 минут.
— Ну а каким по продолжительности будет второй полет? Что думаете? — спросил космонавтов Сергей Королев.
— Два витка вокруг Земли! Или даже три! Неужели больше, Сергей Павлович? — раздались голоса.
— Второй полет будет рассчитан на целые сутки,— впервые открыл свои будущие планы Сергей Королев.
Среди участников этой встречи был и Герман Титов, которому в будущем предстояло стать вторым советским космонавтом. Именно он в августе 1961 года на корабле «Восток-2» совершил суточный полет.
Запомнился надолго
Главным руководителем Сочи в ту пору был первый секретарь горкома КПСС Сергей Медунов. Человек очень инициативный, он постарался сделать все возможное, чтобы отпуск в Сочи запомнился и Юрию Гагарину, и всем будущим космонавтам. Медунов решил показать всё самое интересное. Экскурсия в парк «Дендрарий». Купание в лучшем по тем временам искусственном бассейне санатория имени Орджоникидзе. Посещение цирка. Поездка на военную турбазу «Кудепста», где для отдыхавших военнослужащих была организована большая спартакиада. Первый космонавт стал зрителем волейбольного матча. На площадку против представителей Военно-воздушных сил вышли любители спорта из танковых войск. В какой-то момент танкисты начали вести счет, летчики уже потеряли надежду на победу. И тут Юрий Гагарин применил «военную» хитрость: снял темные очки. Про матч тут же все забыли, все бросились к космонавту, а бедные танкисты так и не поняли, почему проиграли.
— Потому что ВВС летают выше всех,— пошутил Гагарин.
Самая забавная история во время того отпуска произошла на горе Ахун. Специально для космонавтов было решено устроить банкет в первоклассном ресторане на вершине (этот ресторан «Ахун» сейчас, к сожалению, разрушен). Всё было готово: белоснежные скатерти на столах, изысканные блюда, хрустальные бокалы — словом, высший класс. Во главе встречающих стоял сам Сергей Медунов, окруженный многочисленными референтами. Но гости задерживались. Оказывается, на последнем повороте к ресторану водитель автобуса свернул в другую сторону и подвез космонавтов к видовой башне на вершине Ахуна. Тут Юрий Гагарин осторожно заглянул в небольшую шашлычную, которая, кстати говоря, до сих пор существует. Там горели факелы, на мангале готовились шашлыки, повсюду стояли кувшины с пенящимся красным вином.
— Это вы нас поджидаете? — обратился Юрий Гагарин к шашлычнику Николаю Дорохову.
Тот, вдруг увидев человека, известного по многочисленным портретам, среагировал просто мгновенно.
— А кого же еще, Юрий Алексеевич? Проходите, пожалуйста, всегда вам рады! Девочки, скорее лучшего вина дорогим гостям!
Не будем забывать, что еще пару лет тому назад все космонавты были простыми летчиками из дальних гарнизонов. В простенькой шашлычной они чувствовали себя гораздо увереннее, чем в ресторанах с накрахмаленными скатертями. Словом, быстро разместились за столами, наполнили стаканы, выпили, принялись за шашлыки.
В это же самое время всё сочинское начальство ожидало гостей на пороге ресторана «Ахун». Мобильных телефонов тогда еще не существовало — звонили в санаторий «Сочи» по простому телефону.
— Где гости?
— Давно уже выехали!
— Почему до сих пор никого нет?
— Может, где задержались?
Примерно после часового ожидания кому-то из референтов пришла в голову мысль: а может, космонавты случайно завернули на башню? Помчались туда и увидели удивительную картину. Сам Юрий Гагарин, все его друзья находились в отличном расположении духа, пили вино и обнимались с простыми курортниками. Вороты рубашек у всех были уже распахнуты, кители сняты, галстуки сбились набок. Уходить из шашлычной даже и не собирались, всем тут было по душе. Когда их все-таки привезли к ресторану «Ахун», взбешенный Сергей Медунов одного за другим снимал с работы своих помощников. Что же касается Юрия Гагарина, он враз превратил это происшествие в шутку: дескать, так всё было здорово в простенькой шашлычной, спасибо большое!
Кстати говоря, после этого случая, приезжая в Сочи на отдых, все советские космонавты первого отряда всегда посещали так полюбившуюся всем шашлычную на Ахуне. Среди покорителей неба даже появилась шутка: «Дорога в космос лежит через Ахун».
За несколько дней до окончания своего первого отпуска после полета Юрий Гагарин принял участие в двух памятных церемониях. Вначале он посадил молодую магнолию на поляне Дружбы в парке «Ривьера». Затем приехал в район новостроек возле кинотеатра «Родина». Здесь посадил деревце гималайского кедра. Это было символично, ведь позывным Юрия Гагарина в первом полете был именно «Кедр». Во время церемонии было объявлено, что этой новой улице сейчас будет присвоено имя первого космонавта планеты. Сам Юрий Гагарин был этому очень удивлен.
С тех пор прошло очень много лет. Земная слава Юрия Гагарина оказалась яркой и стремительной. Он продолжал летать, готовился к новым космическим экспедициям и разбился во время тренировочного полета в марте 1968 года. А вот память о нашем великом соотечественнике — первом космонавте планеты и замечательном человеке будет вечной! И навсегда в истории приморского города сохранится знаменательный факт: первый отпуск после своего легендарного полета Юрий Гагарин провел в Сочи.