Семь лет не может вернуть свои деньги гражданин, который помог уличить взяточников

Краснодарец Виталий Чижов сейчас работает в такси. А в 2012-м он занимал пост заместителя директора строительной фирмы, выполнявшей многомиллионные подряды. Причина такого понижения статуса и доходов проста: правильная гражданская позиция с одной стороны и необъяснимая волокита государственной машины правосудия — с другой.

Семь лет не может вернуть свои деньги гражданин, который помог уличить взяточников

Не подмажешь — не поедешь

Как пишут в официальных документах: «В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ „О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” на территории г. Краснодара в конце 2012 года реализовывалась адресная программа Краснодарского края о проведении капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год». За этими сухими строками стоят большие деньги и тысячи рабочих мест. Но получить заказ можно, только если выиграешь торги. Руководство сравнительно небольшой строительной фирмы «СТК-Центр», взвесив свои возможности, заявилось в качестве участника аукциона на нескольких площадках. В итоге им удалось выиграть несколько лотов: ремонт многоквартирных домов в Краснодаре. Общая сумма заказа — 60 миллионов рублей.

— Мы должны были отремонтировать пять многоквартирных домов,— вспоминает Виталий Чижов. — В компании я выполнял функции заместителя директора, и в мои обязанности входил контроль работ, обеспечение необходимыми материалами, координирование действий с заказчиком. Могу сказать, что ни по качеству ремонта, ни по срокам к нам не было никаких претензий. Мы прекрасно понимали, что выигрыш подрядов дает возможность проявить себя как надежных партнеров, и уже одно это заставляло четко придерживаться условий договора, порой даже в убыток себе.

А непрогнозируемые трудности не заставили себя ждать.

И пришли они в лице директора МКУ МО г. Краснодар «Управление жилищного хозяйства» Н. Староверовой-Полетаевой и ее заместителя А. Кабанова. Данные ответственные лица, стоявшие во главе государственной организации, через которую осуществлялась оплата работ по подрядам, предложили свои услуги. Вернее, навязали. Виталий Чижов, выбивая платежи за выполненные работы, столкнулся с недвусмысленным намеком на взятку от замдиректора МКУ. В обмен тот обещал всячески содействовать скорейшему перечислению средств предприятию за ремонт.

Чижов оказался в весьма щекотливой ситуации. С одной стороны, именно на нем лежали обязанности по соблюдению всех сроков, в том числе и по оплате работ, и директор фирмы давил на подчиненного. С другой — дача взятки — преступление.

Cуммы для многомиллионного подряда казались небольшими: 90 и 60 тысяч рублей. Но, похоже, эти суммы были лишь проверкой коррупционеров перед генеральным наступлением на фирму.

— Однажды Кабанов пригласил меня на встречу и сказал, что со мной хочет поговорить его руководитель Староверова-Полетаева,— рассказывает Виталий Чижов. — Мы свободно прошли в кабинет, где за столом сидела эта начальница. Она недвусмысленно дала понять, что пачку наших закрывающих документов не подпишут и мы ничего не получим, пока не заплатим десять процентов от суммы контракта. То есть шесть миллионов рублей. Я сказал, что всё понял и мне надо поговорить со своим руководством.

Займи полтора миллиона

Виталий Чижов прекрасно понимал, что его начальник никогда не согласится отдать шесть миллионов на взятку, и всё же рассказал ему о «коммерческом предложении» чиновников. В ответ услышал то, что и ожидал: «Ты отвечаешь за оплату. Выкручивайся».

Решение пришло само: надо идти в полицию. И Чижов пошел.

Встретили его с пониманием. Приняли заявление. Пообещали помочь. Разработали план операции. Решили, что Чижов согласится на требование вымогателей и договорится выплачивать взятку частями. В результате чиновник принял предложение и оговорил первую сумму: миллион четыреста тысяч рублей.

Загвоздка только в одном: нужны были деньги на взятку. По неизвестным причинам в распоряжении борцов с коррупцией не оказалось необходимой суммы. У Виталия было 900 тысяч собственных денег. Занял у начальника еще полмиллиона, пообещав быстро вернуть. И в назначенный час операция началась.

Все прошло без сучка и задоринки. Кабанов взял деньги и тут же был задержан оперативниками. Упорствовать он не стал и согласился передать половину взятки Староверовой-Полетаевой, как у них было договорено. Естественно, при чутком сопровождении оперативников.

Тут тоже всё прошло без сбоя. Получатели пойманы с поличным. Доказательная база — не подкопаешься. Кроме того, лица признались в своих деяниях и согласились сотрудничать со следствием, выказывая искреннее раскаяние. Казалось бы, всё сходится. Но что-то пошло не так.

Спасибо за помощь

Если бы речь шла о банальном взяточничестве, то эта история вряд ли появилась бы на страницах нашей газеты. Кампания по борьбе с коррупцией продолжается, и новости об уличенных нечистоплотных чиновниках появляются едва ли не каждый день. Но в этом деле есть изюминка.

Мы не зря с такими подробностями описали событие преступления. Даже не посвященному в юридические тонкости человеку понятно, что с такими доказательствами дорога одна: на скамью подсудимых.

И этот путь бывшие чиновники прошли в соответствии со сроками следствия. А вот дальше началось то, что объяснить с позиции закона и человеческого разума невозможно. Дело в том, что приговор по этому простейшему делу не вынесен до сих пор. Шесть (!) лет идут суды. Меняются судьи, назначаются новые исследования и заседания, а приговора всё нет. Как можно объяснить такую медлительность судов при столь же явных доказательствах вины? Логичного ответа в правовом поле на это не существует.

А что же Виталий Чижов — человек, чья принципиальная гражданская позиция помогла изобличить взяточников? Сейчас он работает в такси. Видимо, стремление жить по закону в строительной отрасли у нас пока не является плюсом в резюме. И миллион четыреста тысяч он пока так и не получил обратно. Пока идет судебное разбирательство, эти деньги считаются вещественным доказательством. Вот такой оборот. А долг начальнику он отдал, как поступил бы любой честный человек.

— Мой результат обращения в полицию по поводу вымогательства взятки — антиреклама для честных людей. Мало того, что я последние несколько лет не могу вернуть свои почти 1,5 миллиона рублей, я еще и бесконечно должен участвовать в судах. По сути, сейчас от денег осталась половина, если считать по покупательской способности. Если бы я знал, чего мне будет стоить в прямом и переносном смысле моя гражданская позиция, то, скорее всего, не пошел бы в полицию, а взяточники так бы и продолжили собирать десятину со строителей,— объясняет Виталий Чижов. — Но вот что мне совершенно непонятно, это работа суда. Обвинение железобетонное. Доказательства еще крепче. Показания свидетелей и подсудимых — всё есть. И такая тягомотина. Порой меня посещает мысль, что причина этой задержки в моих деньгах, которые стали вещественным доказательством. Может, их там и нет давно? И возвращать нечего? А может, и обвинительный приговор выносить нет задачи? Может, замолвлено словечко за коррупционеров и расчет на спасительные сроки давности? Неповоротливость государственной машины в этом деле превзошла все ожидания. При таком затягивании очевидного процесса о хорошем уже не думаешь и в систему не веришь.

Это дело рассматривает опять новый судья, и заседание назначено на 9 сентября. Мы обязательно пойдем на этот процесс, чтобы попытаться постичь глубинную причину уникальной осторожности судебной системы при рассмотрении уголовного дела. Если судить по срокам его рассмотрения, то исследуется не иначе преступление века с массой неизвестных, а не ясное, как божий день, «дело о взятке».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру