Мы мирные люди, но наш бронепоезд…
Фразу из известной революционной песни ветеран Великой Отечественной, капитан второго ранга в отставке и бессменный руководитель в течение десятилетий новороссийского Поста №1 Виталий Лесик любил повторять, когда рассказывал о войне. Для него эта строчка имела особое значение, ведь с бронированными поездами был связан весь его фронтовой путь.
— Советские бронепоезда вступили в бой с наступавшими немецкими частями в первые же дни войны,— вспоминал ветеран. — Они вели борьбу с танками и самолетами, прикрывали огнем отступление частей Красной Армии...
Ветеран рассказывал, что бронепоезда на фронте были настоящими «палочками-выручалочками». Их очень быстро можно было ввести в действие: всего-то и надо — паровоз, две-три платформы, несколько броневых листов, пара орудий, пять-шесть пулеметов и, самое главное, крепкие руки и умные головы.
На вооружении РККА бронепоезда были еще в Гражданскую. В исторических трудах, посвященных событиям тех лет, описан не один случай, когда неприступные бронекрепости на колесах решали исход сражений, не оставляя противнику ни малейшего шанса на успех. Со временем их роль в военных действиях изменилась. В новых условиях тяжелые «передвижные форты» уже не могли противостоять, например, танковым атакам противника. У «бронекрепостей» было мало шансов уцелеть под огнем противотанковой артиллерии. Однако как передвижные артиллерийские батареи бронепоезда по-прежнему были эффективны.
Перед самым началом войны, согласно докладной записке «О бронепоездах Красной Армии» начальника Автобронетанкового управления РККА Павлова от 16 мая 1940 года, на вооружении РККА имелось 28 легких бронепоездов и тринадцать тяжелых.
Броневыми поездами были укомплектованы и войска НКВД по охране железнодорожных объектов, а также оперативные войска НКВД. На начало войны части НКВД располагали 25 бронепаровозами. Кроме того, в приграничных районах страны в 1940—1941 годах было сформировано несколько дивизий НКВД по охране железных дорог. В составе каждой дивизии были три-четыре полка, располагавших одним, двумя или даже тремя бронепоездами, в том числе из тех, что были построены на советских заводах перед войной и в первые месяцы после ее начала.
К слову, с октября 1941 года до конца следующего, 1942-го, по приказу Наркомата обороны советские заводы дали фронту 85 новых бронепоездов.
«Бить врага вдоль железных дорог»
Руководству РККА боевое применение бронепоездов виделось следующим образом. В полевом уставе (в редакции 1939 года) значилось, что бронепоезда, обладающие мощным артиллерийским и пулеметным вооружением, броневой защитой и мобильностью, являются действенным средством поражения живой силы и техники противника в районе железной дороги.
В связи с этим уставом на бронепоезда возлагались задачи по охране железнодорожных коммуникаций, станций и перегонов. Помимо этого бронированные поезда мощью своих орудий должны были поддерживать пехоту и конницу в бою, вместе с десантными группами участвовать в захвате важных узлов — станций, мостов и удерживать их до подхода своих войск.
Случалось и так, что бронепоезда, прикрывая отступление наших частей, принимали огонь на себя, стараясь погибнуть, забрав с собой как можно большее число солдат противника и техники. В первые годы войны потери бронепоездов были велики…
Согласно архивным документам, в 1941 году Красная Армия потеряла 42 бронепоезда. Половина значилась в списках Главного автобронетанкового управления, другие — из числа флотских или трофейных (бронепоезда на фронте использовали обе воюющие стороны). Потери поездов НКВД в 1941 году в документах не зафиксированы.
В 1942 году было уничтожено 45 бронепоездов РККА — 42 армейских и три флотских. Год спустя, в 1943-м, армия потеряла лишь два бронепоезда. А за 1944—1945 годы потерь в бронепоездах не было вовсе.
Секретный пассажир бронепоезда
Ровесник Октябрьской революции Виталий Лесик ушел в армию в 1938 году. Служить пошел, что называется, от сохи — до того Виталий Андреевич восемь лет проработал в колхозе в Винницкой области.
Служить Лесик попал на Дальний Восток, на бронепоезд, охранявший подъездные пути к границе. Срочная служба для него кончалась в мае 1941 года.
— Уже на чемоданах сидел, домой собирался,— вспоминал ветеран,— а тут командир сообщил, что на Советский Союз готовится нападение…
Так и не начавшись, закончился дембель…
В 1941 году артиллерист Виталий Лесик участвовал в обороне Москвы. В числе бронетехники, защищавшей подступы к столице, были и бронепоезда. К слову, подчинялись они двум ведомствам: Главному автобронетанковому управлению РККА и Управлению войск НКВД по охране железных дорог. Из армейских под Москвой сражались два отдельных дивизиона бронепоездов — 21-й и 22-й… В Битве за Москву погиб особый отдельный бронепоезд №1 «За Сталина!», действовавший на Волоколамском направлении совместно с 22-м спецдивизионом бронепоездов.
После Битвы за Москву Виталий Лесик попал на Центральный фронт. Бил врага подо Ржевом, на Курской дуге. За доблесть и отвагу молодого бойца Маршал Советского Союза Климент Ворошилов лично записал в специальный дивизион бронепоездов, имевший особо важную задачу: охрану передвижений по железной дороге поездов высшего руководства страны. В 1943 году на одном из поездов дивизиона в обстановке строжайшей секретности Лесик сопровождал генералиссимуса Сталина до Баку, откуда он должен был вылететь на Тегеранскую конференцию.
Много лет спустя ветеран рассказывал, как проходила подготовка к секретному рейсу бронепоезда.
— Целый месяц нас готовили,— вспоминал Виталий Андреевич. — Никаких писем никому нельзя было отправлять, никаких телеграмм, никаких увольнений в город. Я на месяц пропал. Никто из родных не знал, где я и что со мной. Тогда никто ничего не объяснял родным — ни до, ни после.
Несмотря на строжайшую секретность и все возможные меры предосторожности, рейс бронепоезда до Баку проходил вовсе не гладко. По словам Лесика, поезд Сталина продвигался с трудом, в пути возникали большие задержки. Однако на станцию Килязи, что расположена в 85 километрах от Баку, он прибыл по расписанию — 26 ноября.
Виталий Андреевич рассказывал, что в течение всего пути до Баку самого генералиссимуса он видел мельком, да и то издали. Говорить со Сталиным ему не пришлось.
Чеканит шаг почетный караул
После Великой Отечественной войны Виталий Лесик ушел на войну с Японией. Победу встретил в Хабаровске. Два года спустя, в сентябре 1947-го, окончил с отличием Харьковское военно-политическое училище войск МВД СССР. Потом была служба на границе — в Азербайджане и Петропавловске-Камчатском.
В 1957 году Виталия Лесика отправили в Новороссийск — на южную границу, служил он в морской погранчасти. А потом работал в тресте «Новороссийскстрой», трудился термистом-инструментальщиком на Новороссийском вагоноремонтном заводе. К военным наградам — орденам Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалям «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией» добавилось мирное звание — ударника труда. Им Виталий Андреевич очень гордился.
В апреле 1975 года Виталий Лесик организовал первый Пост №1 в Краснодарском крае. Виталий Андреевич стал первым начальником штаба почетного караула у огня Вечной славы. Военная вахта на Аллее памяти стала и его работой, и его жизнью. Виталий Андреевич лично подготовил к несению службы больше 60 тысяч часовых почетного караула. Многие из них стали офицерами Советской и Российской армии.
В том же 1975 году Виталий Лесик занялся преподавательской деятельностью. Долгие годы Виталий Андреевич работал во Дворце творчества детей и молодежи имени Н. И. Сипягина. Он руководил кружком и преподавал в классе юных моряков. В 2018 году Виталия Лесика отметили как одного из пяти работающих пенсионеров, которым перевалило за сотню. Он единственный, кто жил и трудился в Краснодарском крае. Четверо других столетних пенсионеров — из Москвы и Московской области. Трудовой стаж ветерана превысил 88 лет…