Профессии победителей. Связист

К юбилею Великой Победы «МК на Кубани» рассказывает читателям о героях-земляках, которые приближали общую победу своим профессионализмом. Рассказывает о кубанцах-связистах, метеорологах, регулировщиках, поварах, механиках, железнодорожниках, которые с риском для жизни выполняли самую разную работу для сражающейся армии. Их вклад в Победу исчислялся не количеством сбитых фашистских самолетов или уничтоженных танков, но без них разгром армии захватчиков был невозможен…

(Продолжение. Начало в №51 (1171), №52 (1172) от 2019 г.)

Профессии победителей. Связист
Фото: Waralbum.ru

Первый — на проводе

Труд связиста на войне самый необходимый

Связь недаром называют «нервной системой» войны. Действительно, если импульс от «мозга» к «мышцам» не проходит, замирает, скованный параличом, весь «организм». От связистов на фронте зависело многое... Военные связисты — это радисты, телефонисты, телеграфисты, механики дальней связи, линейные надсмотрщики, сигнальщики, работники фельдъегерско-почтовой связи… Часто боевая обстановка требовала от них прокладывать линии связи и устранять повреждения на них под огнем противника. Случалось, что связисты тянули линии через минные поля, потому что ожидать помощи саперов времени не было. Чтобы выполнить свою работу, они сами проводили разминирование участка, через который должны были проложить линию…

Не всем фронтовым связистам удалось дожить до Победы. Те, кому посчастливилось уцелеть, рассказывали, что выходить на линию, невзирая на грозящую опасность, военных связистов заставляли долг и верность военной присяге…

Обеспечить связь со Ставкой

Петр Куликов из Новопокровского района Кубани на войну попал 18-летним юнцом. Было это в 1944 году. После призыва на службу в Красную Армию Петр Дмитриевич был направлен в город Киров, где в течение месяца проходил первоначальную военную подготовку. А затем молодой боец был направлен на службу в 72-ю отдельную роту 3-й бригады войск правительственной связи. Победу Петр Дмитриевич встретил под Прагой.

Рота, в которой служил военный связист Петр Куликов, обеспечивала связь высшего командования с войсками на территории Западной Украины, в Польше, во время форсирования реки Одер...

— Правительственная связь,— рассуждал ветеран,— всегда играла важную роль в управлении государством.

Ее основа, напомнил ветеран, была заложена еще в 1918 году, когда советское правительство переехало в Москву. Тогда в Москве установили коммутатор ручной связи на 25 номеров, позже его расширили, а впоследствии его заменила АТС.

Двумя десятилетиями позже, в 1930-е годы, появилась в стране междугородная правительственная связь, которую по-другому называют ВЧ-связь. Как оперативная связь органов госбезопасности ВЧ-связь обеспечивала секретность переговоров, потому ее абонентами стали также руководители высших органов управления государства и Вооруженных сил. Перед самым началом Великой Отечественной, в мае 1941 года, распоряжением Совнаркома СССР эта связь была определена как «правительственная ВЧ-связь», а посему должна была соответствовать дополнительным параметрам по защите передаваемой информации, а также обладать надежностью и живучестью…

Фото: Leonids-info.ru

Во время войны вся сеть страны базировалась на воздушных линиях. Связь обеспечивали по так называемым осям и направлениям. Осевая линия прокладывалась к штабу фронта.

— Осевые линии старались продублировать,— объясняет фронтовой связист Петр Куликов,— их тянули по разным трассам. То есть к армиям прокладывалось направление — одна линия связи, а на ней подвешивались две цепи: одна из них уплотнялась ВЧ-аппаратурой, а другая служила для связи с постами обслуживания.

Вся сеть, как свидетельствуют архивные документы, базировалась на воздушных линиях. Противник, которому это было известно, изобретал массу хитроумных способов для разрушения линий. Для этого, вспоминает Петр Куликов, немцы применяли специальные бомбы с крючьями. Падая, такая бомба зацеплялась крючьями за провода и взрывалась, разрушая сразу весь пучок проводов…

Военные историки отмечают, что боевое крещение Войска правительственной связи получили в битве на Орловско-Курской дуге. В этом сражении одновременно действовало пять фронтов и было развернуто несколько десятков ВЧ-станций. С задачей обеспечить непрерывную связь Ставки со всеми фронтами и армиями связисты успешно справились. Сразу после Орловско-Курской операции наши войска стали теснить соединения противника. Зачастую наступающая армия продвигалась вперед со скоростью 20—30 километров в сутки.

Фото: Reibert.info

Постоянные воздушные линии при таких темпах наступления связисты просто не успевали организовывать. Тогда подразделения связи вооружили кабельно-шестовыми линиями. Эти линии разворачивались как временные, а потом, если нужно было сохранить данное направление, заменялись постоянными. Таким образом появилась в подразделениях связи линейная служба.

«После ранения мне дали возможность выучиться на юриста»

Вера Афанасьевна Гончарова (в девичестве — Редькина) до войны успела поработать на телеграфе. Ее призвали на службу в ряды Красной Армии в августе 1941 года. Вера Афанасьевна была направлена в город Павлоград, в отдельный батальон связи. В батальоне были в основном девчонки, вспоминала телеграфистка Вера Редькина, а девушкам на войне еще труднее приходилось, чем мужчинам, даже в мелочах. К примеру, выдали всем связисткам обмундирование и сапоги. Вере достались сапоги 42-го размера — других просто не было. Так и служила на первых порах юная телеграфистка — в огромных сапогах…

— Снисхождений для девушек на фронте не было, мы воевали вместе с мужчинами, шли туда же, куда и они: на минные поля, в разведку, в атаку,— рассказывала ветеран.

Однажды, выполняя боевое задание, Вера Афанасьевна получила контузию. Последствия ранения оказались страшными: девятнадцатилетняя связистка оглохла. Комиссовали Веру в 1942 году, а через полгода направили на трехмесячные юридические курсы в Казань.

— Там собирались комиссованные фронтовики, выжившие после ранений, в том числе инвалиды,— поделилась ветеран. — Всем нам курсы дали возможность получить специальность, работать и быть полезными своей стране.

Окончив курсы, Вера Афанасьевна переехала на Кубань и многие годы работала в прокуратуре.

На войне как на войне

Николай Тихонович Монохин из станицы Новопокровской профессию связиста получил, что называется, без отрыва от боевых действий. На фронт Николай Тихонович ушел добровольцем в 1943 году. В ту пору ему едва сравнялось восемнадцать лет. Николай Монохин воевал в составе Западного, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. С боями прошел Белоруссию и Польшу, участвовал в разгроме немецкой группировки в Восточной Пруссии. Награжден орденами и медалями. Закончил войну на Эльбе.

— На войне бывало всякое,— вспоминал фронтовой связист Монохин. — Случалось и так, что нам, связистам, приходилось не только «давать связь», но и с оружием в руках бить врага.

Фото: Lipetsk.ru

Об одном таком случае телефонист гвардии красноармеец Монохин рассказал с особым чувством. В том бою под городом Шёнбергом он уничтожил двух и пленил четырех гитлеровцев, выполнил поставленную задачу, проложив линию связи.

Работа связиста — особый подвиг

Галина Филенко родом из Ростовской области. Росла и воспитывалась в детском доме. С началом войны работала на Волгоградском танковом заводе. Галина Николаевна часто вспоминает, как заводских рабочих и оборудование переправляли через Волгу в город Ленинск.

— Там мы остановились у незнакомой женщины. К ней в дом привозили раненых солдат… Два месяца мы ухаживали за ними. Однажды к нам приехали офицеры-связисты. Они-то и забрали меня с подружкой для обучения на связистов,— рассказала ветеран.

Так Галина стала телефонисткой. С ноября 1942 года работала она учеником, а затем мастером телефонно-телеграфного цеха мастерской военного склада №898 4-го Украинского фронта.

— Мы двигались за фронтом, ремонтировали аппаратуру,— вспоминала ветеран. — О Победе узнали во Львове. Туда к нам привозили поврежденную аппаратуру, которую мы восстанавливали. Приезжали и солдаты, которых уже я сама обучала телеграфному делу…

После войны Галина Николаевна перебралась на Кубань, в Павловский район.

— На первый взгляд в работе связиста-телеграфиста ничего героического нет,— рассуждала ветеран. — Но это только с виду. На самом деле от четкой работы связистов зависит быстрота и своевременность передачи донесений, распоряжений, приказов и команд. Поэтому труд связиста на войне самый необходимый, самый почетный и ответственный, работа связиста — особый подвиг…

Фото: Leonids-info.ru

«Мы целыми днями дежурили на коммутаторе…»

Антонина Сачко на Кубань приехала в разгар коллективизации, в 1930-е годы. Война застала Антонину Варфоломеевну ученицей счетных курсов в Армавире. Когда к городу подошли немцы, Антонина вместе с подругами отправилась в Адлер, где пошла в военный комиссариат. Оттуда ее направили на курсы телеграфистов-телефонистов при 36-м районе авиационного базирования.

На курсах девушки учили азбуку Морзе, машинопись и немецкий язык. Через три месяца четырех из двенадцати учениц направили в летную часть в Сочи. В их числе была и Антонина Варфоломеевна. Служила она в роте связи 434-го батальона аэродромного обслуживания.

— Страшно было очень… Целыми днями мы дежурили на коммутаторе,— рассказывала ветеран,— слов не было, одни позывные — передавали кодированные сообщения, где приземляться, где опасность. Работа была секретная…

О безоговорочной капитуляции Германии молодая связистка Антонина Сачко узнала, возвращаясь домой из Австрии.

— Находились мы в тот момент между Венгрией и Румынией. Видим: ракеты, ракеты, ракеты — и слышим крики. Все стреляли вокруг. Думали сначала, что снова попали под обстрел. Но это был салют в честь Победы! — вспоминала ветеран.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру