Как воевали " Ночные ведьмы" в кубанском небе

Боевой путь летчиц 46-го авиаполка легких ночных бомбардировщиков

«Ночные ведьмы» впервые появились в кубанском небе над «Голубой линией» в апреле 1943 года. Из Краснодара на «Голубую линию» в район Новороссийска для усиления воздушной группировки советских войск было направлено восемь экипажей 46-го авиаполка легких ночных бомбардировщиков под руководством Серафимы Амосовой

Боевой путь летчиц 46-го авиаполка легких ночных бомбардировщиков
Летчицы 46-го авиаполка. Фото: исторический музей

 Боевой задачей полка была доставка медикаментов и продовольствия для обороняющихся частей Красной Армии в одном из районов Новороссийска, а также разведка территории противника в ночное время и ведение боев.

Дунин полк

К середине апреля 1943 года противник сконцентрировал на аэродромах Крыма и Кубани основные силы 4-го воздушного флота, имевшего более тысячи самолетов. Им противостояли силы 4-й и 5-й воздушных армий. Сосредоточение с обеих сторон значительного количества самолетов для действий в ограниченном районе определило упорную и напряженную борьбу в воздухе. И сюда, в это пекло, был направлен 46-й гвардейский, единственный в мире целиком женский авиа-

ционный полк, читаем в одном из выпусков альманаха «Победа». Все воины полка — от летчиков и штурманов до техников — были женщины. Это формирование наши бойцы шутливо называли «Дунин полк» — по имени неизменного командира Евдокии Бершанской.

С марта по сентябрь 1943 года полк участвовал в наступательных операциях по прорыву «Голубой линии» на Таманском полуострове, в освобождении Новороссийска. Именно за освобождение Таманского полу-

острова полку впоследствии было присвоено наименование «Таманский».

Воевали летчицы на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2), нежно называя их «ласточками». Это были маленькие фанерные самолеты, скорость их была небольшой (чуть больше 100 километров в час), летать приходилось на малой высоте — 400 — 500 метров. Они были слишком уязвимы в дневное время. У-2 можно было сбить даже из обычного крупнокалиберного пулемета. Поэтому летали на У-2 только ночью. Идею применять легкий фанерный самолет как ночной бомбардировщик подала знаменитая летчица-штурман Марина Раскова.

С пистолетами —

на вылет!

Летчицы были практически беззащитны, имея в своем распоряжении лишь пистолеты ТТ. До августа 1943 года девушки не брали с собой даже парашютов, чтобы загрузить в самолет дополнительный груз бомб. Тем не менее эти маленькие самолетики и их отважные экипажи не давали немцам покоя, совершая по 8-9 вылетов за ночь, а зимой, когда ночи длиннее, в несколько раз больше.

Ни вражеские истребители, ни зенитки, рассекающие небо, не останавливали «ласточек» на пути к цели. Часто самолеты возвращались из ночных полетов изрешеченными. Девушки-техники быстро латали их, так что крылья многих У-2 были похожи на лоскутные одеяла.

Небо весенней ночью холодное, а кабины самолетов были открыты. Военными историками описываются случаи, когда после ночных полетов закоченевшие девушки с трудом добирались до казармы. Скованные холодом руки и ноги не слушались. Летчиц уносили прямо из кабины подруги, которые прилетели раньше и уже успели отогреться.

Ночной кошмар для немцев

Смелость наших летчиц отметили и враги: их называли «ночными ведьмами» за то, что не дают покоя и лишают сна по ночам. А галантные французские летчики из полка «Нормандия-Неман» называли их «ночными колдуньями».

Вчерашние студентки, работницы заводов и фабрик, по зову сердца вставшие в солдатский строй, с достоинством прошли все дороги войны.

Вот история только одной из «Ночных ведьм» — Полины Гельман. Она окончила 3 курса истфака МГУ и в октябре 1941 года добровольно ушла в Красную Армию, поступила на курсы штурманов и с мая 1942 была зачислена штурманом в 46-й гвардейский полк, в составе которого прошла через всю войну.

«...В ночь на 19 апреля 1943 года производила бомбометание по войскам противника в станице Крымской. В результате точных боевых ударов наблюдалось два сильных взрыва с пламенем, что подтверждает гвардии лейтенант Клопкова и гвардии лейтенант Пискарева.

Тов. Гельман является активным участником обороны Северного Кавказа, разгрома немецких захватчиков на Кубани, Таманском, Крымском полуостровах, в Белоруссии, Польше и Восточной Пруссии. Летает исключительно смело, умело маневрирует при попадании в прожектора и зенитный обстрел противника...» — сказано в характеристике Полины Гельман.

Полина Владимировна была удостоена высокого звания — Герой Советского Союза, как и двадцать две ее подруги-летчицы. В ее наградном листе есть такая фраза: «Произвела 857 боевых вылетов на самолете ПО-2»…

На счету боевых подруг Полины Гельман — летчиц гвардейского Таманского полка почти три миллиона килограммов сброшенных бомб, двадцать шесть тысяч емкостей с горючей жидкостью, семнадцать подорванных переправ, девять уничтоженных железнодорожных эшелонов, сорок шесть складов с боеприпасами, две баржи, семьдесят шесть автомашин и другой техники. Во вражеском стане вызвано восемьсот одиннадцать пожаров, более тысячи взрывов. Для советских войск, находящихся в окружении, летчицы доставили сто пятьдесят пять мешков с боеприпасами и продовольствием.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру