Гибель «Кубанского речного пароходства» больше похожа на убийство

Руководство «Кубанского речного пароходства», видимо, ещё в 90-х решило, что предприятие умрёт и когда это произойдёт. Во всяком случае картина событий говорит об этом.

Гибель «Кубанского речного пароходства» больше похожа на убийство

Это место давно уже окрестили «Кладбищем кораблей». Туда ходят подростки, чтобы делать селфи на фоне ржавых боков барж, а окружающий антураж там и правда похож на кадры из игр по постапокалиптическим сюжетам. Заброшенные сторожевые башни, распиленные металлические конструкции, ржавые клешни специальных ковшей для погрузки на суда, неизвестно сколько стоящий на земле дебаркадер, поросший травой и уже сам, кажется пустивший корни. А ведь совсем недавно это было крупное и мощное предприятие – «Кубанское речное пароходство».

Пустые штаты

В редакцию «МК на Кубани» обратился один из рабочих этого предприятия – моторист Андрей Некосов, который уже шестой год трудится на пароходстве, однако подозревает, что скоро ему придётся покинуть предприятие, как и многим его коллегам. Сам Андрей и его коллеги предполагают, что скоро или их уволят, или уволиться придётся самим. Но для него это уже не впервой.

Андрея уже дважды увольняли с предприятия, но суд оба раза восстанавливал его в должности. Оба увольнения происходили, по словам моториста, по надуманным причинам – просто чтобы избавиться от Некосова, который оказался неудобен руководству, так как разбирается в своих правах трудящегося и готов отстаивать их в суде. Дело в том, что в работе предприятия случаются простои, за которые работникам не платят. Андрей с такой позицией не согласен и требует оплатить простои, возникшие не по его вине, а по вине работодателя. За то и впал в немилость. «Даже на новогодний корпоратив не пустили. Я и не собирался особо, но мне сказали, что меня там не будут рады видеть», - рассказывает он, опираясь на ржавые перила.

Но на самом деле волнует Андрея не корпоратив, а то, что в ближайшее время он может остаться и вовсе без работы. «Рабочие на предприятии говорят, что с этой базы приказано всё убрать до конца года. Убрать все плавсредства и личный состав, стало быть, тоже. До 31 декабря. Правда я приказ не видел сам. Меня же тут не любят и ни с какой документацией не знакомят уже давно», - говорит моторист.

По информации рабочих, предприятие «Кубанское речное пароходство» решило провести диверсификацию, отказавшись от базы на историческом месте, возле которой теперь строится ЖК «Радонеж». Это положит конец и одному из направлений деятельности пароходства – добыче песка.

Прохаживаясь по металлическому мостику, нависающему над водой, Некосов показывает на одно из плавсредств. Это земснаряд (ещё их называют илососы). Он уже с 2015 года стоит тут и не работает. Предприятие решило, что это невыгодно и перестало оплачивать лицензию. Штатные единицы, работавшие на нём, сокращены. Сокращены потому, что по ним никто не числился. Часть людей перешла работать на большой земснаряд, который совсем недавно тут тоже стоял. Остальные остались без зарплаты потому, что она зависит от выработки. А откуда взяться сменам на земснаряде, если он стоит на приколе и не нуждается в обслуживании. Люди, по словам Андрея, общавшегося с бывшими работниками, сами и поувольнялись. После чего пустые штатные единицы и были сокращены.

Оставшиеся на предприятии рабочие опасаются такой же судьбы потому, что второй земснаряд недавно продали. «Удобно очень. Никому не надо ничего выплачивать по сокращению. Остались без зарплаты – сами ушли», - добавляет Андрей.

Спланированное умирание

За официальной точкой зрения «МК на Кубани» обратился непосредственно к руководству предприятия – генеральному директору пароходства Александру Давиденко. Даже в официальном ответе на обращение редакции (представители предприятия согласились общаться только через официальные запросы информации) несмотря на бланк и печать чувствуются печальные ноты. Но только в начале письма.

Гендиректор рассказывает, что предприятие действительно сворачивает свою деятельность в сфере добычи песка. Это объясняется якобы невозможностью конкурировать с теми, кто производит добычу иным способом. Дело в том, что «Кубанское речное пароходство» доставало песок со дна земснарядами, после чего перегружало на баржи, которые транспортировали его на склад. А уже оттуда песок продавался потребителям. Этот метод носит название «гидромеханического».

«За последние 25 лет объёмы потребления песка в зоне реализации (г. Краснодар и прилегающие районы) резко сократились. С другой стороны, увеличились объёмы незаконно добываемого песка из русла Кубани и береговых карьеров открытым способом, который значительно дешевле, чем гидромеханизированный. Себестоимость такой добычи в 3 раза выше, нежели добыча обычным способом с применением экскаваторов, бульдозеров с прямой выгрузкой на берег.

В этих условиях пароходство не может конкурировать на равных. Себестоимость его песка значительно дороже того, который добывается из реки нелегальным и полулегальным способом большинством мелких организаций. В силу этих причин, пароходство, ещё в 90-е годы прошлого столетия, было, фактически, на грани экономической несостоятельности и ликвидации», - говорится в сообщении за подписью Александра Васильевича.

И именно по прошествии тех самых страшных 90-х, через которые предприятию всё же удалось перевалить, на предприятии и было якобы принято решение о диверсификации. Строительный бизнес руководству показался более притягательным. В частности, на предприятии решили вынести из центральной части города судоремонтный завод, а на его месте построить ЖК «Адмирал», за счёт прибыли с которого частично поддержать пароходство.

При этом, по словам Давиденко, все уже тогда понимали, что направление с добычей песка якобы неперспективно. Хотя, не очень понятно, как в таком масштабно расширяющемся и отстраивающемся городе, как Краснодар, мог так резко упасть спрос на песок. Тем не менее, на предприятии ещё в 2010 году приняли решение «о сокращении объёмов добычи и постепенном перепрофилировании деятельности (в течение 7-10 лет) естественным путём, без сокращения значительного числа работников пароходства».

Для этого был разработан план, который снова больше связан с застройкой. Первая его часть и включала в себя строительство ЖК «Адмирал». Вторая часть – вынос мощностей речного порта за город. «Так как центральную часть территории, на которой располагался порт, город продал физическому лицу, которое в течение нескольких лет ведёт строительство ЖК «Радонеж».

Согласно открытым данным, «Радонеж» - не просто дома, а элитный жилищный комплекс, где разместится 850 квартир премиум-класса. Этажность будет варьироваться от 16 до 23. На первых этажах, как водится: фитнес-центр, рестораны и прочие роскошные заведения. На последних – пентхаусы. Под землёй – конечно же паркинг на 300 машино-мест. Не может же всё это соседствовать с каким-то там портом, где песок и грязные рабочие. Кубанские деловые издания отмечали, что переговорами по такому важному вопросу занимался сам глава города – тогда Владимир Евланов. Его общение с представителями застройщика (ЗАО «Цифей») состоялось в деловой обстановке: на Международной выставке МИПИМ, которая в далёком уже 2010 году проходила в Каннах. Возможно, именно пока экс-главе города пришлось вкалывать на благо города на чужбине, на «Кубанском речном пароходстве» и решали вопросы рентабельности добычи песка, а также составляли план постепенного умирания предприятия к сдаче ЖК в эксплуатацию?

ЖК "Радонежь"

«Очевидно, что складирование песка и другие производственные процессы, связанные с деятельностью речного порта, рядом с жилым комплексом (первые очереди уже сданы в эксплуатацию), невозможны», - отмечает уже сейчас Александр Давиденко. Потому порт и решено вынести подальше от элитного жилья – в район шлюзов Краснодарского водохранилища. «Данный этап будет реализован в течение нескольких лет за счёт собственных средств пароходства.

В завершении письма руководство пароходства отмечает, что резких сокращений персонала не планируется, обещая также, что, если сокращения случатся – они пройдут в полном соответствии с законом.

«Пароходство, как предприятие, будет сохранено и продолжит своё существование за счёт других видов деятельности, приносящих прибыль и поддерживающих «на плаву» одно из старейших предприятий города», - такими строчками завершается официальный ответ.

Диверсификация

- Другой вид деятельности – это стройка что ли? – спрашивает Некосов, увидев ответ его начальства нашему изданию, - Тогда уж не «на плаву», а «на суше» оно будет держаться.

Андрей переводит взгляд с реки и невольно начинает идти в сторону забора, отделяющего остатки предприятия от стройки «Радонежа». По пути указывает на уже много лет, видимо, стоящий на берегу двигатель какого-то судна, считая на нём цилиндры. Их шесть. С боку в круг выстроились ровненькие зубцы редуктора. На одной из заржавевших боковин, с которой постепенно слазает зелёная краска, надпись: «Металлолом». Тем не менее, двигатель стоит за заборчиком из сетки рабицы. Рядом – уже не огороженный – его коллега, выглядит более потрёпанным. Неподалёку – распиленные сваркой огромные ёмкости, который в ближайшие дни пойдут на металл. А над этим всем возвышаются уже возведённые этажи элитного ЖК, жители которого уже достаточно скоро получат возможность гулять по берегу Кубани, который, диверсификацией, как субботником, очистят от портовых построек.

Пройдя ещё один круг по территории, Андрей рассказывает, как в 2017 году пароходство получило заказ на оказание транспортных услуг. Но тогда цену, озвученную предприятием, перебили конкуренты. «И ведь никто не подумал побороться – тоже снизить цену или как-то удешевить себестоимость услуги. Нет – мы просто отказались. Может и с песком так же?» - снова возвращается к теме проданного земснаряда Некосов.

И действительно, вопросы вызывает то, что руководство предприятия ссылается только на конкурентов, работающих вне закона. Если так, то непонятно, куда смотрят правоохранители и местная власть, позволяющие мелким «нелегальным и полулегальным» предприятиям разорять запасы природных богатств и убивать тем самым крупное предприятие, которое появилось на свет в 1858 году и, страшно подумать, что пережило. Гражданская была, Отечественная была, девяностые были. А сейчас, из телевизора говорят, благополучное время роста и вообще подъёма по всем фронтам. А огромная часть предприятия умирает.

Вся эта история и правда напоминает не стремительную гибель от рук конкурентов, а спланированное умирание к определённому сроку. Даже если предприятие останется «на плаву», занимаясь строительством и другими приносящими прибыль видами деятельности, то за бортом при этом останутся люди, которые уже много лет работали на пароходстве и, пусть не все, но душой болели за его благополучие.

Наше издание попыталось договориться с руководством предприятия о встрече, чтобы получше понять ситуацию, но нам ответили отказом. Потому все вопросы, которыми мы задавались выше по тексту, остаются без ответа. Среди них и главный вопрос-мем современности: «Совпадение?». Совпадение ли, что решение о закрытии в городе главного подразделения одного из старейших на Кубани предприятий было принято в год принятия решения о строительстве элитного жилого комплекса? Совпадение ли, что экономическая его гибель продлилась именно столько, сколько этот ЖК строился?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру