Профессии победителей: Фронтовой разведчик должен был выполнить задачу и живым вернуться к своим

Разведка на войне играла если не ключевую, то, во всяком случае, очень и очень важную роль. Без нее практически невозможно было подготовить войсковую операцию или нанести точный огневой удар по позициям противника. Остро необходимые сведения о противнике — его вооружении, расположении и намерениях — нашим разведчикам приходилось добывать буквально под носом у немцев, каждую минуту рискуя жизнью. Потому для них жизненно необходимыми были умения ориентироваться в пространстве и оставаться незаметными на любой местности. И всё же, по словам ветерана Великой Отечественной войны Тимофея Белякова, главной для бойца разведподразделения была способность выжить и довести дело до конца. В противном случае смертельный риск оказался бы напрасным…

Профессии победителей: Фронтовой разведчик должен был выполнить задачу и живым вернуться к своим
Фото: mopmr.org

Маскировка и бесшумность

До войны жил Тимофей Беляков в селе Ивановка, расположенном в Исмаиллинском районе Азербайджана. По сей день азербайджанская Ивановка, в которой когда-то обосновалась община молокан, остается уголком русской сельской культуры. В 1940-е никому и в голову не могло прийти, что через много лет Ивановка больше не будет частью единой большой страны под названием СССР…

В 1941 году пришли в Ивановку, расположенную в двухстах километрах от Баку, повестки из военкомата. И пошел Тимофей Беляков защищать родную землю от фашистской чумы.

Сначала служил Тимофей Беляков в Закавказье, где обучался военной науке, затем направили бойца на Северо-Кавказский фронт. Тимофей Григорьевич участвовал в боях за Владикавказ, гнал фашистов с Кубани и Ставрополья, участвовал в освобождении Таганрога. За доблесть и мужество награжден он орденом Отечественной войны II степени… А перед всем этим был маленький город Азов, где и начался боевой путь разведчика Белякова.

Фото: 1_History-doc.ru

Разведка, как говорил ветеран, процесс практически невидимый, но при этом она глаза и уши любого подразделения, хоть полка, хоть дивизии, хоть всей армии. Потому бойцу разведподразделения на фронте требовалось два главных навыка: маскировки и бесшумности.

Стать призраком, тенью, слиться с землей, раствориться в тумане должен был уметь разведчик, чтобы враг не смог обнаружить его, даже находясь совсем рядом, в метре-двух. Опытного разведчика противник не должен ни видеть, ни слышать до тех пор, пока не станет слишком поздно. Фронтовики рассказывали, что перед рейдом за линию фронта бойцы разведгруппы проверяли свою экипировку на бесшумность. Им рекомендовалось подвигаться, попрыгать на месте, даже покувыркаться, прислушиваясь к возникающим шорохам и стукам.

Весь этот «шум», рассказывал ветеран, нельзя было нести с собой за линию фронта, поэтому источник шума устраняли. К примеру, металлические предметы, чтобы не позвякивали при движении, перекладывали материей, а спички в коробке накрывали кусочком марли или сухого мха. Мелочь, скажете? Эта мелочь могла стоить жизни. Что произойдет, если немец услышит шуршащий коробок со спичками в кармане у бойца? Обнаруженный противником разведчик и сам погибнет, и задачу боевую не выполнит…

Было у фронтовых разведчиков еще одно непреложное правило: не оставлять фашистам своих раненых и убитых. В плен разведка не сдается — отправляясь за линию фронта, бойцы брали с собой гранату, чтобы подорвать себя и врагов, если не останется выхода…

Интуиция как инструмент выживания

За линию фронта Тимофей Беляков ходил несколько раз. Выполнял разные задания: прощупывал оборону противника, собирал сведения о его ближайших тылах.

В тыл к немцам разведгруппа углублялась, как правило, не далее чем на два десятка километров. Случалось, Беляков и его боевые товарищи провожали через линию фронта других разведчиков, которые направлялись в глубокий немецкий тыл. Провожали до определенной точки и шли назад, к своим позициям, задержавшись на оккупированной территории на несколько дней.

Ветеран вспоминал, что там, на немецкой территории, всё зависело от подготовки бойцов разведподразделения, от их физической выносливости, психологической устойчивости и опыта. В разведке вообще чины и звания главными не были, говорил ветеран,— важны только опыт и знания. Зачастую учились на ходу, друг у друга.

На задании главным был тот, кто знает все ходы-выходы, все хитрости и практические приемы. Тут вся надежда на опыт. И на интуицию, которой обладал каждый опытный разведчик.

Тимофею Григорьевичу врезался в память один из случаев на фронте — часть боевой операции под Таганрогом. Разведгруппа, в которую входил Тимофей Беляков, получила задание и ушла на передовую, чтобы оценить обстановку и проследить, как идет бой. Укрылись разведчики в землянке.

— Получили мы приказ от взводного и ротного: сидеть на месте и не высовываться, пока они не вернутся,— рассказывал разведчик Беляков. — Открылась дверь — и две белые фигуры в маскхалатах растворились в морозной ночи.

Солдаты затаились. Шло время. Бойцы успели немного отогреться. Сидели тихо, чутко вслушиваясь в ночную тишину. Командиры не возвращались.

— На душе стало как-то неспокойно,— продолжил рассказ ветеран,— поднялась откуда-то со дна тревога. В голову полезли сумрачные мысли…

Фото: history-doc.ru

Разведчик подумал, что старшие командиры погибли, и, наверное, был недалек от истины. Он всё порывался выйти на улицу, посмотреть, что происходит. Товарищи не пускали: приказ нарушать нельзя.

— Но я все-таки не удержался и вышел. Выглянул из-за бруствера и буквально метрах в тридцати от себя увидел наступающих молчаливой цепью гитлеровцев,— вспоминал ветеран.

Беляков успел нырнуть в землянку, схватить карабин и крикнуть: «Немцы!» Всё вокруг мгновенно осветилось от ракет, которые запустили немцы, засвистели трассирующие пули.

— Светло стало так, что можно было собирать иголки,— рассказывал ветеран. — С карабином наперевес я стал уходить по высокому берегу: стрелять уже не было возможности. Потом пришлось прыгать вниз с трехметровой высоты. Чудом добрался до расположения части и предупредил об опасности…

После той боевой операции из всей разведгруппы в живых остался только разведчик Беляков. Десятилетия спустя, по словам ветерана, погибшие друзья снова и снова продолжали приходить к нему в тревожных снах…

Три весточки от смерти

— За всю войну я трижды получал предупреждения от смерти,— рассказывал разведчик Беляков. — Три раза меня ранили, но, видно, не судьба была погибнуть…

После ранений Беляков лечился в госпиталях и снова возвращался на фронт.

В первый раз рядового Белякова ранило под Таганрогом. Случилось это в марте 1943 года. Тогда, как вспоминал ветеран, его в составе разведгруппы отправили на передний край разведать обстановку. Приказ был четким и ясным: привести языка —немецкого солдата, а лучше офицера.

— Приказ мы в точности выполнили, доставили языка,— говорил разведчик Беляков.

Фото: Mirtesen.ru

Немец попал в плен целехоньким — без единой царапины, а самому Белякову повезло меньше. Раненный на задании разведчик надолго попал в госпиталь. Впрочем, о том задании сам ветеран отзывался как о самом обычном деле: это был один из многих его рейдов в немецкие тылы.

Второе ранение тоже надолго вывело бойца из строя, а после третьего, немного подлечившись, он попал в учебный батальон. А потом из-за осколка, так и оставшегося в ноге, Тимофей Григорьевич был признан негодным к строевой службе.

Победу младший сержант Тимофей Беляков встретил в школе младших командиров. Почти сразу же подоспел приказ военного командования: всех трижды раненных перевести на «гражданку»…

Тимофей Григорьевич демобилизовался и поехал домой, в Ивановку, где ждала сына-помощника овдовевшая мама. Отца она схоронила накануне…

После войны Тимофей Беляков три с лишним десятка лет проработал в местном колхозе имени Ворошилова. Женился, вместе с супругой вырастил пятерых детей. Вышел на заслуженный отдых. Но и тут ждал ветерана крутой поворот на дороге жизни. Тимофей Беляков под давлением обстоятельств вынужден был уехать из Азербайджана, теперь уже отдельного государства, в Россию. Обосновался ветеран, в 1943-м освобождавший Кубань, в Гулькевичском районе края, в маленьком селе Соколовском. На кубанской земле живут сегодня и дети героя, и внуки, и правнуки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру