Стирая границы времени
Собирать материальные частицы прошлого, чтобы сохранить их для будущих поколений, люди начали с глубокой древности. Сведения о первых музеях датируются античными временами.
Разумеется, первые хранилища культурных ценностей значительно отличались от того, что принято называть музейными коллекциями в наши дни. Уточним: в современности музей — это некое учреждение, которое относят к отрасли просвещения и науки. Его цель — хранить, изучать и время от времени наглядно демонстрировать памятники духовной и материальной культуры. Впрочем, первые музеи, открытые в Египте и Греции, тоже ставили перед собой похожие цели, но достигали их иными способами.
Один из первых мировых музеев — Александрийский — был основан царем Египта Птолемеем I. Под него была отведена часть дворцовых сооружений, к которым сделали множество пристроек и соорудили капеллу для муз (собственно музей), разбили аллею и возвели открытую с боков, но крытую сверху залу для совместных занятий. С музеем была соединена знаменитая Александрийская библиотека.
Во главе учреждения стоял начальник, которого назначал царь, выбирая кандидатов из жреческого сословия. О числе музейных работников можно судить лишь приблизительно, поскольку оно не было определено уставом. Историкам известно, что поначалу было их около пятидесяти, позже штат Александрийского музея расширялся.
Кроме того, попасть в число музейщиков в Александрии было не так-то просто, поскольку кандидатов в служащие, как и начальника, подбирал царь. Сотрудники мусейона получали достойное жалование, которое выделялось из государственной казны. В огромных залах библиотеки бережно хранились самые ценные рукописи, размещались бюсты и статуи различных выдающихся деятелей того времени. Известно также, что Птолемей позаботился об организации в одной из многочисленных комнат небольшой школы для детей богатых родителей.
Первый мусейон просуществовал недолго: в 270 году музейные залы вместе с Александрийской библиотекой были уничтожены пожаром.
Как сгорела кубанская «Александрийская библиотека»
Первое собрание ценных для потомков предметов на Кубани, созданное генералом Иваном Диомидовичем Попко, постигла почти та же участь, что и Александрийский музей.
Иван Попко (1819-1893 гг.) — начальник Псекупского казачьего полка, а по совместительству историк и полиглот, свободно говоривший на девяти языках, был первым нашим земляком, который разглядел будущую ценность в самых обычных предметах быта. Он призвал новых переселенцев, занимавших долину Псекупса, не уничтожать, а сдавать ему бытовые вещи, оставшиеся на местах горских аулов. Переселенцы охотно выполняли необычную просьбу, и вскоре собралась коллекция из орудий труда и посуды абадзехов.
Все собранные экспонаты генерал сначала хранил в своей квартире. По мере расширения коллекции, особенно когда она стала пополняться каменными надгробными памятниками, стал вопрос о новом помещении для ее хранения.
Генерал Попко решил создать музей в станице Ключевой (в наше время — город Горячий Ключ). Для размещения экспонатов на площади посреди станицы соорудили настоящую горскую саклю. Рядом с ней расположили надгробные плиты, а внутри — различные бытовые предметы, относящиеся не только к началу XIX века, но и к эпохе греков и генуэзцев. Здесь находились аналой для чтения Корана, резная крышка сундука с геометрическим орнаментом, станок для нареза винтовок, горские орудия для обработки почвы, среди которых выделялся одноручный плуг, и многое другое.
Когда в 1866 году в долине Псекупса были найдены останки доисторических животных, для них построили еще и палеонтологический музей. А те экспонаты, которые не поместились в музее, расположили в своеобразном его филиале, открытом в полковой школе.
Кроме сбора различных материальных предметов, Иван Попко занимался сохранением всевозможных документов, относящихся к истории Кавказа. К концу жизни генерала-историка был собран огромный архив, из которого он почерпнул материал для написания нескольких книг по истории казачества.
Однако случилось так, что генерала перевели на другое место службы. В 1871 году ценнейшие музеи Горячего Ключа остались без надзора. Часть экспонатов, предположительно, попала в Тифлисский и Майкопский музеи. Судьба остальных неизвестна: где они находятся сейчас, можно только гадать. Судьба собранного генералом архива и вовсе трагична: тысячи ценных документов были отправлены на растопку печей. Так сгорела кубанская «Александрийская библиотека».
На месте первого музея, созданного Иваном Попко, в наши дни работает его преемник, открытый в 2000 году. В его залах представлены материалы по геологии, палеонтологии, археологии, этнографии, истории Горячего Ключа и его окрестностей.
И закрытые, и доступные
Сегодня перед посетителями открывает двери великое множество музеев. Каждый может выбрать, где с интересом и пользой провести время, согласно собственному вкусу и склонностям.
В наши дни все музеи можно разделить на два основных типа. Первый — научно-исследовательский. Такие учреждения направлены на образовательную и научно-просветительскую работу. В научно-исследовательских музеях существуют большие отделы, в которых работают десятки ученых. Их задача — обработка всей информации, собранной по той или иной теме. А выставки экспонатов, которые регулярно проходят в стенах данных музеев, должны в доступной форме нести знания в широкие массы, то есть выполнять просветительскую функцию, как обязывает статус учреждения.
Другой тип музея — исследовательский. Такой музей предназначен исключительно для изучения и хранения артефактов, представляющих особую историческую ценность. Это закрытый тип хранилищ, выставки экспонатов в их стенах устраиваются в исключительно редких случаях.
Сегодня появляется все больше музеев третьего типа — так называемых учебных. Их основная цель — максимально способствовать процессу обучения в той или иной области знаний. В таких учреждениях, как правило, есть все необходимые материалы для самостоятельных исследований. Это своеобразные учебные лаборатории для будущих столпов российской науки.
Определить статус музея можно не только по типу, но и по профилю. Здесь спектр гораздо шире. Пожалуй, самая обширная группа — этнографические музеи, специализирующиеся на истории и современности различных народов, а также на их культуре.
Далее следуют археологические и историко-археологические, объектом которых является, так сказать, древнейшая история. Здесь проводятся выставки предметов материальной культуры, обнаруженных на раскопках, проводимых на территориях разных стран.
Военно-исторические музеи хранят документальные и материальные свидетельства военных и послевоенных времен. В них можно увидеть боевую технику (которая иногда располагается на площадке под открытым небом), оружие, одежду и другие предметы, которыми пользовались солдаты.
Историко-революционный музей собирает предметы, рассказывающие о различных государственных реформах и эпохальных решениях, изменивших ход истории в тех или иных странах.
Следующий музейный профиль — общеисторический. В таком учреждении есть материалы о происхождении и истории различных государств и их развитии. К техническим относят музеи машиностроения, космонавтики и им подобные. Естественно-научный музей выставляет экспонаты биологического, геологического, зоологического и антропологического характера, литературный экспонирует печатные издания, иллюстрирующие процесс развития литературы в границах одной или более стран.
Особняком среди себе подобных стоят музеи, посвященные известным личностям: писателям, ученым, полководцам, музыкантам.
Краеведческие музеи являются комплексными, так как объединяют в себе сразу несколько профилей, например, исторический, биологический, литературный, следовательно, здесь найдут много полезного для себя посетители с самыми разными запросами.
Как «Весна музеев»
стала «Ночью»
Если Международный день музеев стали отмечать в России с 1977 года, то акция «Ночь музеев», стремительно набирающая популярность у почтеннейшей публики, на пару десятилетий моложе. Впервые подобное мероприятие было проведено в Берлине в 1997 году. Два года спустя, в 1999-м, по инициативе Министерства культуры и коммуникаций Франции состоялся праздник под названием «Весна музеев», приуроченный к Международному дню музеев.
В 2001 году в ночной акции уже участвовало 39 стран Европы и Америки, а в 2005 году «Весна музеев» переросла в «Ночь музеев».
Первым отечественным последователем новой заграничной идеи стал Красноярский музейный центр. В 2002 году он впервые предложил желающим посетить музей ночью.
С тех пор традиция похода в музей в темное время суток стремительно набирает обороты, вовлекая все большее число стран и посетителей. В 2017 году «Ночь музеев» проводилась уже в 150 странах мира.
В ночь (как правило, с субботы на воскресенье), с 18 часов и до полуночи, большинство российских музеев бесплатно открывает двери для посетителей. К слову, желающих оценить музейные ценности в этот день бывает немало. Исключение составляют лишь знаковые экспозиции и уникальные показы, на которые в «Ночь музеев» нужно приобретать билеты.
В 2018 году акция пройдет в России уже в двенадцатый раз. В ночь с 19 на 20 мая музеи и картинные галереи страны пригласят посетителей на специальные программы: выставки и концерты, квесты и творческие занятия.
На Кубани, как и во всей России, «Ночь музеев» посвящена теме «Шедевры из запасников». К примеру, в Историко-археологическом музее имени Фелицына ночных посетителей удивят кинетической инсталляцией «Зюйд–Вест» Михаила Смаглюка и дефиле «Камни земные, небесные и царские. Ожившая красота», организованным студентами факультета дизайна КГИК, рассказом из первых уст об удивительном путешествии земляков по Австралии «По следам экспедиции Пятый континент», экскурсией при свечах «Боги и Герои» и многими другими праздничными программами. В сквере имени Жукова сердца краснодарцев и гостей краевого центра свяжет «Памяти живая нить» — концертная программа, посвященная 75-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, часть которой — документальный монолог «Я прочитал твое письмо…», созданный по дневникам времен Великой Отечественной войны из фондов музея.