На главную улицу Краснодара вместо троллейбусов выпустили автобусы

Об этом так много говорили, но произошло всё в одночасье. Не смотря на широкую общественную дискуссию администрация Краснодара всё же решила заменить троллейбусы на улице Красной на автобусы. Корреспондент «МК на Кубани» поспешил воспользоваться хвалёным новшеством — в мэрии заявляли, что автобусы почти новые и с кондиционерами.

На главную улицу Краснодара вместо троллейбусов выпустили автобусы

К остановке на Красной подъезжает автобус за номером 15. Люди сосредоточенно вглядываются в табло над большим лобовым стеклом. Написано, что конечная — на улице Домбайской. Открываются двери, несколько человек быстро и деловито заходят, тут же принимаясь доставать из карманов мелочь или карты. Остальные же не спешат — стоят у порогов, засунув в автобусное нутро лишь головы — спрашивают, что за маршрут и куда движется.

— Это вместо 31-го троллейбуса. Конечная — Домбайская, - громко отвечает всем кондуктор.

Часть пассажиров, обретая уверенность, шагает внутрь.

— А до краевой больницы идёт? - вопрошает остающаяся у входа семейная пара с двумя детьми: один в коляске, другой постарше и с трёхколёсным велосипедом.

— Ой, я точно не знаю. Я первый день на маршруте, - смущается кондуктор.

Вместо неё замешкавшейся семье отвечают из салона другие пассажиры. Семья лихо закидывает детей с их средствами передвижения через среднюю дверь.

Я захожу через переднюю. Первое, на что обращаешь внимание — что в салоне достаточно прохладно. Не символически — на 1-2 градуса, а по-настоящему ощущаешь, что вошёл в кондиционируемое помещение. Несмотря на то, что двери уже закрылись, вокруг продолжается взволнованное колготание по поводу маршрутов и нововведений. Люди забрасывают вопросами кондуктора и друг-дружку. Приветливая женщина с искренней улыбкой, перемещаясь от пассажира к пассажиру, в очередной раз рассказывает о замене троллейбуса на данный автобус. «Это всё из-за того, что Красную будут переделывать. Сначала «Аврору» отремонтируют, а потом, может быть, и дальше куда-то. Точно не знает никто, но провода, сказали, срежут скоро», - охотно делится она теми подробностями, которые знает. Но сама же признаётся, что знает немного. «Это быстро так, никто из нас-то не успел ничего понять. Сначала сказали с 1 числа, потом заговорили про 15. А потом раз — и говорят, что через день выходите на новый маршрут. Водители уже съездили опробовали его по паре раз. А нас-то просто кинули сюда и всё. Потому я ещё не всё помню по маршруту», - добавляет она. Всех обилетив, быстро находит людей, которые подскажут семье с детьми, где им выйти. Голосовых объявлений об остановках нет.

Под шумок этого общения спрашиваю всех о впечатлениях от нововведений. Иногда приходится вместе с кондукторами самому отвечать на вопросы пассажиров. Оказывается, действительно мало, кто из них что-либо знал вообще об изменениях. «Если это взамен 31-го маршрута, то что ходит взамен 21-го», - спрашивает женщина пенсионного возраста. Ей объясняют, что этот маршрут просто убрали с Красной, пустив в обход. Женщина насупленно поворачивается к окну. Спрашиваю её о впечатлениях.

«Если с кондиционерами пустят все, то хорошо. С кондиционерами приятно», - говорит она. Кто-то роняет слово «электробус» - самую суть нововведений. То, из-за чего весь этот сыр-бор. Именно на них мэрия и собирается заменить троллейбусы. Автобусы, по заявлениям администрации, являются лишь промежуточной стадией. Пенсионерки хвалят кондиционер и погружаются в разговор, плавно меняющий курс и уходящий с улицы Красной в сторону огородов со зреющей клубникой.

Меж тем и наш автобус тоже поворачивает с улицы Красной, а я иду вглубь салона, сильно так и не наполняющегося людьми: большая сменяемость немногочисленных пассажиров в середину субботнего дня. Люди проезжают несколько остановок и выходят. В салон взбирается грузная женщина с двумя огромными сумками, ставит их почти у дверей и громко, но без вызова кричит: «Кондуктор, посмотрите мне на проездной, а то мне выходить на следующей — ещё не успеете». Убедившись, что проездной увидели, убирает его в сумку и немного успокаивается. Спрашиваю её о смене троллейбусов на автобусы. «Да какая разница», - бросает она и выходит в открывшиеся двери.

На средней площадке ощутимо теплее. Не душно, но уже явно нет ощущения свежести, которое встречает тебя у передней двери. И это практически при пустом автобусе. «Так и будет. В час-пик будет ещё хуже. На всех автобусах с кондиционерами сейчас так. Они ж уже старенькие все. А туда — к концу вообще тепло. Там же мотор. У нас ребята всегда на автобусах с кондиционерами снимали эти декоративные решётки с вентиляции, становилось получше. Но это запрещено делать. А в конце автобуса всегда будет жарко. На первой площадке прохладно прям, я туда никогда не рекомендую с детьми садиться. А тут жарко будет», - делится опытом кондуктор.

Действительно, через несколько остановок в автобус входит женщина пенсионного возраста, пробирается по высоким ступеням в конец салона и кричит с вызовом: «Кондуктор, почему у вас окна закрыты, дышать нечем». Отвечает ей хор молодых пассажиров, видимо решивших оправдать несовершенную, но современную технологию. Женщине рекомендуют пройти в переднюю часть автобуса, где прохладно и есть свободные места. «А если мест не будет?» - вопрошает в пустоту женщина и плюхается на ближайшее кресло.

— А зимой в этих автобусах холодно ещё очень будет, - продолжает со знанием дела прерванный диалог кондуктор, - Хотя тут зима такая, что её практически нет. А раньше бывала. Мы с семьёй переехали в Краснодар в 50-х. И я застала ещё зиму. Сугробы помню огромные. У меня фотография была, где снега по пояс.

— Это в 53-м году. Когда Сталин умер. В эту зиму тут всё снегом завалило. Я это отлично помню. И под ваш рассказ отлично подходит: как раз начало 50-х. Так что, точно вам говорю — просто горы снега выпали, когда Сталин умер, - внезапно с очень многозначительной интонацией вмешивается женщина с соседнего кресла.

Виснет странная пауза, но необходимость в ответе отпадает — женщина выходит на следующей остановке.

Группа молодых людей, оправдывавших минуту назад кондиционер, принимается обсуждать между собой, как тот справится в часы пик, когда все едут на работу или с работы. Выражают сомнение в том, что он будет результативен. Сравнивая автобус и троллейбус, делают выбор явно в пользу кондиционера. «А если бы троллейбус был с кондиционером?» - спрашиваю их. «Было бы отлично вообще. Экологичный транспорт, удобный — без этих горок», - бойко отвечает девушка, перехватит инициативу у подружки, начинавшей этот разговор. Та лишь кивает. Они, кажется, единственные в салоне кроме меня, кто знает про инициативу с электробусами. То, что движется от электричества они обе предпочитают автобусам.

Автобус подкатывает к конечной. К средней двери подходит готовящийся на выход мальчик лет десяти и обращается к кондуктору: «Скажите, а почему так долго не было автобуса? Я очень долго ждал на остановке». Та объясняет ему, что в выходной день вместо 11 автобусов на линии будут оставлять лишь 8. Потому, что пассажиропоток меньше. Оттого увеличиваются интервалы. Мальчик выбегает на своей остановке. До этого диалога он громко объяснял маме по телефону, что задержался из-за автобуса, а не из хулиганства.

Конечная. Водитель вышел покурить и тут же завязал с кем-то диалог. Над автобусом висят ненужные ему провода, а над ними на город плавно накатывает чёрная грозовая туча, сверкающая электрическими разрядами.

Провода на Красной обещали не трогать, пока не принесёт каких-то результатов эксперимент с автобусами. Но работники КТТУ и сотрудники автобусных парков почему-то говорят о «срезании проводов» с уверенностью. Изменённые маршруты люди примут просто как данность, не имея возможности на неё повлиять. Кондиционер видится им какой-то отдушиной: хоть с прохладой. Хотя, в силу охладителей, как показали разговоры и на обратном пути, люди тоже не очень верят, но собираются проверить эти доводы временем. Активисты, которые смотрят дальше, чем сиюминутная относительная прохлада, продолжают сбор подписей за сохранение троллейбусов.

А меж тем Краснодар сталкивает в информационном поле лбами два прогрессивных явления — электротранспорт и кондиционер. До этой ситуации подобное сравнение вообще казалось абсурдным — как сравнивать синее и тёплое. Но пассажирам раздавались накануне листовки, которые объясняли плюсы относительно новых (возрастом от 3 до 6 лет) автобусов перед старыми троллейбусами. При очевидных стратегических плюсах электротранспорта, эмоционально и сиюминутно у пассажиров выигрывает кондиционер.

Но ведь сравнение автобусов и троллейбусов, по идее, если верить обещаниям власти, явление временное. Автобусы должны сменить на электробусы. И остаётся только надеяться, что на улицы города снова вернётся экологичный транспорт в виде троллейбуса — уже не важно, будет ли у него возможность автономного хода или нет. Ведь абсурдно же в XXI веке делать огромный шаг назад и менять электротранспорт, за котором уже все признали будущее, на двигатели внутреннего сгорания.

Комментарий

Александр Грачев, директор «Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления»:

"Деньги на покупку 12 новых троллейбусов с запасом автономного хода и, конечно, с кондиционерами, уже есть. Будет 2 закупки. Мы купим два за свой счёт, администрация города - ещё десять. Это самая крупная закупка новых троллейбусов за последние 5 лет. По срокам никакого «когда-нибудь»: примерно 3-4 месяца будут проходить положенные по закону конкурсные процедуры. То есть в сентябре будет известен завод, который поставит нам технику. И до конца года, рассчитываем, что начнём получать новые троллейбусы".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру